Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам»

Книга первая.I. Изложение предмета. Отношение между размножением населения и возрастанием количества пропитания
II. Общие препятствия, задерживающие размножение населения, и способ их воздействия
Книга третья.III. Системы равенства
Книга четвертая.IV. О надежде, которую можно возлагать на будущее, относительно излечения или смягчения бедствий, порождаемых законом народонаселения
V. О влиянии на общество нравственного обуздания
VI. О единственном, находящемся в нашем распоряжении средстве для улучшения участи бедных
VII. Какое влияние на гражданскую свободу оказывает знакомство с главной причиной бедности
VIII. Продолжение о том же
IX. О постепенной отмене законодательства о бедных
Х. Какими способами можно содействовать разъяснению заблуждений относительно народонаселения
XI. О направлении нашей благотворительности
XII. Исследование проектов, предложенных для улучшения участи бедных
XIII. О необходимости установить общие принципы в вопросе об улучшении участи бедных
XIV. О надеждах, которые мы можем питать относительно улучшения общественного устройства
Книга пятая.XV. Учение, изложенное в этом сочинении, не противоречит законам природы; оно имеет в виду вызвать здоровое и крепкое население и размножение, не влекущее за собой порока и нищеты
XVI. О праве бедных на прокормление
XVII. Опровержение возражений
XVIII. Заключение

- два основополагающих вопроса:

1) Какие причины задерживали до сих пор развитие человечества или возрастание его благосостояния?

2)Какова вероятность устранить, вполне или отчасти, эти причины, препятствующие развитию человечества?

- определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Цель: исследование последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения обществ».

Говорит об упомянутой выше арифметической и геометрической прогрессиях, приводит примеры с ростом населения Великобритании, говорит о производительности земли, в итоге: «Закон постоянного возрастания населения до такой степени превышает закон возрастания средств существования, что для сохранения равновесия между ними, для того, следовательно, чтобы данное население имело соответственное количество средств существования, необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось каким-нибудь высшим законом,чтобы оно подчинялось суровой необходимости, словом, чтобы тот из этих двух противоположных законов размножения, на стороне которого оказывается такой перевес, сдерживался бы в определенных границах».

К слову сказать, Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом. Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения.

Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.

- Препятствия к размножению: предупредительные и разрушающие. Одни действуют, предупреждая размножение населения, другие – сокращая его по мере чрезмерного возрастания. Первые можно назвать препятствиями предупредительными, вторые – препятствиями разрушительными.
Препятствия предупредительные, поскольку они добровольны, свойственны человеку и заключаются в способности, отличающей его от животных, – способности предвидеть и оценивать отдаленные последствия (например, предотвратить ранний брак).

Все препятствия к безграничному размножению лишенных разума растений и животных принадлежат к числу разрушительных (это - вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайнюю бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемии, войну, чуму, голод). Они относятся к неизбежному следствию природы. Если же они оказываются предупредительными, то в них нет ничего добровольного.

«Совокупность всех предупредительных и разрушительных препятствий составляет то, что я разумею под именем непосредственного препятствия к размножению населения»

- Делает акцент на колебаниях численности населения – мол, следует историкам сосредоточиться на изучении низших слоев общества плюс на первобытном обществе, когда эти колебания были заметны. «Дикари, среди которых нет правильной цены на труд, несомненно, переживают такие же колебания. Когда возрастание их населения достигает своего крайнего предела, все препятствия, как предупреждающие, так и разрушающие размножение, начинают действовать с особенной силой: усиливаются порочные склонности, дети чаще оставляются на произвол судьбы, войны и эпидемии становятся более частыми и опустошительными. Эти причины действуют до тех пор, пока население не будет ими низведено до уровня средств существования. Тогда возвращение относительного довольства вновь повлечет за собой возрастание населения, а спустя некоторое время это возрастание будет задержано теми же причинами, которые только что перечислены».

- (анализирует два труда) Кондорсе в своем “Историческом очерке успехов человеческого разума” говорит, что сравнение количества населения просвещенных европейских стран с занимаемой ими площадью, а также условий их земледелия, промышленности и разделения труда с размером средств существования показывает, что современное положение может быть сохранено не иначе, как при существовании громадного числа людей, удовлетворяющих свои потребности путем усиленного труда. Существует неизбежная причина неравенства, зависимости и даже нищеты, постоянно грозящих самому многочисленному и трудолюбивому классу людей, составляющих наше общество. Свои рассуждения о совершенствовании органической природы человека Кондорсе оканчивает замечанием, что его доказательства в пользу безграничной возможности улучшения общественных условий при предположении, что организация и способности человека останутся неизменными, приобретают неизмеримо большее значение, если принять во внимание, что эта организация и эти способности также могут усовершенствоваться. Успехи медицины, здоровая пища, удобные жилища, отсутствие чрезмерного утомления, наследственных и заразительных болезней, устранение главных причин развращения – с одной стороны, крайней нищеты, с другой стороны, чрезмерного богатства, – все эти условия, по мнению Кондорсе, если и не сделают человека бессмертным, то во всяком случае будут способствовать тому, что он будет пользоваться жизнью, естественная продолжительность которой будет постоянно возрастать до той меры, которая может быть названа неопределенной, причем под этим словом он разумеет постоянное движение к безграничной, хотя и никогда недосягаемой продолжительности, постоянное увеличение срока человеческой жизни, достигающее в бесконечном ряду веков размера, превосходящего всякую данную величину.
М:«Но смысл этого выражения в применении к продолжительности человеческой жизни находится в явном противоречии с принципами науки и не подтверждается никакими естественными законами. Средняя продолжительность человеческой жизни, несомненно, может несколько удлиниться под влиянием благоприятных для того условий, но также несомненно и то, что в течение всего периода, относительно которого мы имеем достоверные исторические свидетельства, не произошло никакого увеличения в естественной продолжительности человеческой жизни»

При чтении остроумного сочинения Годвина о политической справедливости предлагаемая им система равенства на первый взгляд представляется наиболее увлекательной теорией из всех, какие были когда-либо предложены. Улучшение общественного строя, основанное на требованиях, соответствующих одним лишь разумным убеждениям, будет, несомненно, неизмеримо прочнее порядка, установленного путем насилия. Всестороннее развитие личности представляет принцип, достойный уважения и превосходящий, по моему мнению, теории, устанавливающие рабское подчинение личности общественным интересам. Замена эгоистических стремлений любовью к ближнему в основе всех общественных учреждений – это такая достойная цель, к которой должны стремиться все наши желания. Словом, при взгляде на нарисованную Годвином картину будущего общественного строя нельзя удержаться от восхищения и страстного желания увидеть ее осуществление. Но, к сожалению, это невозможно, так как прекрасная картина Год-вина – только мечта, плод его воображения.

М: «Через все сочинение Годвина проведена та мысль, что все пороки людей и бедствия, поражающие человечество, проистекают из несовершенства общественных учреждений. В этом заключается его главная ошибка. Если бы мнение Годвина было справедливо, мы вправе были бы надеяться на то, что бедствия со временем будут устранены из человеческого общества и это благотворное преобразование будет достигнуто одной только силой разума. В действительности бедствия, причиняемые даже несомненно вредными общественными учреждениями, крайне ничтожны сравнительно с несчастиями, порождаемыми человеческими страстями и естественными законами»

- Если существует мнение, что выселение может служить средством против бедствий, порождаемых чрезмерным населением, то это объясняется тем, что отвращение людей к выселениям из родной страны в соединении с затруднениями, представляемыми разработкой новых земель, никогда не позволяли применить эту меру в широких размерах. Если бы это средство могло оправдать возлагаемые на него надежды – оно давно уже было бы истощено: прибегая к нему при всяком возобновлении бедствий, порожденных излишком населения, мы в настоящее время заметили бы, что этот источник наших надежд уже иссяк безвозвратно.
Таким образом, необходимо признать несомненным, что выселение безусловно недостаточно для устранения бедствий, порождаемых чрезмерным размножением населения. Но если смотреть на него как на временную и частную меру, предпринятую для распространения культуры, то выселение оказывается пригодным и полезным. Быть может, нельзя доказать, что правительства обязаны деятельно поощрять его, но не подлежит сомнению, что запрещение выселений не только несправедливая, но и крайне ошибочная мера.

О благотворительности основная мысль: Если человек переломит себе руку или ногу, то мы обязаны немедленно помочь ему, а не наводить справки о том, заслуживает ли он нашей помощи. Это совершенно согласуется с требованиями общей пользы. Подавая в подобных случаях без разбора нашу великодушную помощь, мы можем не предаваться опасениям, что наш поступок поощрит людей ломать себе руки с целью воспользоваться помощью. На основании неизменного принципа общей пользы одобрение, выраженное Христом поступку Самаритянина, нисколько не противоречит правилу ал. Павла: кто не хочет трудиться, тот не имеет права на пропитание.
Тем не менее, мы никогда не должны упускать случая сделать доброе дело, на основании предположения, что встретим другой случай, более заслуживающий наших благодеяний. При всяком сомнении необходимо принять за правило, что мы обязаны повиноваться инстинктивному чувству сострадания. Но если мы можем выполнить налагаемую на нас разумом обязанность тщательно взвешивать последствия наших поступков, если собственный наш опыт и опыт других людей указывает для нашей благотворительности два пути, из которых один достигает лучших результатов, то в качестве нравственных существ мы обязаны направлять наши склонности по лучшему пути, для того чтобы воспитать в себе привычку к таким поступкам, которые мы признаем более полезными, как для наших ближних, так и для нас самих.

Нищета, бедность трудящихся масс — это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества - бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.«Главная и непрерывная причина бедности,— писал Мальтус,— мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание;— поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения».

О классовом неравенстве:Следует парализовать классовую борьбу пролетариата – налицо беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Распространение идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.
Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» — воздержаниенеимущих от браков.

- Основные тезисы

биологическая способность человека к продолжению рода превосходит его физическую способность увеличивать свои продовольственные ресурсы;

любые ограничения роста населения – принудительные или предупредительные – действуют всегда;

конечный предел воспроизводственной способности населения определяется ограничением по продовольственным ресурсам.

всякая сознательная попытка усовершенствования человеческо­го общества с помощью социального законодательства будет сме­тена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку не­обходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою не­предусмотрительность.

- центральная идея книги о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние об­щества: при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудерж­ного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь в геометрической прогрес­сии, будет удваиваться каждые 20–25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь в арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогич­ными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.

- невозможность увеличивать производство продовольствия Т. Мальтус объяснял не только медленными техническими усовер­шенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время «зако­ном убывающего плодородия почвы».Кроме того, использованная им американская статистика в пользу «геометрической прогрессии» роста численности населения более чем сомнительна, ибо не отра­жает разницу между числом иммигрантов в США и числом родив­шихся в этой стране.

биологическую способность человека к продолже­нию рода Т. Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, не­смотря на постоянно действующие принудительные и предупредитель­ные ограничения, превосходит физическую способность человека на­ращивать продовольственные ресурсы.

Билет 14

Жан-Батист Сэй «Трактат политической экономии»

«Трактат политической экономии, или Простое изложение способа формирования, распределения и потребления богатства» был написан в 1803 году французским экономистом Ж.-Б. Сэем.

Содержание

Книга включает IX глав:

I. Польза политической экономии

II. Что такое производство?

III. Операции, общие для всех отраслей промышленности

IV. Употребление машин

V. Теория сбыта

VI. Свойство и употребление денег

VII. Прибыль с капитала и заработная плата

VIII. Частное потребление

IX. Общественное потребление.

Идеи

Особое место в экономической деятельности Ж.-Б. Сэй отводит предпринимательству. По его мнению, значительное влияние на распределение богатств оказывает способность предпринимателей. В одной и той же области промышленности умный и деятельный человек приобретает богатство, а другой, столкнувшись с неблагоприятными обстоятельствами, разоряется.

Также особое внимание в трехзвенной структуре общей экономической теории Сэй уделяет производству. Согласно Сэю, факторам производства — труду, капиталу и земле соответствуют три дохода — заработная плата, прибыль и рента. Заработная плата определяется естественной ценой труда. Ее превышение "обременяет другой класс дополнительным содержанием работников, заставляя платить за несозданный продукт, отказывая во всяком уважении к частной собственности". Не следует обременять социальными расходами лишь предпринимателей, их должно нести общество в целом. Подобно английскому экономисту Т.Р. Мальтусу Сэй склонен объяснять бедность прежде всего излишком населения по сравнению со средствами существования. Обвинять же в подобном неравновесии политическое устройство было бы несправедливым, считал он. Рост производительности труда и соответствующее снижение сдельной зарплаты понижают стоимость продукта, т.е. имеют благотворный эффект [Эту логику можно принять лишь при стабильности денег, т.е. в абстрактной форме.].

Один из экономических парадоксов состоит, по мнению французского классика, в том, что именно рабочие более всех заинтересованы в техническом прогрессе, сберегающем труд, так как он удешевляет предметы первой необходимости. Возвышение производства и соответственно роли товарного предложения позволило последователям Сэя следующим образом выразить ключевую идею его учения: предложение автоматически рождает спрос; продав товар, производитель превращается в покупателя. "Закон Сэя" позволяет сделать вывод об отсутствии причин для общего товарного перепроизводства и о возможности в результате случайного стечения обстоятельств лишь эпизодических кризисных проявлений.

По мнению Ж.-Б. Сэя существуют два одинаково важных свойства, благодаря которым население предпочитает монету, имеющую обращение в стране, всякому другому товару:

1. монета как освященный обычаем и разрешенный законом посредник в обмене продуктов годится всякому, кому надо произвести обмен;

2. монета способна дробиться на такие части, из которых каждая равна стоимости приобретаемого продукта.

Французский экономист защищает применение машин, которые хотя и вытесняют работников из производства, тем не менее, привносят в хозяйственную деятельность ряд положительных моментов:

1. введение машин в производство осуществляется достаточно медленно, а потому у рабочих есть время для подготовки к другой работе;

2. машины нельзя ввести без того, чтобы не задействовать огромное количество труда на их производство;

3. положение потребителей улучшается за счет того, что товары изготовленные при помощи машин, стоят дешевле, чем аналогичные товары, произведенные вручную.

Одним из исходных является положение Сэя об источнике ценности (стоимости) товаров и услуг. Сэй во главу угла ставит не трудовые затраты (так по Смиту), а полезности: «полезность сообщает предметам ценность». Согласно концепции Сэякритерием производительности служит полезность.Полезности — это субстрат богатства во всем его многообразии, они создаются производительным трудом. Сэй различает ценность продукта (стоимость), определяемую издержками производства, и цену, являющуюся мерилом ценности. Цена выражает ценность, так же как барометр показывает атмосферное давление, поскольку прямое влияние атмосферы не нарушается сторонними обстоятельствами. Поэтому следует считать производительным труд ремесленников и труд фермеров, труд учителей и труд врачей. Важна не материальная форма продукта, а важен результат деятельности. В итоге производственной деятельности услуга не обязательно должна принимать форму вещественного продукта.

Теория производственных факторов основывается на положении Сэя об определяющей роли полезности в формировании ценности благ и умножении богатства. Ж. Б. Сэй первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара (иными словами стоимость футболки,например, состоит из стоимости ткани, зарплаты швеи, аренды цеха). При этом, по Ж.Б. Сэю, каждый фактор производства участвует в процессе производства, оказывая свою услугу, а следовательно, вносит свой вклад в создание ценности товаров. Величина такого вклада определяется на рынке конкретного товара. Сэй вводит различие между процентом, т.е. оплатой услуг капитала, и предпринимательским доходом — вознаграждением за труд по организации и управлению производством. Этот квалифицированный труд оплачивается высокими заработками, формирует слой, или класс, богатых людей-профессионалов. Что касается услуг со стороны капитала, то здесь обыкновенно в игру вступают так называемые трудовые сбережения, или эффект воздержания. У. Сениор, чаще всего цитируемый родоначальник теории воздержания, распространяет свою идею и на недвижимость, доходы от которой можно истратить на личное потребление, но можно и отложить, сберечь, использовать в дальнейшем как фактор производства. Предпочитая второй путь, владелец имущества превращает его в капитал. Доход на капитал — процент, или дивиденд, — это также род вознаграждения, отказ от "потребительского разгула". Труд фермера по сути своей не отличается от труда предпринимателя, хотя источники доходов у них различны; разными являются также источники дохода у крестьянина-собственника и арендатора земли.

Логика анализа общественного потребления ведет к утверждению, что те же законы, которые управляют частной (рыночной) экономикой, должны руководить и государственным хозяйством. Двух родов экономик не бывает, так же как нет двух видов честности или нравственности. Деятельность правительства в части общественного потребления производительна, т. е. эффективна, если ее результат не менее ценен, чем затраты. Эти идеи были востребованы творцами теорий побочных эффектов и общественного выбора. Ведь процессы общественного потребления могут по-разному влиять на окружающую среду, здоровье людей и социальную жизнь вообще.

«Закон рынковСэя».В рамках своей теории рынков сбыта Сэй сформулировал закон, названный впоследствии его именем. Согласно теории рынков сбыта Сэя, «сбыт для продуктов создается самим производством», т.е. предложение порождает спрос. Это и есть две равнозначные формулировки закона Сэя. Этот закон, в свою очередь, приводит к следующим следствиям:

▪ общее перепроизводство невозможно;

▪ то, что выгодно для отдельного хозяйствующего субъекта, выгодно для экономики в целом;

▪ импорт выгоден для экономики, поскольку оплачивается ее продуктами;

▪ те силы общества, которые потребляют, но не производят, разоряют экономику.

Теория рынков сбыта Сэя приводила к мысли о внутренней стабильности и устойчивости капиталистической экономики. Безработицу и спады производства следовало - на ее основе - трактовать как временные феномены, не имеющие долгосрочного значения. Данная точка зрения на макроэкономическую стабильность рыночной экономики была опровергнута только в 1930-е годы.

Билет 15

Конспект труда Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогообложения» 1817 год!

"Начала политической экономии и налогового обложения" состоят из 32 глав, которые не сгруппированы в разделы или книги. Начиная с изложения теории стоимость-труд (глава 1), Рикардо затем переходит к рассмотрению основной проблемы политической экономии: определить правила, которые управляют распределением ренты, заработной платы и прибыли между собственниками земли, трудящимися и промышленниками (главы со 2 по 6). Анализ распределения дохода ведет его к предположению о снижении ставки прибыли и, как следствие, к прекращению аккумуляции, к застойному состоянию: «никакой капитал не сможет больше принести даже малейшей прибыли; никакой дополнительный труд не будет востребован и, следовательно, население достигнет своего максимального уровня». Внешняя торговля (глава 7), преимущества которой неоспоримы, оказывается единственным средством остановить это падение прибылей. Налоги должны как можно меньше препятствовать «естественному» функционированию экономики (главы с 10 по 18).Остальная часть работы дает возможность автору сравнить свои положения с основными теориями того времени, углубить их и дополнить. Я сделаю пересказ первых 8 глав ибо совсем нет времени. Надеюсь, что Валерию Людвиговичу будет этого достаточно.

Глава I «О стоимости»

Отдел I

Стоимость товара зависит от количества времени, затраченного на производство этого товара, а не от вознаграждения, которое уплачивается за этот труд. ". Вода и воздух чрезвычайно полезны, они прямо необходимы для существования, однако при обычных условиях за них нельзя ничего получить в обмен. Напротив, золото, хотя полезность его в сравнении с воздухом или водой очень невелика, обменивается на большое количество других благ. Если предмет не годен, он будет лишен меновой стоимости, каковы бы ни были его редкость или количество труда, которое требовалось бы на его производство. Меновая стоимость появляется из двух источников:

· Редкость товара

· Количество труда

Существуют некоторые товары, стоимость которых определяется исключительно их редкостью: редкие книги, статуи, монеты, картины. Их стоимость не зависит от кол-ва труда, потраченного на их пр-во, и изменяется в зависимости от богатства и спроса их покупателей. Но таких товаров очень мало, в основном, все нами приобретаемые товары требуют некоторое кол-во труда. Меновая стоимость определяется кол-вом затраченного на производство товара труда. Запомним пример про оленя и бобра: если у охотничьего народа убить бобра стоит обычно вдвое больше труда, чем оленя, то естественно, один бобр будет меняться на двух оленей, или стоить столько, сколько стоят два оленя.

Относительная стоимость двух товаров изменяется: сравнив настоящую стоимость одного со стоимостью обуви, чулок, шляп, железа, сахара и всех других товаров, мы находим, что он обменивается на то же самое количество этих вещей, что и прежде. Сравнив с этими же товарами другой, мы находим, что он изменился относительно всех их; в таком случае мы можем с большим вероятием заключить, что изменение произошло в этом товаре, а не в товарах, с которыми мы его сравнивали

Отдел II

Труд различного качества вознаграждается различно. Это обстоятельство служит причиной изменения относительной стоимости товаров. Расценка труда различного качества зависит от сравнительного искусства рабочего и напряженности выполняемого им труда. При сравнении стоимости одного и того же товара в различные эпохи не нужно принимать в расчет напряженность труда, применяемые при производстве этого товара, поскольку точно также происходит и в другую эпоху. Пример: если кусок сукна стоит теперь двух кусков полотна, а спустя десять лет обыкновенная стоимость куска сукна будет равна четырем кускам полотна, то можно заключить, что или больше труда идет на изготовление сукна, или меньше на изготовление полотна, или что действовали обе причины.

Отдел III

На стоимость товаров влияет не только труд, затраченный непосредственно на их производство, но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, участвующие в процессе производства.

Все тот же пример с бобрами и оленями: предположим, что изготовление оружия, необходимого для охоты на бобра, требует гораздо большей затраты труда, чем оружие, необходимое для охоты на оленя, так как близко подойти к первому животному труднее, и потому оружие должно быть более метким; один бобр будет стоить больше двух оленей, потому что требуется больше труда, чтобы убить его.

Если мы представим себе состояние общества, в котором достигнуты большие успехи, в котором промышленность и торговля процветают, то мы по-прежнему найдем, что стоимость товаров регулируется тем же принципом. Определяя, например, меновую стоимость чулок, мы увидим, что их стоимость сравнительно с другими вещами зависит от всего количества труда, которое необходимо для изготовления их и доставления на рынок. Сюда войдет, во-первых, труд обработки земли, на которой разводят хлопок; во-вторых, труд доставки хлопка в страну, где будут изготовлены из него чулки, - сюда же включается также часть труда, затраченного на постройку судна, на котором он перевозится и который оплачивается во фрахте товаров; в-третьих, труд прядильщика и ткача; в-четвертых, часть труда машиностроителя, кузнеца и плотника, которые строили здание и машины, с помощью которых изготовляются чулки; в-пятых, труд мелочного торговца.

Теперь что происходит с деньгами, на примере лосося и оленя: если лосось стоит 1 ф. ст., а олень - 2 ф. ст., то один олень стоит столько, сколько два лосося. Но один олень может стоить столько, сколько стоят три лосося, если потребуется больше труда, чтобы убить оленя, или меньше, чтобы поймать лососей. Обе эти причины могут действовать также одновременно. Важно! Никакое изменение в заработной плате не вызвало бы изменения в относительной стоимости этих товаров. Если мы предположим даже, что заработная плата повысилась, то ни в одном из этих промыслов не увеличится количество необходимого труда, а увеличится только цена за этот труд. Те же основания, которые заставят охотника и рыболова стараться увеличить стоимость их дичи и рыбы. Но меновая стоимость рыбы повышалась бы или понижалась только потому, что требовалось бы больше или меньше труда для получения данного количества.

