К проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По информации МВД России в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 1053 юридических лица, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием, более 5 млн. граждан, в пользовании которых находится почти 6,2 млн. ед. гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. ед. огнестрельного оружия ограниченного поражения.
При этом сохраняются тревожные тенденции в области оборота огнестрельного оружия ограниченного поражения, связанные с его неправомерным использованием в хулиганских целях, для совершения тяжких преступлений, в том числе убийств. Несмотря на то, что общее количество преступлений с использованием оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, снижается, удельный вес преступлений с использованием огнестрельного оружия ограниченного поражения возрастает (в 2012 году отмечается рост на 70 процентов).
Негативной остается статистика по зарегистрированным преступлениям, совершенным с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, особенно в крупных городах и регионах, так например, в г. Москве прирост по отношению к 2011 году составил 108%, в Краснодарском крае – 125%, в Магаданской области - 116%, в Смоленской области 100%, в Калининградской области – 107%, в Камчатском крае – 71%, в Рязанской области – 58%.
Данные преступления, как правило, имеют значительный общественный резонанс и тиражируют модели агрессивного поведения в обществе.
Ведомственной (полицейской) статистикой детализация фактов применения огнестрельного оружия в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения при формировании статистических данных о преступлениях, совершенных с применением оружия, в настоящее время не предусматривается и не ведется.
Вместе с тем, проведенное обобщение аналитических материалов и оперативных сводок показывает, что почти четверть фактов неправомерного использования гражданского и служебного оружия совершается в состоянии алкогольного и иного опьянения.
В этой связи законопроектом предлагается установить запрет на ношение оружия лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, запрет на ношение огнестрельного оружия ограниченого поражения на территории образовательных и медицинских учреждений, во время нахождения в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. соответствующие изменения вносятся в статьи 6, 24, 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
Также с целью обеспечения соблюдения данного запрета, а также профилактики правонарушений, предлагаются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в статью 20.8 предусматривающие, что ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей либо лишение на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от на срок от 6 месяцев до года и от одного года до двух лет соответственно.
При этом освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, будет осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ряд мер, направленных на формирование ответственного отношения к владению оружием, недопущению злоупотреблений при выдачи медицинских заключений на право получения лицензий на приобретение оружия.
В первую очередь предлагается увеличить возраст, с которого гражданину Российской Федерации будет разрешено приобретать огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, спортивное оружия, охотничье оружие, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой с 18 лет до 21 года.
Одновременно сохраняется возможность снижения указанного возраста на пять лет по решению субъекта Российской Федерации и делается исключение для лиц, отслуживших военную службу по призыву. Законопроектом также предлагается уточнить, что медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией может выдаваться исключительно медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Форма и порядок выдачи медицинского заключения и в дальнейшем будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Другой аспект проблемы, требующий решения, это причинение вреда здоровью с использованием оружия. По данным МВД России в 2011 году в результате преступных посягательств погибло 40,1 тыс. человек (рост 4,5%), здоровью 49,4 тыс. человек причинен тяжкий вред (рост 2,8%), с использованием оружия совершено 6,8 тыс. преступлений (рост 9,1%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (593), Свердловской области (528), г. Санкт-Петербург (377), г. Москве (280), Ставропольском крае (222).
Законопроектом предлагается дополнить статьи 111, 112, 115 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицирующим признаком –
«с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия». Предлагаемое изменение повысит ответственность за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью.
Таким образом, положения законопроекта направлены на создание условий, обеспечивающих государственный контроль в сфере оборота оружия и выполняют функции общей превенции, связанные с защитой прав и законных интересов человека, общества и государства.