Глоссарий по дисциплине
Анализ (греч. analysis - разложение) - мысленное расчленение исследуемого объекта на составные части. |
Гипотеза (греч. hypothesis - основа, предположение) - система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о сущности объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. |
Дедуктивное умозаключение - умозаключение, в котором с необходимостью выводится заключение от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, от общих положений к частным случаям. |
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. |
Доказательство - логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже доказана. |
Закон - внутренняя, существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. |
Измерение - процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. |
Индуктивное умозаключение - умозаключение, в котором с необходимостью выводится заключение от знания меньшей степени к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям. |
Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - процесс непосредственного получения знания посредством целостного схватывания проблемной ситуации без дискурсивного его выведения и доказательств. |
Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение) - некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. |
Исследование - вид деятельности человека, позволяющий раскрыть суть и содержание явлений, понять и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности человека. |
Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний. |
Категории - наиболее общие и важные понятия, отражающие основные законы развития объективного мира и характерные свойства предметов и явлений реальной действительности. |
Классификация (лат. classis - разряд и facere - делать) - особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений. |
Концепция - совокупность (система) теоретических положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающие сущность, содержание и особенности исследуемого явления. |
Метод (греч. methodos - буквально “путь к чему-либо”) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. |
Моделирование (фр. modele - образец, прообраз) - воспроизведение характера некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется моделью. |
Наблюдение - систематическое целенаправленное восприятие объекта. |
Обратная связь – воздействие с выхода объекта управления на его вход, как правило, корректирующее его состояния. |
Объект (лат. objectum - предмет) - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. |
Опровержение - логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения. |
Организация исследования - упорядочение исследовательских действий по временным, пространственным и содержательным критериям. |
Парадигма - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. |
Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их существенных и общих признаках. |
Понятийный аппарат - система основных понятий в науке. |
Практика - целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. |
Предмет исследования - это наиболее существенные свойства и стороны объекта исследования, которые непосредственно подлежат изучению. |
Синтез (греч. synthesis - соединение) - процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений. |
Система (греч. systema - cоставленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. |
Система управления – объединение объекта и субъекта управления, функционирующее как единое целое. |
Сравнение - установление сходства и различия предметов и явлений действительности. |
Субъект (лат. subjectum - подлежащее) - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. |
Суждение - мысль, в которой при ее высказывании нечто утверждается или отрицается и которая объективно является либо истинной, либо ложной, и при этом непременно верно одно из двух. |
Теоретическое исследование - исследование, связанное с совершенствованием и развитием понятийного аппарат науки и направлено на всестороннее познание объекта реальности в ее существенных связях и закономерностях. |
Теория (греч. theoria - наблюдение, рассматривание, исследование) - система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. |
Термин (лат. terminus - предел, граница) - однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства. |
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. |
Управление - 1) процесс непосредственного воздействия субъекта управления на объект управления; 2) перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия управляющей системы. |
Цель управления – значение, соотношения значений или изменения во времени выходных координат объекта управления, обеспечивающие достижение желаемых результатов функционирования объекта управления. |
Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. |
Экспертиза – процедура оценки или решения проблемы на основе согласованных мнений группы экспертов. |
Эмпирическое исследование - исследование, направленное непосредственно на объект, опирается на данные наблюдения и эксперимента. |
Эффективность системы управления – мера, соотносящая результат управления с затратами на его достижение. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что значит “исследовать” в научном смысле этого слова?
2. Роль исследования в практике управления.
3. Чем различаются научные и практические исследования?
4. Что такое объект и предмет исследования? Приведите примеры для системы управления предприятием.
5. Охарактеризуйте российский рынок консалтинговых услуг.
6. В чем заключается проблема взаимоотношения “консультант - клиент”?
7. Что такое синергия?
8. Система управления: элементы, связи, целостность.
9. Чем отличается научная информация от научного знания?
10.Структура научной работы.
11.Как правильно составить конспект источника научной информации?
12.Что изучает наука логика?
13.Принципы логического исследования.
14.В чем отличие индуктивного умозаключения от дедуктивного?
15.Общая структура доказательства.
16.Какова роль научной полемики в исследовании систем управления?
17.Классификация методов исследования.
18.В чем отличие метода наблюдения от метода эксперимента?
19.Структура социологической анкеты.
20.Перечислите достоинства и недостатки открытых и закрытых вопросов.
21.Методика отбора экспертов для проведения экспертной оценки.
22.Каковы факторы, определяющие эффективность исследования системы управления?
23.Перечислите основные качества менеджера исследовательского типа.
Оглавление
Введение. 3
Практическое занятие 1. Деловая игра «Организация и проведение исследования на предприятии». 5
Практическое занятие 2. Работа с кейсом «Упрямые клиенты». 9
Практическое занятие 3. Рынок консалтинговых услуг в России. 13
Практическое занятие 4. Составление конспекта статьи управленческой тематики 16
Практическое занятие 5. Логический аппарат исследования. 18
Практическое занятие 6. Моделирование управленческих ситуаций. 23
Практическое занятие 7. Разработка анкеты и проведение анкетирования. 25
Практическое занятие 8. Проведение и анализ результатов экспертного опроса 30
Практическое занятие 9. Статистический анализ систем управления. 33
Практическое занятие 10. Диагностика исследовательского типа личности. 35
Глоссарий по дисциплине. 39
Вопросы для самоконтроля: 39
[1] В разработке кейса использованы материалы рубрики «Банк идей» из журнала «Секрет фирмы».
[2] Обновленная информация по рынку консалтинговых услуг предоставляется преподавателем дисциплины.