Оптимизация договорной работы с поставщиками товаров

Для дальнейшей успешной работы ООО «Модный дом» предлагаются следующие рекомендации:

- анализ величин издержек, ассортимента, качества продукции и её цены;

- развитие хозяйственной деятельности, выявление скрытых затрат и их устранения;

- выявление альтернатив, которые позволят завоевать новые сегменты рынка и расшириться на нём;

- анализ изменения затрат по мере роста продаж и ассортимента продукции, можно ли снизить затраты методом скидок и выхода на новых, более выгодных производителей;

- оценка принятых решений и степени их риска.

Эти рекомендации позволяют надеяться, что ООО «Модный дом» сможет работать на рынке очень долгое время, при этом постоянно повышая эффективность работы и получая максимально возможную прибыль.

Проведя анализ поставщиков предприятия торговли, а также анализ его товарных запасов дадим некоторые рекомендации по улучшению закупочной деятельности предприятия.

Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении коммерческих программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.[24,c.143]

Относительно повышения надежности поставщиков предприятия можно порекомендовать два мероприятия: смена поставщиков и ужесточение мер, применяемых в случае невыполнения договоров. Смена поставщиков на предприятии ООО «Модный дом» не рациональна, так как практически все поставщики являются производителями поставляемого товара, следовательно, наиболее выгодны предприятию.

По отношению к недостаточно надежным поставщикам (относящимся к четвертой группе надежности) следует применить ужесточение мер, применяемых при не выполнении договорных обязательств. Данное мероприятие должно повысить надежность данных поставщиков или, по крайней мере, обеспечить большую защищенность от последствий недобросовестного выполнения договора. Ужесточение мер, применяемых в случае невыполнения договоров, по мнению экспертов, повышает надежность поставщика в среднем на 5%.

Данные меры следует применить в отношении частично надежных поставщиков и в отношении частично не надежных поставщиков. Проведем расчет, на сколько увеличится товарооборот предприятия, при увеличении надежности поставщиков торгового предприятия на 5%, табл. 3.1.

Таблица 3.1 – Расчет эффекта от мероприятия по ужесточению мер, применяемых при не соблюдении договоров поставки

Поставщик Заключено договоров на сумму, тыс. руб. 2015 год 2015 год (с учётом 5%) Отклонение (+;-) Отклонение товаро- оборота, тыс. руб.
Выполнено, тыс. руб. Надеж-ность, % Выполнено, тыс. руб. Надеж-ность, %
1. Trussardi 16379,9 16068,7 98,1 16379,9 311,2 409,2
2. Patrizia Pepe 10056,8 10056,8 10056,8 - -
3. Liu Jo 11148,6 10654,3 95,56 11148,6 494,3 650,0
4. Who Is Who 16018,1 13248,6 82,71 14049,5 87,71 800,9 1053,1
5. Kiss A 17125,9 12056,7 70,4 12913,0 75,4 856,3 1126,0
6. Moda di Lusso 16416,9 16251,1 98,99 16416,9 165,8 218,0
Итого: 87146,2 тыс.руб. 78336,2 тыс.руб. - 80964,7 тыс.руб. - 2628,5 тыс.руб. 3456,3 тыс.руб.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях товарооборот исследуемого предприятия торговли при внедрении данного мероприятия увеличится на 3456,3 тыс.руб.

Изучение информации о поставщиках выявило возможность работы по предоплате с Trussardi, так как данный поставщик предоставляет скидки при таком способе расчета за товар. Это позволит снизить себестоимость проданных товаров, что при условии сохранения цен продаж на прежнем уровне даст возможность предприятию установить более высокую торговую надбавку и получить больше прибыли.

Проведем оценку целесообразности изменения условий оплаты при работе с Trussardi. Размер предоставляемой скидки составляет 3 % от суммы закупки. Проведенный анализ позволяет предположить, что количественно объем закупок у Trussardi не уменьшится, поэтому примем объем закупок в 2015 году (16379,9 тыс.руб.).

Другой задачей является эффективное обеспечение поставок. Формирование рынка и выработка методов его регулирования выявляют взаимосвязи и взаимозависимости рыночных элементов. Каждый элемент системы изменяется и зависит от влияния факторов производства, затрат и доходности. Вследствие этого для формирования оптимального ассортимента товаров следует хорошо изучить спрос населения, для чего руководство ООО «Модный дом» использует различные методы. [29,c.213]

В ООО «Модный дом» хорошо организован учет реализованного спроса, но не уделяется должного внимания нереализованному спросу. Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в достаточного количества товаров для непрерывного процесса поставки клиентам, необходимо поддерживать долгосрочные хозяйственные связи с надежными поставщиками. Поэтому для решения этого вопроса можно организовать записи в специальных карточках, или применять книги учета спроса, в которых клиенты будут делать записи об отсутствии в продаже необходимых им видов товаров.

Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Большинство компаний применяют простую форму оценки предложений при их анализе, но универсальной практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров.

