Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации
Анализ ресурсного потенциала организации (ООО «Дело»)
Задание 1.Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки по сравнению с прошлым годом. Полученные результаты оформите в табл. 1.
Таблица 1
Анализ влияния трудовых ресурсов на выручку
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Динамика показателя (в %) | Разница в процентах (+, –) * | Расчет влияния фактора ** | Влияющий фактор *** |
1.Численность рабочих (Ч), чел. | ||||||
2.Число отработанных человеко- дней (Дн), чел-дн. | ||||||
3.Число отработанных человеко-часов (Прд), чел.-час. | ||||||
4.Выручка (Вр), тыс. руб. |
Информация в справке № 1 и форме 2
Помощь в заполнении таблицы 1
* Разница в процентах определяется путем сопоставления выявленной динамики каждого показателя с аналогичным результатом предыдущего, исключением является первый показатель (численность рабочих), динамика которого сравнивается со 100%.
** Для расчета степени влияния фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100.
*** В качестве влияющего фактора следует указать сомножитель, который останется, если из расчета рассматриваемого показателя исключить предыдущий.
В выводе охарактеризуйте результаты произведенных расчетов. Выявите размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов и укажите возможные пути реализации резерва в перспективе.
Задание 2.
Определите степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Полученные данные обобщите в табл. 2.
Таблица 2
Анализ влияния использования материалов на выручку
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение |
1.Выручка (Вр), тыс. руб. | |||
2.Материальные затраты в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. | |||
3.Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (рассчитать) (Мотд) | |||
4. Влияние на выручку (ΔВр) следующих факторов, тыс. руб.: | х | х | |
1ф) изменения стоимости материалов в себестоимости продаж, (ΔМЗ) | х | х | |
2ф) изменения материалоотдачи, (ΔМотд) | х | х |
В выводе охарактеризуйте результаты произведенных расчетов. Выявите размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов и укажите возможные пути реализации резерва в перспективе.
Задание 3.
Определите степень влияния факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж. Полученные результаты обобщите в табл. 3 .
Таблица 3
Анализ влияния использования основных средств на выручку
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение |
1.Выручка (Вр), тыс. руб. | |||
2. Среднегодовая стоимость активной части основных средств * (ОСа), тыс. руб. | |||
3.Количество дней в году, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии (Дн), дн. | |||
4. Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) | |||
5. Средняя продолжительность смены (Псм), час. | |||
6. Фондоотдача (Фотд), руб. | |||
Продолжение таблицы 3 | |||
7.Влияние на изменение выручки (ΔВр) следующих факторов, тыс. руб.: | х | х | |
1ф) изменения среднегодовой стоимости активной части основных средств (ΔОСа) | х | х | |
2ф) изменения количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии (ΔДн) | х | х | |
3ф) изменения коэффициента сменности (Ксм) | х | х | |
4ф) изменения средней продолжительности смены (ΔПсм) | х | х | |
5ф) изменения фондоотдачи (ΔФотд) | х | х |
Помощь в заполнении таблицы 3
** В состав активной части основных средств согласно учетной политике организации включаются: машины и оборудование, а также транспортные средства.
В выводе дайте интерпретацию полученных расчетов. Выявите размер резерва роста объема продаж за счет устранения факторов, имеющих отрицательное влияние, и укажите возможные пути реализации резерва в перспективе.
Задание 4.
На основе данных, полученных в результате экономического анализа в предыдущих пунктах курсовой работы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результаты расчетов обобщите в табл. 4.
Таблица 4
Степень экстенсивности и интенсивности использования ресурсов
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Темп прироста | Прирост ресурса на 1% прироста выручки (Кэкстi) | Коэффициенты влияния на прирост выручки | |
экстенсивности использования ресурса (Кэкстi * 100) | интенсивности использования ресурса (100 – Кэкстi * 100) | |||||
2 | 3 | 4* | 5** | 6*** | 7**** | |
1.Численность рабочих, чел. | ||||||
2.Среднегодовая стоимость активной части основных средств, тыс. руб. | ||||||
3.Материальные затраты в составе себестоимости проданной продукции, тыс. руб. | ||||||
4.Выручка, тыс. руб. | х | х | х | |||
5.Алгоритм расчета комплексного использования ресурсов | х | х | х | Σ Кэкстi / n | Σ Кэкстi × 100 /n | 100 – (Σ Кэкстi × 100) / n |
6. Комплексный показатель | х | х | х |
Помощь в заполнении таблицы 4
* Гр. 4 = гр. 3 / гр. 2 × 100 – 100.
