Написание курсового проекта
Курсовой проект пишется на основе тщательно проработанных литературных источников, собранного и обработанного в организации конкретного материала.
Характеризуя содержание отдельных разделов курсового проекта, необходимо отметить следующее.
Во введении, на двух-трех страницах обосновывается выбор темы и ее актуальность, ставятся цель выполнения работы и задачи, которые должен решить студент при ее написании. При этом следует остановиться на тех особенностях деятельности организации, которые влияют на затраты и систему ценообразования. Здесь же должна быть приведена краткая характеристика объекта исследования.
Первая часть выполняется на базе материалов, собираемых студентами дневного отделения на предприятии или организации, где они проходят планово-экономическую практику, а студенты заочного отделения - по материалам предприятия, где они работают. В случае невозможности, по разным причинам, получения необходимых данных, объект, по которому выполняется курсовой проект, согласовывается с руководителем курсового проектирования.
Требования по 1-ой части курсового проекта:
Структурапервой части вне зависимости от выбранной темы должна быть следующей:
1. Анализ затрат предприятия
1.1. Краткая характеристика ООО «…» и основные технико-экономические показатели деятельности
1.2. Анализ практики управления затратами ООО «…»
1.3. Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям
1.4. Анализ затрат на рубль товарной продукции
1.5. Выбор направлений совершенствования механизма управления затратами
1.6. Выявление резервов снижения затрат
Выводы
Примерный объем первой части составляет 25-30 страниц.
Написание параграфов, в которых приводятся результаты экономических расчетов, рекомендуется производить в следующей последовательности.
- дать краткое обоснование выбранных показателей;
- привести и раскрыть методы их расчета;
- составить таблицу исходных данных, отражающих их динамику;
- произвести необходимые расчеты;
- оформить результаты расчетов в виде сводной таблицы.
«Основные технико-экономические показатели». Перечень экономических показателей зависит от сферы деятельности предприятия. Так, например, для промышленного предприятия для анализа рекомендуются следующие показатели: объемы реализованной и товарной продукции (или товарооборот для торговых предприятий), численность промышленно-производственного персонала, среднемесячная заработная плата работающего, себестоимость товарной продукции (или издержкиобращения для торговых предприятий), производительность труда, фондоотдача, затраты на 1 рубль товарной или реализованной продукции, прибыль, рентабельность.
Динамику экономических показателей рекомендуется сводить в общую таблицу, показатели могут быть продублированы из предыдущих параграфов, без приведения методики их расчета.
Обращаем внимание, приведенные технико-экономические показатели должны характеризовать именно сферу деятельности предприятия, и во многом являются специализированными по отраслям.
В параграфе «Выводы» необходимо указать проблемные и сильные стороны деятельности предприятия, выявить основные направления ее улучшения.
Требования по 2-ой части курсового проекта:
Во второй главерассматривается ценообразование на услуги.
Услуги имеют набор характерных черт, обусловливающих их принципиальное различие с товарами. Этими чертами являются:
1) нематериальный характер (неосязаемость);
2) индивидуальное потребление;
3) невозможность хранения;
4) тесная взаимосвязь производства и потребления услуг;
5) нестабильность качества;
6) необходимость учета не только результата, но и самого процесса оказания услуг.
В сфере услуг основными ценообразующими факторами являются спрос и предложение. На ценообразование в сфере услуг также существенно влияют большая общественная значимость социальных услуг и внешние эффекты. В связи с этим чисто рыночные методы ценообразования не всегда применимы, и цена должна быть оснащена такими дополнительными финансовыми рычагами, как производственные льготы, дотации и потребительские субсидии (характерно для услуг здравоохранения, образования и т.п.) Кроме того, определенный набор услуг относится к исключаемым общественным благам (ЖКХ, общественный транспорт), т.е. существует необходимость сочетания бесплатности и платности этих услуг, а также ценовой дискриминации для определенных групп потребителей.
Сфера услуг обладает большой чувствительностью к конъюнктуре рынка. В связи с этим необходимы существенная гибкость ценообразования, сильная дифференциация цен в соответствии с динамикой спроса (в частности, по разным временным промежуткам) и применение системы скидок с цен для получения стабильного дохода при неравномерном спросе.
