Лингвистическая задача. €

– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

Заболела бабушка.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

Объяснение учителя.

Упражнения 511, 512.

Наблюдение.

Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 214.

Игра «Фокусник».

– Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы Безличные глаголы
Ветер дует в окно. В окно сильно дует.
Гроза зажгла дерево.  
Дождь льет как из ведра.  
Липы сладко пахнут.  
Ветер сломал осину.  

Итог урока.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

Тезисы:

1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

Домашнее задание:упражнение 513.

Урок 152.
Безличные глаголы

Проверка домашнего задания.

Лингвистическая задача.

– Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

вечереть расти трясти
лечь приходить убедить
победить смеркаться целовать

Упражнения 514, 515.

Работа с текстом.

– Прослушайте отрывок из рассказа М. Пришвина «Закат». Посчитайте, сколько в нем безличных глаголов.

Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу...

Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.

– Какова функция глаголов в этом тексте?

Подготовка к диктанту по упражнению 517.

Учащиеся устно анализируют орфограммы в тексте диктанта.

Диктант.

Домашнее задание:упражнение 516.

Урок 153.
Морфологический разбор глагола

Проверка домашнего задания.

Обсуждение морфологического разбора глагола.

Игра «Фокусник».

– Образуйте неопределенную форму глаголов: бежим, вырежем, споем, пляши, спел бы, причесал, захотел.

Игра «Третий лишний».

– Запишите третье лишнее, определите наклонение.

1) пой, читай, сидим;

2) сказал бы, пошел, посадил бы;

3) шьет, идет, работай.

Диктант.

1. Пожар снежком не погасишь.

2. Куда бы ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.

3. На печи не храбрись, а на поле не трусь.

4. Тут дождя просят, а он идет, где косят.

5. Одна пчела много не натаскает.

6. Сколько бы собака ни лаяла, гора от этого не рухнет.

7. Не спеши языком, торопись делом.

8. Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?

9. Друг в беде узнается.

10. Опавшая хризантема не вернется на куст.

Задание: сделать морфологический разбор 5 глаголов.

Домашнее задание: упражнение 518.

Уроки 154–155.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассказ на основе услышанного

Учащиеся составляют рассказ на основе услышанного (§ 89).

Урок 156.
Правописание гласных в суффиксах глаголов

Проверка домашнего задания.

Игра «Кто больше?».

Учащиеся образовывают глаголы приставочным способом так, чтобы приставка имела конечную С, а корень начинался с буквы С.

Выигрывает тот, кто называет последнее слово.

Работа с теоретическим материалом.

Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 218, а затем сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.

Упражнения 521, 522.

Предупредительный диктант.

1. Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.

2. Манилова проговорила, что он очень обрадовал их своим приездом.

3. Пришлось ему в поле ночевать.

4. Я приказывал лодке причалить к берегу и сам шел подкрадываться к осторожной птице.

5. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд по рябине.

6. Тихон вылавливает их, складывает на берегу, а речушка несет все новые и новые поленья.

Итог урока.

– Учитель называет глаголы совершенного вида. Задача учащихся – образовать глаголы несовершенного вида с помощью изученных суффиксов.

Выиграть, выписать, засеять, покрыть, признать, приурочить, прочитать, развеять, раздать, рассеять, расхвалить, создать.

Домашнее задание:упражнение 523.

Урок 157.
Правописание гласных в суффиксах глаголов

Проверка домашнего задания.

Упражнения 524, 525.

Лингвистические задачи.

– Замените данные слова синонимичными глаголами с суффиксами -ова-, -ева-; -ыва-, -ива-:

болтать –

помогать –

веселиться –

– Замените сочетания близкими по значению глаголами прошедшего времени с суффиксами -ова-, -ева-; -ыва-, -ива-:

дал совет –

проводил беседу –

делал запись –

оказывал воздействие –

смотрел время от времени –

приводил цитаты –

Наши рекомендации