Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
- выработка артикуляторных переключений в пределах слога:
с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,
М А А СТ РЕ ЦЕПТ
- выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);
- экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.
2. Восстановление фразовой речи:
- преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;
- преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.
Стадия лёгких расстройств
Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.
При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».
Акцент делается на:
1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:
- дифференциация слов по длине и слоговому составу;
- выделение ударного слога;
- подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;
- выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).
2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.
3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.
4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4).
Коррекционно-педагогическая работа при динамической моторной афазии
Основной задачей работы при динамической моторной афазии является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.
Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.
Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющихся по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения.
Стадия грубых расстройств
1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:
- выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);
- оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;
- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
- прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
- автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;
- автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,
«кто там?», «тише!» и т.д.
3. Преодоление расстройств речевого программирования:
- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
- конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
- выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования
(см. п. 2 разд. «Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–в программе восстановит.обучения)
5. Стимулирование письменной речи:
- раскладывание подписей под картинками;
- чтение идеограммных слов и фраз.