В процессе формирования цен на услуги также необходимо учитывать, что спрос на услуги обладает высокой эластичностью по цене и по доходу.Очень важным моментом при определении цен на услуги также является ассиметричность информации, характерная для этой сферы. Цена на услугу часто рассматривается потребителем как показатель ее качества и рыночный сигнал, так как потребитель не всегда имеет возможность заранее получить достоверную информацию о качестве оказываемой ему услуги.
Цена на услугу по своей структуре является оптовой, но выполняет функции и оптовой, и розничной цены.
Цены на услуги могут рассчитываться:
1) на единицу потребляемой услуги (проезд на пассажирском транспорте, коммунальные платежи);
2) как сумма цен на работы, необходимые для оказания данной услуги (платные медицинские услуги, бытовое обслуживание);
3) как комплекс цен на реализацию взаимодополняющих услуг (услуги туристических компаний, гостиничные);
4) по принципу абонемента, который дает право на пользование данной услугой в определенный временной промежуток без ограничения объема (физкультурно-оздоровительные, информационные).
На услуги устанавливаются как свободные, так и регулируемые цены (если в отрасли сложилась естественная монополия), а также твердые, подвижные и сезонные цены. Действует также система скидок с цен.В различных отраслях состав цены на услуги неодинаков. В состав цены может входить только себестоимость и прибыль (квартирная плата), а могут включаться и налоги (туристические услуги).
Для повышения наглядности содержания, работа должна быть максимально насыщена различного рода таблицами, рисунками и схемами, которые следует пронумеровать. Ссылки на приложения даются с указанием номера.
Все разделы работы должны быть связаны между собой. Поэтому особое внимание необходимо обратить на логические "переходы" от одного раздела к другому и внутри раздела от вопроса к вопросу.
В заключении следует сделать основные выводы и кратко изложить предложения, направленные на улучшение.
В конце работы приводится список использованной литературы. Объем курсовой работы должен составлять 50-70 страниц машинописного текста.
Данные, приведенные в тексте работы должны совпадать с данными приложений. В приложении находятся заполненные первичные учетные документы и учетные регистры, относящиеся к теме курсового проекта.
Во введении второй части работы студент обосновывает актуальность темы, цель и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, предмет и объект исследования.
Работа разбивается на разделы, число и наименование которых студент определяет самостоятельно исходя из выбранной темы, глубины проработки материала, доступа к информации и прочих факторов. В ней раскрывается сущность исследуемой услуги, описываются её разновидности и характеристики; излагаются известные и предлагаемые в литературе методы назначения (определения) цены услуги, даются их сравнительные оценки; определяется место и роль рассматриваемой услуги в ценовой политике предприятия; описываются разработанные и применяемые в отечественной и зарубежной практике методы анализа и планирования ценовых показателей (уровень динамики, соотношение цен, их сравнение и т.д.). Анализ по возможности должен проводиться на фактических данных исследуемого объекта и иллюстрироваться таблицами, схемами, рисунками и графиками.
Заключение курсовой работы должно содержать основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
Библиографический список должен содержать перечень источников информации, на которые в курсовой работе приводятся ссылки и сноски
При наличии значительного количества примеров, таблиц вспомогательных цифровых данных, промежуточных математических расчетов, графических материалов оформляется приложение. Однако присутствие приложений в курсовой работе не является обязательным.
Типовая структуравторой части работы должна выглядеть следующим образом:
Введение
2.1. Характеристика услуги и ее особенности
2.2. Структура себестоимости услуги
2.3. Методика назначения и утверждения цены услуги
2.4. Динамика изменения цены по субъектам РФ и в конкретном регионе
2.5. Анализ зарубежных методов и методик ценообразования на услуги
Заключение
Библиографический список
Приложение
Объем второй части работы – 20-25 листов формата А-4. При этом объем каждого из разделов (кроме введения!) – 3-5 листов.
Оформление согласно требованиям, приведенным в п.10 данных методических указаний.