История Рейча: как один парень «понял» это

От одной истории о превращении к другой...

Для некоторых мужчин путь к признанию талантов женщин идет через «итоговые выводы». Для других это что-то более личное. Скажем: если консерватор — это либерал, «ограбленный реальностью», то мужчина-феминист — парень, которому довелось увидеть, как его жене «не везет» на профессиональном пути.

Боб Рейч — бывший американский министр труда (1993-1997). Он также, согласно последним данным, один из троих мыслителей нашего времени. В рамках своей (в итоге неудачной) кампании за пост губернатора Массачусетса Боб написал книгу, где изложил свои взгляды. Цитата из главы «День, когда я стал феминистом» показалась мне совершенно захватывающей. Она описывает тот день, когда жене Рейча, известному ученому-юристу, отказали в должности в Гарварде.

«Прямо перед ней утвердительно проголосовали за длинную вереницу белых мужчин. Большая часть из них не написала столько, сколько она, не снискала такой почет среди специалистов по всей стране. Ничьи труды не подверглись такому тщательному сноска-за-сноской досмотру, какому коллеги подвергли ее последнюю работу. Ни один из кандидатов-мужчин не вызвал столько гнева и горечи, сколько сопутствовало принятию решения касательно ее назначения.

Почему? Я был сбит с толку Я знал многих из голосовавших против нее мужчин. Двоих я мог бы заподозрить в женоненавистничестве, нескольких в узколобости, основном, это были вдумчивые, умные люди, которые много ездили и занимали серьезные посты, Я был уверен, они считали, что были справедливы и беспристрастчы. Их оскорбила бы сама мысль о гемдерной предубежденности.

Постепенно я начал понимать. Они применяли свои научные стандарты настолько беспристрастно, насколько могли. И все же их стандарт предполагал, что человек, к которому он применялся, прошел ту же академическую школу и пережил такой же формирующий интеллектуальный опыт, что и они сами. Еще он предполагал, что человек приобрел такое же понимание академической науки и усвоил такие же подходы к кпючевым проблемам, как и они. Говоря кратко, их стандарт основывался на вере в то, что люди, ими судимые, имеют те же взгляды на научные модели и цели — на жизнь ума - какие развили в себе они.

На протяжении многих лет моя жена помогала мне увидеть в таких умозаключениях гендерные предубеждения. Ее опыт и понимание, как и других женщин-ученых, сформировались под воздействием неоспоримой поло-ролевой реальности. Ценности и взгляды, прилагаемые ею к миру — и, в частности, миру идей — отличаются от их ценностей, потому что она видит этот мир по-другому. На самом деле, именно уникальность ее женского взгляда вдыхает жизнь в ее научные труды, придает им оригинальность к интеллектуальную «изюминку». Они применили свои стандарты настолько беспристрастно, насколько могли, но это были мужские стандарты.»

Далее Рейч объясняет, как он интегрировал осознание различия полов в свои собственные лекции:

«В классе я представляю на обсуждение комплексную управленческую проблему. Организация погрязла в раздорах. Я спрашиваю, какие шаги должен предпринять менеджер, чтобы изменить ситуацию. Ответы мужчин изобилуют словами: «конфликт», «интересы», «требования», «уступки», «права». Студентки используют «решимость», «отношения», «сотрудничество», «лояльность». Всегда ли их лексиконы отличились, или я слышу их так, как никогда не слышал раньше?

Вице-президент корпорации, которую я консультирую, говорит, что не может вы полнить одну из моих рекомендаций, хоть и согласен с нею. «У меня нет права, — объясняет он, — это вне моей компетенции». В тот же день его помощница говорит, что рекомендацию исполнить легко. «Формально это вне нашей компетенции, но мы внесем несколько предложений в нужное время и в нужном месте и сделаем это.» Значит ли это, что мужчину вице-президента главным образом заботят формальности и ранги, а его помощницу — нет, или все-таки они представляют рааличия в подходах мужчин и женщин к вопросам лидерства?

Если быть феминиетом означает подмечать эти вещи, то я стал феминистом в тот день, когда моей жене отказали в должности в Гарвардском университете. Но в чем моя задача как феминиста, кроме как просто подмечать? Как минимум: напоминать кадровикам, что не стоит спрашивать у перспективных сотрудниц, собираются ли они заводить семью; предостерегать мужчин от возможных половых предрассудков при оценке ими их коллег-женщин; обеспечить, чтобы женщин выслушивали на чисто мужских встречах; поддерживать своих студенток, узаконить различия в восприятии и руководящих стилях мужчин и женщин. Другими словами, так же, как я стремлюсь учиться сам, я дол жен помогать учиться и другим мужчинам.

Это — немалая задача. Через день после отказа моей жене я позвонил одному из ее оппонентов — старому скряге, столь же наглому, сколь умому. Без тени сомнения в эпитете, который я выбрал, чтобы в него швырнуть, я назвал его сукиным сыном».

Браво, Боб!

_____

!

«ДОЛГИЙ ПУТЬ»? СХОДИТЕ ИЗМЕРЬТЕ (I)

Женщины, цитирую старый лозунг, «прошли долгий путь, крошка». Но… предстоит им пройти еще больше. На рубеже милленниума, рассказывает Сьюзен Эстрич в книге «Пол и власть», только 63 из 2500 людей с самым высоким заработком в компаниях Fortune 500 были женщины. Всего 8% партнеров в бухгалтерских фирмах Большой Пятерки были женщинами. Скудные 140 партнеров в крупнейших 250 юридических фирм в Америке были женщинами. В медицинских вузах женщины составляют 43% новых студентов; 26% преподавателей факультета; и всего 7% деканов. ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕ!

НОКАУТ ВОЗМОЖНОСТИ

Иногда возможности стучатся в дверь. А иногда это бодающийся баран, и приходится просто убираться с его дороги.

Мое дело - бизнес и нормы его исполнения, а не социальная справедливость. Поэтому я смотрю на вопрос женщин и таланта сквозь призму бизнеса. И то, что я вижу, просто первостепенная стратегическая возможность.

Эта возможность стучится... и она не станет ждать, пока вы соизволите открыть дверь.

!

«ДОЛГИЙ ПУТЬ»? СХОДИТЕ ИЗМЕРЬТЕ (II)

Еще один документ из палки «долгий, долгий путь»: в американских компаниях женщины занимают 4% руководящих постов. Соответствующая цифра в Великобритании — З%, в Евросоюзе в целом — 2%, и в Японии — менее 1%.

Опять: ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕ!

Наши рекомендации