Людвиг Эрхард «Благосостояние для всех»

В книге немецкого экономиста и государственного деятеля (он был министром экономики, а затем федеральным канцлером ФРГ) суммирован опыт разработки и практического осуществления реформы в послевоенной Германии. Эта реформа вошла в историю под названием «немецкое чудо» и послужила образцом для многих стран мира, решавших сходные задачи перехода от принудительно направляемого хозяйства к рыночной экономике. Бедность в Германии фактически была уничтожена и создано общество всеобщего благополучия, к которому и стремился Эрхард.

Хозяйственная реформа 1948 года в Германии представляла собой на самом деле две параллельные реформы – денежную реформу и реформу цен. Задачей денежной реформы было избавление от «навеса» обесцененных денег и создание твердой валюты. Задачей реформы цен, которая вступила в силу через 3 дня после денежной реформы, была отмена принудительного хозяйства, упразднение государственного контроля над ценами и распределением ресурсов. Относительно этого политика Эрхарда повсюду ставилась под сомнения, но его ожидания оправдались.

Основные воззрения Эрхарда:

- государство не ночной сторож, который охраняет рынок

- рынок не самоцель, а средство достижения социальных целей

- свободная частная инициатива и конкуренция – основа рыночного общества

- христианская демократия, или солидаризм, - основа нового общества

Книга вышла в 1956 году, неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (правда, первое издание на русском языке вышло в ФРГ, в 1960).

Структура:

В книге порядка 300 страниц и 17 глав, каждая из которых разделена на подглавки.

Повествование ведется от лица самого автора, который рассказывает, как же ему все это удалось.

Краткое содержание:

В послевоенное время принято было считать, что хозяйство развивается по ритмическим циклам. Примерно семь лет, якобы, длится полный цикл: подъем, высокаяконъюктура (стечение обстоятельств на рынке, Эрхард ну очень активно пользуется этим термином), падение и кризис, в котором зарождаются целебные силы, которые затем снова выводят хозяйство на путь к подъему следующего цикла. Но нам удалось прервать этот круговорот и добиться полной занятости и высокой производительности. Как? Путем постоянного подъема хозяйства, хозяйственной экспансии, основанной на свободной конкуренции. В первой главе «Красная нить» на этом делается акцент, определяется общая направленность книги.

Эрхард предлагает вернуться на путь нравственных ценностей. Вот в чем суть: экономическая ситуация тесно связана с судьбой государства, общественной политикой. Поэтому нужно мыслить не замкнутыми категориями, а ощущать взаимосвязь и поступать в соответствии с этим.

В 1948 Эрхард был выбран директором Хозяйственного управления в Экономическом совете, и вот как в своей речи характеризовал положение до валютной реформыЭрхард:

«…на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет – по одному костюму. Мы вычисляли, что только каждый пятый младенец может быть завернут в собственные пеленки, и что лишь каждый третий немец мог надеяться на то, что он будет похоронен в собственном гробу».

Эрхард описывает несостоятельные попытки оккупационного правительства предотвратить инфляцию, приводит много статистических данных. Ошибка правительства заключалась в том, что применялась политика замораживание цен и направляемого хозяйства.

Одной из драматических эпох стала вторая половина 48 года. Происходила борьба между идеей рыночного хозяйства и силами принудительного хозяйства. Профсоюзы призвали к забастовке, чтобы покончить с идеей свободного рыночного хозяйства. В Экономическом Совете царило смятение, даже там сомневались в правильности решений Эрхарда. Но он не дал смутить себя. Была объявлена денежная реформа, а затем и реформа цен.

Начали проводиться новые и новые мероприятия, побуждения людей к участию в капиталовложениях и сверхурочной работе (заработок от нее не облагался налогом). И люди, наконец, стали испытывать радостное чувство при мысли о работе. Далее приводятся статистические таблицы, которые свидетельствует о росте рабочего времени на человека с 39 часов (47 год) до 48 (54 год).

Однако в адрес Эрхарда посыпался новый шквал обвинений: Цены невозможно догнать, хаотическая картина цен, мы за возврат к направляемому хозяйству, Эрхард исчерпал свою мудрость.

В ответ на эти обвинения в 1948 вышел закон против произвольного завышения цен. А потом началась безработица. Из призрачной всеобщей занятости она к концу 48 года достигла отметки в 700 тыс человек, а затем – 1,5 миллиона. Рост безработных не был бы так велик, если бы не появлялись новые рабочие руки из числа беженцев, которые требовали рабочих мест. Опять посыпалась критика.

Далее очень много о корейской войне (1950-53), или о корейском кризисе. Цены на сырье, импортируемые немецкой промышленностью, взлетели в среднем на 70%, тогда как цены на годовой экспорт из страны - только на 20%.

Паника среди народных масс, связанная с ожиданием новой глобальной войны, вызвала покупательский ажиотаж. Между канцлером Аденауэром и министром экономики возник острый конфликт, вышедший за пределы узкого партийного руководства. Пришлось пойти на компромиссы, допустив нелиберальные ограничения во внешнеэкономической сфере. Это позволило выиграть время. А затем война стала работать на Германию. Стабильная экономика с дешевой рабочей силой стала наполнять мировой рынок, остро нуждающийся в товарах, своей продукцией. Благодаря низким налогам темп роста германского ВВП в 50-х гг. оказался самым высоким среди развитых стран, а темпы роста цен — самыми низкими.

Правда, еще одной проблемой в годы корейского кризиса было то, что эта война впервые дала повод к возникновению идеи снова вооружить Германию.

1954 - Выдвигалась новая задача, не так легко разрешимая, - эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. Разрешение этой задачи оказалось настолько трудным, что многие были склонны видеть одну лишь эту проблематику, забывая о том, какие огромные успехи были достигнуты во всех областях хозяйственной и общественной жизни.

1954-1955 годы можно охарактеризовать как период усиленного роста капиталовложений

Далее приводятся статистические данные о том, что за семь лет число безработных сократилось на 900 000, в то время, как число работающих возросло на пять миллионов человек. Осенью 1956 года число безработных составляло всего 2,2% общего числа трудящихся.

Кроме того, держался на уровне с другими европейскими странами общий индекс стоимости жизни. Но появилась новая проблема – теперь уже недостаток рабочей силы.

Основным требованием было наладить устойчивость цен, и успех последовал, положение было нормализовано. Причины такой нормализации положения весьма разнообразны. Автор отмечает, что существенную роль сыграла психологическая кампания, совместно с мероприятиями Банка немецких земель.

Рыночное хозяйство стало преодолевать плановое. Критика в рядах оппозиции исходила из разных соображений. Одни были склонныотрицать правильность самих принципов рыночной экономики, другие считали, что в послевоенной Германии с ее разрушенными промышленными установками и миллионами беженцев осуществление этих принципов невозможно.

Основная оппозиционная партия – СДПГ (социал-демократическая партия Германии). Эрхард приводит речи, в которых члены партии обвиняли его во всех проблемах государства (приводят в пример трудное положение в угольной промышленности). Однако Эрхард умело отвечал на все выпады в свой адрес (угольная пром-ть – из тех отраслей, в которых принципы рыночного хозяйства в наименьшей степени могут найти применение).

Далее Эрхард рисует картину заседания парламента в 1951. Его критикуют с трибуны, на скамьях левых партий раздается смех и одобрительные возгласы. На все это Эрхард кратко отвечает: я целиком ушел в заботу о том, как бы поскорее отделаться от мерпринудительного хозяйствования, и переговоры и устремления, направленные к этому, идут полным ходом.

Наши рекомендации