Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
Студенты, обучающиеся по специальностипо специальности государственное и муниципальное управление - 080504.65в соответствии с учебным планом выполняют курсовую работу по учебной дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» по одной из предложенных тем.
Основная цель курсовой работы - показать умение осуществлять самостоятельные научные исследования и соединять теоретические знания с решением конкретных вопросов. Выбор темы определяется практической деятельностью студента и возможностью подбора и получения необходимых для исследования материалов.
Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:
1. изучение настоящих методических указаний;
2. выбор темы курсовой работы и её согласование с руководителем;
3. формулировка цели и составление содержания (плана);
4. подбор, изучение и анализ содержания источников и литературы по теме работы;
5. сбор, обобщение и анализ информации по исследуемой теме;
6. написание и оформление работы;
7. защита работы.
Общими требованиями к курсовой работе являются:
· изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;
· логическая последовательность изложения материала;
· достоверность и взаимная увязка данных между собой;
· обоснованность выводов и рекомендаций.
В случае определения конкретной прикладной проблемы исследования, она должна разрабатываться с точки зрения нахождения реальных путей её разрешения.
Серьезное внимание при выполнении курсовой работы следует уделить ее языку и стилю. Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально - логического стиля изложения материала.
Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно - и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:
1) применение специальных функционально - синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во - первых, во - вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на ..., в то время как ... и др.), причинно - следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к ..., следует остановиться на ...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать ... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);
2) использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий максимально результативный), а для описания развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);
3) применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку ...»). В то же время неопределенные местоимения (что - то, кое - что и др.) в научной речи использовать не принято;
4) использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению ..., согласно мнению ..., по данным ...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;
5) избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;
6) применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;
7) использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). При этом в научно - и учебно-исследовательских работах не используется личное местоимение «я».
Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала курсовой работы.
Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения студентом различных библиографических источников. Это позволяет ознакомиться с современным состоянием изучаемого вопроса, расширяет его постановку, знакомит с применяемыми методами исследования и т.д. В этой связи на публикации последних лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются суждения о возможных путях и методах совершенствования действующей практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. Самая актуальная информация может быть получена из газет, журналов, отчетов о проведении научно-исследовательской работы (НИР).
Работа над библиографическими источниками – это творческий процесс. Необходимо не просто цитировать и конспектировать изучаемых авторов, а анализировать их материалы.
При изучении библиографических источников необходимо:
1) внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме;
2) выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;
3) целесообразно составлять конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились различные точки зрения специалистов по существующим проблемам, давался их анализ. Анализируя взгляды авторов по имеющимся проблемам, студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Например, аргументировано поддержать точку зрения какого - либо автора или доказать несостоятельность его позиции, высказать своё мнение и внести предложения способствующие решению изучаемой проблемы.
Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (или в электронном виде), которые целесообразно создавать на каждый вопрос содержания (плана) курсовой работы. В них необходимо указывать номер источника по общему списку и номер использованной страницы. Такая систематизация при конспектировании материала позволяет более конкретно осветить вопросы.
Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.
При написании курсовой работы целесообразно создать «Портфель курсовой работы на тему …», в котором могут содержаться следующие файлы: титульный лист, собственные мысли по теме курсовой работы, содержание курсовой работы, введение; 1 глава, 2 глава, 3 глава, заключение; библиография; приложения; выступление на защите курсовой работы; презентация курсовой работы. Это позволит студенту структурировать, систематизировать материалы курсовой работы и оптимизировать работу по ее написанию. Файлы Портфеля могут формироваться и наполняться ксерокопиями статей, правовыми и нормативными документами, бланками документов, таблицами, графиками, собственными записями и прочее. Материалы Портфеля являются основой для написания курсовой работы.
Структура курсовой работы должна включать такие элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. теоретическая часть (глава 1);
5. основная (специальная) часть (главы 2, 3);
6. заключение (выводы и предложения);
7. библиографический список;
8. приложения (не менее двух).