Однако, критерии выбора поставщика не ограничиваются вышеприведенными данными. Кроме них необходимо привести целый ряд существенных требований к поставщику, которые могут быть более важны для организации, что определяется спецификой его деятельности. В числе таких требований находятся:

- надежность поставщика;

- возможность получения товарного кредита;

- ритмичность и оперативность поставок;

- уровень технологического консультирования;

- широта ассортимента и т.д.

ООО «Модный дом» определяет для себя наиболее существенные критерии, и должно качественно проработать рынок брендовой женской одежды, исследовав различные варианты поставок. На практике выбор часто определяется личными отношениями, что в известной мере гарантирует надежность, ценой и качеством товара. Нередко закупка, один раз проработав рынок поставщиков, придерживается прежних партнеров даже при существенном изменении рыночной ситуации. Конкуренция заставляет поставщиков снижать цены и повышать качество, если не товара, то сервиса. Улучшение соотношения цены-качества иногда не затрагивает постоянных покупателей, которым товар предоставляется на прежних условиях.

Товароведом или директором проверяется наличие функции периодического мониторинга рынка в закупке или маркетинге, а также качество выполнения этой функции.[32,c.20]

Проработка рынка поставщиков может оказаться дорогостоящим мероприятием, что, в известной мере, ограничивает возможность ее применения. Однако она несет в себе и новые возможности, получая свежую информацию о новейших технологиях, тенденциях изменения ассортимента, применении новых принципов обслуживания клиентов. Данные исследования рынка поставщиков должны прорабатываться организацией на предмет выяснения возможности использования передовых методов в собственном сбыте и корректировки стратегий на основании прогноза изменения ситуации.

Для этого в ООО «Модный дом» необходимо предусмотреть взаимодействие закупки, маркетинга и сбыта для сбора и анализа информации. Распределение обязанностей будет следующим:

- первичный сбор данных - закупка и маркетинг. Здесь необходимо проанализировать, какие производители присутствуют на рынке брендовой женской одежды, их ассортимент и на каких условиях реализуют товар. Данный анализ позволит сформировать преимущества политики сбыта товаров за счет расширения перечня ассортимента, отсутствующих у предприятий-конкурентов;

- анализ существенных данных о рынке - сбыт и маркетинг. На этом этапе следует провести анализ основных покупателей. Это позволит расширить рынок сбыта продукции за счет привлечения новых клиентов, ранее не закупающих продукцию у ООО «Модный дом»;

- перепроверка данных – маркетинг. ООО «Модный дом» необходимо заниматься поиском, сбором и перепроверкой первичных данных обо всем рынке брендовой женской одежды интересующего сегмента, обработкой и анализом баз данных, или размышлением над общерыночными тенденциями и прогнозами;

- эксперимент в реальных условиях – сбыт. Существует два вида эксперимента в маркетинговых исследованиях. Первый вид предполагает тестирование небольшого числа потребителей. Другой вид эксперимента предполагает тестирование рынка. Его цель – внести изменения в отдельные элементы комплекса маркетинга на продуктовом сегменте рынка, чтобы посмотреть, какой эффект это даст.

В зависимости от сложившейся практики взаимодействий в организации и квалификации конкретных руководителей, разделение обязанностей не должно выходить за рамки горизонтального взаимодействия, так как функция является оперативной, и включать в организацию ее исполнения вышестоящее руководство нецелесообразно.

Существующие договоренности с поставщиками закреплены договорами, качество которых контролируется юристом. Консультантом проверяется возможность (существование в отрасли) лучших договоренностей, более полно учитывающих потребности предприятия. Иногда применяются закупки без накопления запасов, когда поставка продукции осуществляется небольшими партиями, с порционной же оплатой, и по оптовым ценам, так как в контракте предусматривается длительное сотрудничество или оговаривается весь объем. В некоторых случаях с поставщиком достигается договоренность об эксклюзивных ценах: при этом ООО «Модный дом» необязательно добивается для себя льготных скидок, но может предложить повышение цен для всех прочих покупателей. Такая договоренность имеет смысл при околомонопольном положении поставщика и организации. Договоренности значительно способствует согласие предприятия на некоторое повышение цен и для него самого.

Опасность такой договоренности заключается в привлечении на рынок конкурентов поставщика за счет высоких цен, и в стимулировании поставщика к бесконтрольному, со стороны предприятия, увеличению цен впоследствии. Применение такой договоренности должно сопровождаться частым и тщательным мониторингом рынка, чтобы быстрее обнаружить появление альтернативного продукта и альтернативного поставщика.[18]

Для ООО «Модный дом» необходима независимость от источников снабжения для общего повышения надежности функционирования. Это необходимо, так как потерю прежнего источника снабжения невозможно быстро компенсировать нахождением нового. ООО «Модный дом» работает не с одним, а с несколькими поставщиками. Внезапное прекращение поставок одним из поставщиков неспособно значительно ограничить возможности оптовых продаж. Применение такого деления повышает надежность функционирования организации, но увеличивает затраты, т.к. снижается разовый объем закупаемых партий товаров и, соответственно, оптовая скидка.

Наши рекомендации