Задание 3: определите стиль данных предложений: разговорный, книжный, высокий, официальный

Упражнение 827: выберите из предложенных тем или придумайте интересную для вас тему и напишите мини-тексты из 7-10 предложений, которые различались бы только тем, что их употребление уместно в определенной сфере человеческого общения: в быту, в официально-деловой обстановке, на научной конференции, в средствах массовой информации.

Обобщение и систематизация знаний: самостоятельная работа №3

1. Что такое культура речи

(Раздел языкознания, который исследует проблемы литературной речи, ее развитие и изменения, происходящие в ней)

2. О каком качестве идет речь: отвечает языковым нормам?

(Правильность)

3. Нарушение какого критерия приводит к недопониманию между участниками речевого общения?

(Логичность)

4. Кто такой адресат?

(Получатель речи)

5. Она бывает информационная, эмоциональная и языковая

(Выразительность)

Задание 1: исправить речевые ошибки.

1. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.

2. В деревне полными темпами идет уборка урожая.

3. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности.

4. Два пернатых в одной берлоге не живут.

5. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области.

Задание 2: указать речевые ошибки, отредактировать предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.

2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески.

4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

5. Выпас собак запрещается.

6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.

7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки.

8. Продается пожилой дом.

9. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.

10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.

11. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

Изучение нового материала: (конспект)

- стили языка – 403

Разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону человеческой жизни.

- стилистические разновидности языка

Разговорный стиль обслуживает неофициальное, обыденное общение.

Официально-деловой – производственно-деловые отношения.

Публицистический стиль – общественно-политические отношения.

Научный стиль – научное общение.

Язык художественной литературы – словесно-художественное творчество.

- стиль речи - 405

Разновидность литературной речи, которая определяется условиями речевого общения.

- основные стили современного русского языка

Разговорный, книжный, поэтический.

- разновидность книжного стиля

Научный, официально-деловой, публицистический.

- поэтический стиль

Разновидность литературного языка, которая используется писателями и поэтами для создания литературных произведений.

- признаки стилей

Цель общения, набор языковых средств и форм речи.

Формирование новых умений:

Упражнение 840: определите, какие слова и словосочетания употребляются в официально-деловом, научном и публицистическом и разговорном стилях. Как вы это определили? Составьте с ними предложения. Запишите 6-7 предложений разной стилистической принадлежности.

Ввиду плохой погоды, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделался, редактирование, трансформация, тангенс, информация, улепетывать, молодцеватый, опротестование, гонка вооружения, разрядка международной напряженности.

Упражнение 842: вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках. Объясните свой выбор. Запишите предложения, объясните знаки препинания.

1. По приглашению словацких друзей российским писателям … (довестись, посчастливиться, удаться, прийтись) … (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, … (необходимо, нужно, требоваться) … (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и … (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

3. Коллективом цеха немало …(делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы … (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще … (недоставать, не хватать).

4. За последние пять лет в селах Подмосковья … (возведен, воздвигнут, отстроен, построен, сооружен) около 200 спортивных залов.

5. В нашем крае много … (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения.

Задание 3: определите стиль данных предложений: разговорный, книжный, высокий, официальный.

1. Пошли дальше, авось что-нибудь сыщем.

2. Решение вышеуказанного вопроса не терпит отлагательства.

3. Не сотвори кумира, у ног бездушной красоты не трать высокие мечты!

4. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов.

5. Владелец выигравшего лотерейного билета может по желанию получить взамен вещевого выигрыша стоимость наличными деньгами.

6. На дворе теплынь такая, неохота дома сидеть.

7. Основа нашего могущества - самоотверженный и вдохновенный труд на благо Отчизны.

8. Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону.

9. На лужайке кувыркались и бегали взапуски десять мальчишек.

10. Прибор безошибочно определил координаты нашего местонахождения.

11. Каждая пядь твоей земли - героическая быль о подвигах и героях.

12. Болтаться без дела, когда вокруг тебя работают, неудобно.

13. Не померкнет в веках слава воинов, павших в боях за свободу.

14. Этот балагур был известен ещё и своей бесшабашной удалью.

15. Профсоюз возбудил ходатайство о предоставлении дополнительного отпуска всем работникам предприятия.

Наши рекомендации