** Гр. 5 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 4 стр. 1 или 2 или 3/ гр. 4 стр. 4;
*** Гр. 6 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 5 × 100;
Гр. 5, 6 и 7 стр. 6 = Σ гр. 5, 6 и 7 по стр. 1, 2 и 3 / п.
**** Гр. 7 стр. 1 или 2 или 3 = 100 – гр. 6 стр. 1 или 2 или 3;
Сделайте вывод по комплексному показателю и укажите последствия, выбранного фирмой пути использования ресурсного потенциала.
Анализ производства и объема продаж
Задание 5.
Определите влияние на прирост объема продажизменения количества проданной продукции, ее структуры и цен. В табл.5 оформить результаты расчетов, необходимых для анализа степени влияния указанных факторов.
Таблица 5
Влияние на изменение выручки количества, структуры и цен на проданную продукцию
Показатель | Изделие А | Изделие В | Изделие С | Итого | ||||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | |
1. Количество (Q), шт. | ||||||||
2. Цена (Р), тыс. руб. | х | х | ||||||
3.Выручка (Вр = Q×Р), тыс. руб. | ||||||||
4.Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс. руб. (У1Вр = К↑×Вр0 К↑= Σ Q1/ Σ Q0) | х | х | х | х | ||||
5.Расчетный показатель выручки за отчетный год в ценах прошлого года, тыс. руб. (У2Вр= Q1× Р0) | х | х | х | х |
Исходные данные для проведения аналитических расчетов представлены в Приложении 1 «Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки».
Представьте методику расчетов степени влияния каждого фактора, сделайте вывод о характере влияния факторов на объем продажи укажите резерв увеличения выручки.
Задание 6.
Разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. В табл.6 оформить результаты расчетов.
Таблица 6
Бизнес-плана на будущий отчетный период
Показатель | Изделия | Итого | ||||
А | В | С | D | Е | ||
1.Спрос на изделие, шт. | ||||||
2. Цена изделия на будущий период, тыс. руб. | ||||||
3. Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в отчетном году, тыс. руб. | ||||||
4. Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, для включения в бизнес-план, тыс. руб. | ||||||
5. Себестоимость продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб. | ||||||
6. Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. | ||||||
7. Рентабельность продаж,% | ||||||
8. Номер группы, к которой отнесена продукция в зависимости от уровня ее рентабельности |
Используйте данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, D и E, представленные в Приложении 4 «Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период» и в сносках к нему.
Помощь в заполнении таблицы 6
Исходя из разброса значений рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп предлагается использовать следующую градацию: группа 1 - продукция с рентабельностью 25% и выше, группа 2 - продукция с рентабельностью от 10 до 25%, группа 3 - продукция с рентабельностью ниже 10%.
В выводе выделите четыре группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности, дайте характеристику каждой из них и объясните, какие виды продукции и почему следует выпускать и продавать в будущем году.
Задание 7.
Используя результаты анализа по заданию 6 определитеточку безубыточности и запас финансовой прочности за прошлый, отчетный годы и на планируемый период. Результаты расчетов оформите в табл. 7
Таблица 7
Критический объем продаж за анализируемые периоды и планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | На планируемый период, обеспеченный спросом | Сравнение | |
с прошлым годом | напряженность плана | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Выручка, тыс. руб. | |||||
2. Переменные затраты, тыс. руб. | |||||
Продолжение таблицы 7 | |||||
3. Постоянные затраты, тыс. руб. | |||||
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. | |||||
5. Маржинальный доход , тыс. руб. | |||||
6. Доля маржинального дохода в выручке, к-т | |||||
7. «Критическая точка» объема продаж, тыс. руб. | |||||
8.Запас финансовой прочности, тыс. руб. | |||||
9. Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж,% |
На основе данных, представленных в выписке из отчета о прибылях и убытках и справке № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию»,
Сделайте вывод на основе результатов проведенных расчетов, при этом следует учесть, что нормативное значение уровня запаса финансовой прочности составляет 40–50% объема продаж.