Работа с существительными
– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | |
Проверочные слова | доска земля | стол конь окно | степь |
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)
– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?
– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнемунельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.
Работа с глаголами.
– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: -е, -ут, -ют Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.) + глаголы-исключения: брить, стелить (идти – слово-«шпаргалка») | II спр.: -и, -ат, -ят Все глаголы на -ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на -еть: видеть ненавидеть смотреть терпеть вертеть зависеть обидеть (глядеть – слово-«шпаргалка») + 4 глагола-исключения на -ать: гнать держать дышать слышать (спать – слово-«шпаргалка») |
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.
– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.
Упражнение 22 (комментированное письмо).
Работа с перфокартами.
Перфокарта выглядит следующим образом:
Зачеркните нужную букву:
1) и/е 2) и/е 3) а/о | 1) и/е 2) а/о 3) а/о | 1) и/е 2) и/е 3) и/е |
Карточка для первого варианта:
1) из книг.. 2) в книг.. 3) к башн.. | 1) утренн..м ветерком 2) с огромн.. силой 3) в мрачн..м раздумье | 1) реша..т 2) загора..т 3) держ..т |
Карточка для второго варианта:
1) на конференци.. 2) на машин.. 3) с башн.. | 1) свеж..м сеном 2) в неглубок..м овраге 3) о голуб..м небе | 1) пиш..т 2) дыш..т 3) люб..т |
Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.
Домашнее задание:упражнение 24.
Урок 6.
Словосочетание. Простое предложение
Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек: вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.
К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.
К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.
К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.
К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.
Работа с предложением.
– Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой.
Мы часто слушаем народный фольклор.
– В чем заключается ошибка?
– Запишите исправленный вариант предложения.
– Подчеркните основу предложения.
– Есть ли в предложении группа подлежащего?
– Выделите группу сказуемого.
– Сколько словосочетаний в предложении?
– Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили?
Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».
1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.
2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.
3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.
4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.
5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.
6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.
7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.
8. Знать наизусть. Главное слово – знать.
9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.
В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.
Работа со схемами.
– Составьте словосочетания по схемам:
Игра «Кто вперед?»
Класс делится на две команды. Задача каждой команды – разгадать и записать на доске словосочетания, зашифрованные в упражнении 28 (1–6 словосочетания – первой команде, 7–12 словосочетания – второй). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки.
Беседа.
– Чем словосочетания отличаются от предложений?
– Какова цель каждого высказывания?
Пришла зима.
Пришла зима?
Пришла зима!
– От каких условий зависит выбор знаков завершения?