Игра на внимательность

Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.

Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, приобрести, привыкать, превратить, приказать, примерять, преодолеть, привет, причина, препятствие.

Упражнения 160, 161.

Работа с карточками.

Задание для всех карточек: с данными словами и словосочетаниями составить предложения.

Карточка 1: приклонить голову – преклонить колени.

Карточка 2: придавать значение – предавать (совершать предательство).

Карточка 3: призреть (позаботиться о ком-нибудь) – презреть (выразить презрение).

Карточка 4: прибывать (куда-нибудь приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь).

Карточка 5: притерпеться (свыкнуться) – претерпеть гонения (перенести гонения).

Итог урока.

– Всегда ли можно проверить правописание приставок пре- и при-, опираясь на ее значение?

Домашнее задание:упражнение 162.

Урок 40.
Гласные в приставках Пре- и при-

Проверка домашнего задания.

Работа с предложением.

За это время раста..т снег умчат?ся воды зазелене..т и покро..т?ся первыми самыми д..рогими нам цв..тами з..мля потреска..т?ся см..листые почки на дерев?ях раскро..т?ся ароматные клейкие зеленые листики и тут пр..лета..т кукушка.

– Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте.

– В предложении должно быть 6 запятых, расставьте их. Обоснуйте. Составьте схему предложения.

Упражнения 163, 164.

2. Словарный диктант (упражнение 165).

Домашнее задание:рассмотреть схемы предложений с прямой речью на с. 18 (упражнение 43), составить предложения.

Урок 41.
Диктант

Солнце стало пригревать. В полях тает, а в лесу еще снег лежит на земле, на ветках деревьев. Деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут часа освобождения. Вот пришел этот час. Снег подтаивает, а в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под елкой спит заяц. В страхе привстает он и прислушивается. Потом побежит, приостановится, прислушается и опять побежит. Весна.

До прилета кукушки проходит вся красота нашей весны. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими нам цветами земля, потрескаются смолистые почки на деревьях, раскроются ароматные клейкие зеленые листики.

Уроки 42–43.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. вЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Упражнение 166.

1. Работа с текстом «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (желательно, чтобы текст был у каждого ученика).

– Какие элементы интерьера описываются в первом отрывке?

– Каким предстает перед нами блудный сын на каждой картинке?

– Сравните описание помещения в первом и втором отрывках: что осталось прежним, а что изменилось? (Остались картинки, стол, кровать, исчезли цветы и пестрые занавески.)

– Во втором отрывке ничего не говорится о «пестрой занавеске». Как вы считаете, осталась она висеть на кровати или нет? Если да, то могла ли она остаться пестрой? Обоснуйте свой ответ.

– Как через описание обители главного героя автор раскрывает тему повести?

Повторное чтение.

(Учитель собирает тексты у учащихся.)

– Сейчас я прочитаю оба отрывка, а вы подумайте, как построите изложение от третьего лица.

– После чтения учитель обсуждает с учащимися последовательность изложения: вступление (предисловие), первое описание помещения, описание помещения через несколько лет, концовка.

– Подумайте, как вы будете именовать лицо, от которого будет идти рассказ? (Рассказчик, повествователь и т. д.)

Заключительное чтение отрывка.

Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).

Урок 44.
Соединительные гласные О и Е в сложных словах

Исследовательская работа.

– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,

Паровоз не отстает,

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать, –

Эти сложные слова

Не выносят буквы А.

А поставишь букву О –

Скорость будет – ого-го!

Кашу варит кашевар,

Сталь нам варит сталевар,

Лошадь водит коневод,

В море – мореход плывет.

Все названья хороши,

Только правильно пиши.

Мы у этих слов внутри

Не поставим букву И,

А напишем Е – тогда

Каждый скажет: «Это – да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения:

О/А Е/И
сам..лет каш..вар
пар..воз стал..вар
пар..ход кон..вод
  мор..ход

– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).

Упражнения 167, 168.

Самостоятельная работа в парах.

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.

Карточки

вод..провод земл..трясение гром..отвод вод..мерка земл..делие дожд..мер жизн..описание груз..подъемник о е о о е е е о   картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство е е о е о о е е
пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие о е е о о е о о   вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход о о е е о о е е
овощ..хранилище черн..морец сад..водство птиц..фабрика газ..провод прав..писание олен..водство лед..кол е о о е о о е о

После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.

Итог урока.

– Что такое сложные слова?

– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?

– От чего зависит выбор соединительной гласной?

Домашнее задание:упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:

Игра на внимательность - student2.ru

Урок 45.
Сложносокращенные слова

Наши рекомендации