Самостоятельная работа. По материалам, подобранным дома, учащиеся готовят выступление и представляют его
По материалам, подобранным дома, учащиеся готовят выступление и представляют его классу.
Урок 109.
Местоимение как часть речи
Работа над ошибками.
В классе разбираются типичные ошибки, допущенные в диктанте.
Ознакомление с новым материалом.
– Тема сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».
– Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось.
Подсказка: Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
– Что за имена заменяют местоимения?
– Какие именные части речи вы знаете? Что они обозначают?
– Прочитайте определение местоимения на с. 164 учебника.
– Вспомните постоянные и непостоянные признаки частей речи.
– Какую синтаксическую функцию они могут выполнять?
– На с. 164 прочитайте об изменении местоимений и их синтаксической функции. Сделайте вывод.
– Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том, о сем.
Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни се!»
– Прочитайте о разрядах местоимений.
Упражнения 390, 391.
Творческий диктант.
– Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.
Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.
Упражнение 393 (устно).
Итог урока.
– Что такое местоимение?
– Для чего нужны местоимения?
– Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?
Домашнее задание: упражнение 392, подготовить доклад (одному из учеников) о местоимениях ты и вы.
Урок 110.
Личные местоимения
Проверка домашнего задания.
Работа с теоретическим материалом.
– Самостоятельные наблюдения учащихся (выполнение упражнения под знаком «звездочка»).
– Объяснение учителя.
Упражнения 394–396.
4. Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России.
В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам – «ты».
Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»:
«30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение:
Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:
– Ответь мне, Франция, как звали тех героев?
Имен их здесь на памятнике нет!
«Свободной ставши вмиг – спросить их не успела!
– Вот мой ответ!»
Это упоминание о революции подымает бурю.
Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?»
Выражение «ты» вместо общеупотребительного «вы» не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.
На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь».
Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету... Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана».
Материал взят из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой и др.
– Расскажите об употреблении местоимений ты и вы в наше время.
Лингвистическая задача.
– Прослушайте отрывки из стихотворений.
– Определите, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым и в каком – Исаковским?
Памяти Добролюбова
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
(Н. А. Некрасов.)
Ты по стране идешь, и нет преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады
И отступает ледяная мгла.
Ты по стране идешь. И все твои дороги
Перед тобой раскрыла мать-земля.
Тебе коврами стелются под ноги
Широкие колхозные поля...
(М. Исаковский.)
Творческий диктант.
– Исправьте ошибки в предложениях, запишите. Подчеркните личные местоимения.
1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.
2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.
3. Я с отцом ездили на рыбалку.
4. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать.
5. Он был любимцем с детства матери.
Домашнее задание:упражнение 397.
Урок 111.
Личные местоимения
Выборочный диктант.
Учитель читает отрывок из сказки А. С. Пушкина. Задача учащихся – выписать все личные местоимения и указать их падеж.
...Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости...
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной,
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
И сидит в нем царь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».