Исправьте ошибку в употреблении прилагательного
В конечном итоге мы победили.
4. Раскройте скобки:
(светло)голубой;
(англо)русский;
(плодово)ягодный;
(сухо)фруктовый.
5. Вставьте буквы О или Е.
Плюш..вый
Глянц..вый
Камыш..вый
6. Вставьте буквы Н или НН.
Соломе..ая шляпа
Ветре..ая погода
Комари..ый укус
Кожа..ое пальто
Стекля..ый кувшин
Серебря..ое кольцо
Экскурсио..ый день
7. Вставьте пропущенные буквы:
Мы живем в стране Совет..ой,
Признаем язык немец..ий,
Итальян..ий, дат..ий, швед..ий
И турец..ий признаем,
И англий..ий, и француз..ий,
Но в родном краю по-рус..и
Пишем, думаем, поем.
(С. Михалков.)
Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Дубровский еще долго блуждал по (не)знакомому лесу.
9. Сделайте морфемный разбор слова «безветренный».
II в а р и а н т
Тест
1. Прилагательное может отвечать на вопрос:
а) каков?
б) что делать?
в) что?
2. Прилагательное не может изменяться:
а) по числам;
б) падежам;
в) лицам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) определения;
в) обстоятельства.
4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:
а) хуже;
б) крупнейший;
в) богатый.
5) Укажите составную форму сравнительной степени сравнения:
а) более приветливый;
б) самый лучший;
в) тоньше.
6) Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.
7) Заячий след. В прилагательном -ий:
а) часть корня;
б) суффикс;
в) окончание.
Практическая часть
Впишите окончания прилагательных.
1) интересн.. игрушку
2) лучи утренн.. солнца
3) спел.. душист.. земляники
Поставьте ударение.
Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.
Исправьте ошибку в употреблении прилагательного.
В Волгограде Петя купил себе памятный сувенир.
4. Раскройте скобки:
(северо)западный
(темно)зеленый
(двух)этажный
(садово)огородный
5. Вставьте буквы О или Е.
Лиц..вой
Ситц..вый
Морж..вый
6. Вставьте буквы Н или НН:
Оловя..ый солдатик
Травя..ой покров
Безветре..ый день
Торжестве..ое собрание
Гуси..ое перо
Деревя..ый дом
Юн..ый натуралист
7. Вставьте пропущенные буквы:
Мы живем в стране Совет..ой,
Признаем язык немец..ий,
Итальян..ий, дат..ий, швед..ий
И турец..ий признаем,
И англий..ий, и француз..ий,
Но в родном краю по-рус..и
Пишем, думаем, поем.
(С. Михалков.)
Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.
Сделайте морфемный разбор слова «небольшой».
Урок 92.
Диктант
Каменный мост
В семнадцатом веке через Москву-реку построили Большой каменный мост. Мостовые опоры были из дикого камня и с западной стороны служили ледорезами. Там же работали водяные мукомольные мельницы. На мосту размещались каменные палаты и деревянные лавки.
Мост стал многолюдной торговой улицей, где любили гулять москвичи.
На месте старого каменного моста теперь высится гигантский металлический мост, но название у него сохранилось историческое – Большой каменный мост.
Примечание: на доске написано слово Москва-река, учитель также предупреждает о постановке тире в последнем предложении.
Урок 93.
Развитие речи. Публичное выступление
Учащиеся готовят выступления о произведениях народного промысла по упражнениям 343, 344. На урок приносят какое-либо произведение народного декоративного искусства.
Беседа.
– Сегодня в конце урока каждый из вас подготовит публичное выступление на одну из тем, предложенных в упражнении 343. Но для начала необходимо разобраться: что такое публичное выступление, откуда оно берет свое начало, на какие цели направлено.
(Учащиеся рассказывают все, что знают о публичном выступлении, учитель дополняет.)
Упражнение 342.
– Прочитайте текст. О каком виде декоративного искусства идет речь?
– Как вы думаете, почему хохлома известна далеко за пределами нашей Родины?
– Что вы знаете о предметах, которые принесли с собой?
Упражнение 343.
Выполняется по заданию. Учащиеся читают составленные предложения.
Упражнение 344 (по заданию).
Конкурс «Лучший оратор».
Учащиеся выступают со своим текстом. Выбирают лучшего оратора.
Домашнее задание: в первой части повести М. Пришвина «Кладовая солнца» отметить абзацы, в которых говорится о Митраше.
Урок 94.
Имя числительное как часть речи
Определение темы и целей урока.
– Вспомните, что такое грамматика.
– Внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?
Веселая грамматика
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!
– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – имя числительное.
– Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.
– Прочитайте тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь.