Моделирование управленческих ситуаций
Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода моделирования в исследовании систем управления.
Темы для повторения:
· Моделирование как метод исследования систем управления.
Ключевые термины:
Моделирование.
Модель.
Виды моделей: знаковые, интуитивные, физические, аналоговые.
Имитационное моделирование.
Деловая игра как разновидность модели.
Исходная информация.
Региональная фирма «Уран-компьютер» известна на местном рынке в течение 10 лет благодаря высокоэффективной сборке и реализации компьютерной техники. Директор Петр Ивлиев считает, что залогом успеха фирмы являются своевременные поставки качественных комплектующих. В настоящее время у фирмы 3 поставщика.
1. ОАО «Мегахит» находится в Москве и отличается большими объемами реализуемых партий и хорошим ассортиментом товаров. Компания обеспечивает самые низкие цены, но совершенно не желает проявлять гибкость ни в каких вопросах. В то же время этот поставщик всегда заблаговременно предоставляет всю необходимую коммерческую информацию (о новых марках, об изменениях на рынке компьютеров и т.д.).
2. ООО «Профит», также расположенный в Москве, не такой крупный и потому занимается также поставками мелких партий, скомплектованных под конкретного заказчика. Его изделия проходят предварительный контроль, и проблем с качеством продукции практически не бывает.
3. ИП «Иванежкин» работает на местном рынке и отличается скромными объемами продаж. Качество его товара оставляет желать лучшего, но сроки поставки он обеспечивает самые короткие. К тому же часто он готов взять на себя доставку необходимых комплектующих. К достоинствам данного поставщика можно отнести и его готовность оказать как консультативную, так и техническую поддержку своим покупателям.
Гарантийные сроки на аналогичные товары у всех трех поставщиков одинаковые.
Начальник отдела снабжения Дмитрий Ротанов предпочитает второго поставщика. Недавно у директора состоялся разговор с Дмитрием. Директор заявил, что поставщика надо выбирать «по критериям» и предложил построить модель, по результатам исследования которой определить, совпадает ли его выбор с выбором по модели.
Задание.
Постройте модель выбора поставщика, используя следующие критерии: сроки поставки, качество комплектующих, цены, гарантии, послепродажное обслуживание, информирование, доставка товара, объемы поставок, полнота ассортимента, стабильность.
Для этого выберите 5 наиболее важных, с вашей точки зрения, критериев. Присвойте им «вес» так, чтобы в сумме веса всех пяти критериев дали 1. Проставьте оценки для всех поставщиков по выбранным критериям. Максимальная средневзвешенная оценка укажет на лучшего поставщика.
Список рекомендуемой литературы:
1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2008.
2. Глущенко В.В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск.обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004.
3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2003.
Практическое занятие 7
Разработка анкеты и проведение анкетирования
Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода анкетирования в исследовании систем управления.
Темы для повторения:
· Анкетирование как метод эмпирического исследования.
Ключевые термины:
Анкетирование.
Структура анкеты.
Виды вопросов:
- по форме,
- по содержанию,
- по целям,
- по конструкции ответов.
Виды анкетирования:
- сплошное и выборочное,
- заочное и очное,
- раздаточное, прессовое и почтовое.
Исходная информация.
Метод анкетирования в исследовании проблем управления – один из самых распространенных, так как:
· это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации (за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей);
· результаты анкетирования более доступны для математической обработки.
Задание.
1. Объединиться в группы по 3-5 человек.
2. Выбрать проблему для исследования, учитывая, что объектом анкетирования являются однокурсники, знакомые и т.д. Предметом исследования могут стать явления и процессы, происходящие в сфере образования, досуга, карьеры, коммуникаций, быта и потребления товаров и услуг и т.д.
3. В соответствии с выбранной проблемой разработать анкету (см. ниже методические рекомендации).
4. Предложить анкету для заполнения респондентам (количество респондентов не менее 10).
5. Провести обработку данных и интерпретацию полученных результатов. Рекомендуется результаты анкет представлять в виде структуры исследуемого явления (процентном соотношении). Например, “в опросе принимали участие 30 человек, из них 40% считают, что..., 35% - ..., а 25% - ...” (такие результаты удобно представлять в виде диаграмм).
6. Оформить отчет о проделанной работе.
Структура отчета:
1. Цель анкетирования.
2. Объект и предмет исследования.
3. Гипотезы и задачи исследования.
4. Бланк анкеты.
5. Таблицы с результатами анкетирования.
6. Графическое представление результатов исследования (диаграммы).
7. Выводы исследования.
8. В Приложении к отчету заполненные бланки анкеты.