Игра на внимательность
Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.
Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, приобрести, привыкать, превратить, приказать, примерять, преодолеть, привет, причина, препятствие.
Упражнения 160, 161.
Работа с карточками.
Задание для всех карточек: с данными словами и словосочетаниями составить предложения.
Карточка 1: приклонить голову – преклонить колени.
Карточка 2: придавать значение – предавать (совершать предательство).
Карточка 3: призреть (позаботиться о ком-нибудь) – презреть (выразить презрение).
Карточка 4: прибывать (куда-нибудь приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь).
Карточка 5: притерпеться (свыкнуться) – претерпеть гонения (перенести гонения).
Итог урока.
– Всегда ли можно проверить правописание приставок пре- и при-, опираясь на ее значение?
Домашнее задание:упражнение 162.
Урок 40.
Гласные в приставках Пре- и при-
Проверка домашнего задания.
Работа с предложением.
За это время раста..т снег умчат?ся воды зазелене..т и покро..т?ся первыми самыми д..рогими нам цв..тами з..мля потреска..т?ся см..листые почки на дерев?ях раскро..т?ся ароматные клейкие зеленые листики и тут пр..лета..т кукушка.
– Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте.
– В предложении должно быть 6 запятых, расставьте их. Обоснуйте. Составьте схему предложения.
Упражнения 163, 164.
2. Словарный диктант (упражнение 165).
Домашнее задание:рассмотреть схемы предложений с прямой речью на с. 18 (упражнение 43), составить предложения.
Урок 41.
Диктант
Солнце стало пригревать. В полях тает, а в лесу еще снег лежит на земле, на ветках деревьев. Деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут часа освобождения. Вот пришел этот час. Снег подтаивает, а в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под елкой спит заяц. В страхе привстает он и прислушивается. Потом побежит, приостановится, прислушается и опять побежит. Весна.
До прилета кукушки проходит вся красота нашей весны. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими нам цветами земля, потрескаются смолистые почки на деревьях, раскроются ароматные клейкие зеленые листики.
Уроки 42–43.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. вЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Упражнение 166.
1. Работа с текстом «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (желательно, чтобы текст был у каждого ученика).
– Какие элементы интерьера описываются в первом отрывке?
– Каким предстает перед нами блудный сын на каждой картинке?
– Сравните описание помещения в первом и втором отрывках: что осталось прежним, а что изменилось? (Остались картинки, стол, кровать, исчезли цветы и пестрые занавески.)
– Во втором отрывке ничего не говорится о «пестрой занавеске». Как вы считаете, осталась она висеть на кровати или нет? Если да, то могла ли она остаться пестрой? Обоснуйте свой ответ.
– Как через описание обители главного героя автор раскрывает тему повести?
Повторное чтение.
(Учитель собирает тексты у учащихся.)
– Сейчас я прочитаю оба отрывка, а вы подумайте, как построите изложение от третьего лица.
– После чтения учитель обсуждает с учащимися последовательность изложения: вступление (предисловие), первое описание помещения, описание помещения через несколько лет, концовка.
– Подумайте, как вы будете именовать лицо, от которого будет идти рассказ? (Рассказчик, повествователь и т. д.)
Заключительное чтение отрывка.
Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).
Урок 44.
Соединительные гласные О и Е в сложных словах
Исследовательская работа.
– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать, –
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О –
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море – мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «Это – да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения:
О/А | Е/И |
сам..лет | каш..вар |
пар..воз | стал..вар |
пар..ход | кон..вод |
мор..ход |
– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).
Упражнения 167, 168.
Самостоятельная работа в парах.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.
Карточки
вод..провод земл..трясение гром..отвод вод..мерка земл..делие дожд..мер жизн..описание груз..подъемник | о е о о е е е о | картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство | е е о е о о е е |
пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие | о е е о о е о о | вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход | о о е е о о е е |
овощ..хранилище черн..морец сад..водство птиц..фабрика газ..провод прав..писание олен..водство лед..кол | е о о е о о е о |
После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.
Итог урока.
– Что такое сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?
Домашнее задание:упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:
Урок 45.
Сложносокращенные слова