Моделирование управленческих ситуаций

Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода моделирования в исследовании систем управления.

Темы для повторения:

· Моделирование как метод исследования систем управления.

Ключевые термины:

Моделирование.

Модель.

Виды моделей: знаковые, интуитивные, физические, аналоговые.

Имитационное моделирование.

Деловая игра как разновидность модели.

Исходная информация.

Региональная фирма «Уран-компьютер» известна на местном рынке в течение 10 лет благодаря высокоэффективной сборке и реализации компьютерной техники. Директор Петр Ивлиев считает, что залогом успеха фирмы являются своевременные поставки качественных комплектующих. В настоящее время у фирмы 3 поставщика.

1. ОАО «Мегахит» находится в Москве и отличается большими объемами реализуемых партий и хорошим ассортиментом товаров. Компания обеспечивает самые низкие цены, но совершенно не желает проявлять гибкость ни в каких вопросах. В то же время этот поставщик всегда заблаговременно предоставляет всю необходимую коммерческую информацию (о новых марках, об изменениях на рынке компьютеров и т.д.).

2. ООО «Профит», также расположенный в Москве, не такой крупный и потому занимается также поставками мелких партий, скомплектованных под конкретного заказчика. Его изделия проходят предварительный контроль, и проблем с качеством продукции практически не бывает.

3. ИП «Иванежкин» работает на местном рынке и отличается скромными объемами продаж. Качество его товара оставляет желать лучшего, но сроки поставки он обеспечивает самые короткие. К тому же часто он готов взять на себя доставку необходимых комплектующих. К достоинствам данного поставщика можно отнести и его готовность оказать как консультативную, так и техническую поддержку своим покупателям.

Гарантийные сроки на аналогичные товары у всех трех поставщиков одинаковые.

Начальник отдела снабжения Дмитрий Ротанов предпочитает второго поставщика. Недавно у директора состоялся разговор с Дмитрием. Директор заявил, что поставщика надо выбирать «по критериям» и предложил построить модель, по результатам исследования которой определить, совпадает ли его выбор с выбором по модели.

Задание.

Постройте модель выбора поставщика, используя следующие критерии: сроки поставки, качество комплектующих, цены, гарантии, послепродажное обслуживание, информирование, доставка товара, объемы поставок, полнота ассортимента, стабильность.

Для этого выберите 5 наиболее важных, с вашей точки зрения, критериев. Присвойте им «вес» так, чтобы в сумме веса всех пяти критериев дали 1. Проставьте оценки для всех поставщиков по выбранным критериям. Максимальная средневзвешенная оценка укажет на лучшего поставщика.

Список рекомендуемой литературы:

1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2008.

2. Глущенко В.В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск.обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2003.

Практическое занятие 7

Разработка анкеты и проведение анкетирования

Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода анкетирования в исследовании систем управления.

Темы для повторения:

· Анкетирование как метод эмпирического исследования.

Ключевые термины:

Анкетирование.

Структура анкеты.

Виды вопросов:

- по форме,

- по содержанию,

- по целям,

- по конструкции ответов.

Виды анкетирования:

- сплошное и выборочное,

- заочное и очное,

- раздаточное, прессовое и почтовое.

Исходная информация.

Метод анкетирования в исследовании проблем управления – один из самых распространенных, так как:

· это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации (за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей);

· результаты анкетирования более доступны для математической обработки.

Задание.

1. Объединиться в группы по 3-5 человек.

2. Выбрать проблему для исследования, учитывая, что объектом анкетирования являются однокурсники, знакомые и т.д. Предметом исследования могут стать явления и процессы, происходящие в сфере образования, досуга, карьеры, коммуникаций, быта и потребления товаров и услуг и т.д.

3. В соответствии с выбранной проблемой разработать анкету (см. ниже методические рекомендации).

4. Предложить анкету для заполнения респондентам (количество респондентов не менее 10).

5. Провести обработку данных и интерпретацию полученных результатов. Рекомендуется результаты анкет представлять в виде структуры исследуемого явления (процентном соотношении). Например, “в опросе принимали участие 30 человек, из них 40% считают, что..., 35% - ..., а 25% - ...” (такие результаты удобно представлять в виде диаграмм).

6. Оформить отчет о проделанной работе.

Структура отчета:

1. Цель анкетирования.

2. Объект и предмет исследования.

3. Гипотезы и задачи исследования.

4. Бланк анкеты.

5. Таблицы с результатами анкетирования.

6. Графическое представление результатов исследования (диаграммы).

7. Выводы исследования.

8. В Приложении к отчету заполненные бланки анкеты.

Наши рекомендации