Итог: повышение стоимости товаров пропорционален количеству труда, требующемуся для их производства; и что если для производства их не требуется больше труда, то стоимость их не повышается.

Отдел IV

Принцип, согласно которому количество труда, затрачиваемого на производство товаров, регулирует их относительную стоимость, видоизменяется в значительной степени вследствие употребления машин и другого основного и долговечного капитала.

Степень долговечности основного капитала является причиной изменений в относительной стоимости товаров независимо от большего или меньшего количества труда, необходимого для их производства. Здесь различают два вида капитала:

ü Основной( например, пивовар, который пользуется долговечными аппаратами и зданиями)

ü Оборотный( сапожник, который свой капитал тратит на зарплату рабочим, одежду и еду) Особенность: капитал возвращается не сразу( например, посев пшеницы)

Теперь об относительной стоимости в этом случае: относительные стоимости пшеницы и ячменя будут одинаковые, потому что, поскольку дело касается основного и оборотного капиталов, они производятся при одинаковых условиях; но стоимость хлеба относительно сукна или хлопчатобумажных товаров должна измениться вследствие повышения стоимости труда.

Меновая стоимость товаров, на производство которых пошло одинаковое количество труда, будет неодинакова, если они не могут быть доставлены на рынок в одно и то же время. В одном случае машины и сукно имеют стоимость, превышающую более чем вдвое стоимость хлеба, хотя на них ушло лишь вдвое больше труда. Во втором случае один товар имеет большую стоимость, чем другой, хотя на производство его ушло не больше труда. Различие в стоимости в обоих случаях происходит оттого, что прибыль накопляется как капитал и является справедливым вознаграждением за время, когда прибыль не могла быть использована.

Итог: разделение капитала на основной и оборотный в различных пропорциях в разных отраслях производства вводит правило: стоимость товаров не изменяется, если на их производство не затрачивается больше или меньше труда.

Отдел V

Принцип, в силу которого стоимость не изменяется вследствие повышения или падения заработной платы, видоизменяется также вследствие неодинаковой долговечности капитал

а и неодинаковой скорости, с которой он возвращается к своему предпринимателю.

Представим, что у двух равных капиталов в двух разных отраслях промышленности доля основного и доля оборотного капитала равны. Получится, что чем менее долговечен основной капитал, тем более он приближается по своему характеру к оборотному капиталу. Товары, произведенные равными капиталами, будут иметь приблизительно равную относительную стоимость, которая повышается или падает из-за того, что на производство их стало нужно больше или меньше труда. После же введения этих дорогих и долговечных орудий товары, производимые с применением одинаковых капиталов, будут иметь неодинаковую стоимость.

Итог: соразмерно с долговечностью капитала, относительные цены тех товаров, на производство которых употребляется этот капитал, будут изменяться в обратном отношении'к заработной плате: они будут падать с повышением заработной платы и подниматься с падением ее. А те товары, которые производятся главным образом трудом с участием оборотного или основного капитала менее долговечного характера, будут повышаться в цене вместе с повышением заработной платы и падать с ее понижением.

Отдел VI

О неизменной мере стоимости

Здесь сразу пример: для получения одного и того же количества золота всегда требуется одно и то же количество труда, но все же золото не будет совершенной мерой стоимости, с помощью которой мы могли бы точно установить изменения стоимости всех других товаров, так как:

1. Отношение между основным и оборотным капиталом в производстве золота и других вещей различно.

2. Основной капитал может иметь различную степень долговечности.

3. Для доставки золота на рынок может требоваться другое количество времени, чем для доставки других товаров.

Золото было бы совершенной мерой стоимости для всех вещей, производимых при точно таких же условиях, что и оно, но не для других. Таким образом, деньги( золото) считается неизменным товаром, а всякие изменения в ценах товаров рассматриваются как следствия изменения стоимости товаров, о котором будет идти речь.

Отдел VII

Различные следствия, вызываемые изменением стоимости денег, мерила, в котором всегда выражается цена, или изменением стоимости товаров, которые покупаются за деньги.

Наши рекомендации