По итогам 1 полугодия 2014 года

Тезисы к докладу по вопросу: О результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел МВД по Республике Саха (Якутия) по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности

по итогам 1 полугодия 2014 года

В целом, за январь-июнь 2014 года результаты работы органов внутренних дел по линии экономики характеризуются увеличением:

- на 39,1% общего массива выявленных преступлений (Россия:-31,9%; ДФО:-1,0%);

- на 45,5% предварительное следствие по которым обязательно (Россия: -31,1%: ДФО: -1,7%);

- на 48,5%, совершенных в крупном и особо крупном размере (Россия: -23,7%; ДФО: +3,2%).

В том числе, на 45,1% возросло количество выявленных преступлений тяжких и особо тяжких составов (Россия: -29,2%; ДФО: -4,5%).

Наибольшая доля по выявлению преступлений указанной категории приходится на г. Якутск: 44,5%, Сунтарский район: 6,7%, Ленский: 5,4%, Мирнинский и Усть-Янский: 4,2%, доля остальных подразделений ОВД составляет от 0,6 до 3,04% .

Расследованием окончены уголовные дела и разрешены материалы по 187 преступлениям (+52,0%; Россия: -34,1%: ДФО: +26,9%), из которых доведены до суда 163 уголовных дела (+52,3%; Россия: -36,6%; ДФО: +28,7%). В отношении 93 лиц уголовные дела доведены до суда (+107%: 84: Россия: -8,4%: ДФО: +19,0%), в том числе по тяжким и особо тяжким составам преступной деятельности — 59 (+43,9%: 41: Россия: +14,2%: ДФО: +42,2%).

В соответствии с критериями оценки приказа МВД России № 1040-2013 г. в суды направлены уголовные дела по обвинению 59 лиц против 41 за АППГ:

- 24 лица за совершение тяжких и особо тяжких экономических преступлений, без учета коррупционных (АППГ – 20),

- 35 лиц за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений (АППГ – 21).

По данным показателям по итогам 5 мес. 2014 г. среди 82 субъектов по России МВД по РС(Я) занимало соответственно 52 и 57 место, средненагрузочный показатель по РС (Я) составил соответственно 0,3 и 0,5, по России -0,5 и 0,6; по ДФО -0,5 и 0,4.

Показатели по критериям оценки приказа № 1040-13 обеспечены сотрудниками 19 ТОВД и г. Якутска. В 13 ОМВД России результаты по данному направлению отсутствуют.

При этом, подчеркну, что, если бы 13 ОМВД, направили в суд хотя бы по 1 лицу по тяжким экономическим преступлениям, то МВД по РС(Я) по количеству лиц, в отношении которых уголовные дела направлены в суд по тяжким экономическим преступлениям заняло бы 21 место при нагрузке на 100 единиц штатной численности 0,61.

Согласно ведомственной оценки деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции, утвержденной распоряжением МВД России от 31.05.2013 года №1/5107, по итогам января-мая Республика Саха (Якутия) занимала 10 место по шестой группе среди 21 региона и оценивалась «удовлетворительно». Из 10 оцениваемых критериев удалось превысить средневзвешенную оценку по 5 критериям.

Справочно: январь т.г. - 16 место, январь-февраль -20 место, январь-март, январь-апрель-13 место.

Такая статистика свидетельствует о переходе на новый уровень работы, направленной на повышение качества выявления и раскрытия преступлений.

Среди положительных моментов, также хотел бы отметить и следующие:

Сохраняется тенденция роста по выявлению преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, в том числе при исполнении государственного и муниципального заказов (+47,0%; 51/75), нагрузка на 1 сотрудника составила 0,01, уровень среднероссийского показателя (0,01) и выше среднеокружного показателя (0,007).

Немаловажной задачей для ОВД являются и вопросы обеспечения возмещения ущерба, причиненного государству и собственникам.

Так, по итогам 6 месяцев 2014 г. сумма причиненного ущерба составила 215,6 млн. рублей, возмещено на сумму 161,1 млн. рублей или 74,7%, что также выше среднероссийского показателя на 42,0% (32,7%) и среднеокружного на 14,7% (60,0%).

На 70,6% возросло количество выявленных преступлений коррупционной направленности (с 58 до 99; Россия:-32,6%; ДФО:+9,3%), в том числепротив государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (+65,3%: 26/43: Россия: -27,9%; ДФО: +9,1%).

Отмечается положительная динамика и по документированию фактов взяточничества -12 преступлений (+9,1%;11; Россия:+1,7% ДФО;+43,2%), в том числе по ст. 290 УК РФ -6 преступлений (+500,%; Россия:-14,4%; ДФО:-1,5%).

Несмотря на то, что по итогам 1 полугодия т.г. отсутствовали показатели по выявлению фактов получения взятки в крупном и особо крупном размерах, буквально на днях, в ходе реализации совместных с СУ СК РФ по РС (Я) оперативных материалов, возбуждено уголовное дело в отношении чиновника, который при исполнении обязанностей заместителя главы городского округа «город Якутск» получил взятку в размере 4,5 млн. рублей. Проводится комплекс следственно- оперативных мероприятий.

За отчетный период больше выявлено преступных деяний, совершенные должностными лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции в муниципальных образованиях.

Справочно: За январь-июнь 2014 года выявлено 30 преступлений в отношении 4 глав Муниципальных образований и 2 заместителей (АППГ-2 главы- Нюрбинский и Нерюнгринский), из которых 17 по тяжким и особо тяжким составам преступлениям (Сунтарский -2 главы -21 преступление, Усть-Янский -6, Кобяйский -1, Верхоянский -1, В-Вилюйский -1)

Активнее проводилась работа по декриминализации негосударственного сектора экономики. Возбуждено 4 уголовных дела (+300%;1: Россия; -38,2%, ДФО;+32,6%).

Выявлено 2 факта коммерческого подкупа (1), при этом средний размер пресеченных фактов коммерческого подкупа возрос с 500 тыс.рублей до 1млн. 324 тыс.рублей (по ДФО: 153,6 тыс.рублей, по России: 131,2 тыс.рублей).

Также, возросло количество выявленных преступлений, совершаемых в сфере топливно-энергетического (+25,0%: Россия: -32,4%: ДФО: -39,5%) и лесопромышленного комплексов (+75,0%; Россия:-27,1%; ДФО: -3,0%).

Результаты работы по пресечению преступлений в сфере реализации государственных программ в агропромышленном комплексе остались на уровне аналогичного периода прошлого года ( Россия: -43,0%, ДФО:-38,4%).

Однако, остаются недостаточными меры, направленные на выявление и пресечение преступлений в сферах ЖКХ (-22,2%; 9/7) и АЗБК (-44,4%: 9/5).

Требует повышения эффективности работа по направлению в суд уголовных дел, совершенных в составе ОПГ (-53,3%:15; Россия: -24,9%; ДФО:+277,7%). Так, по линии противодействия организованной преступности в сфере экономики в настоящее время осуществляется оперативное сопровождение 5 уголовных дел возбужденных в отношении 20 участников в совершении 62 преступлений.

Наряду с этим, отмечу, что в ряде территориальных ОВД по-прежнему имеются серьезные просчеты и недостатки.

Отсутствуют показатели работы по выявлению тяжких и особо тяжких преступлений в 10 территориальных ОВД на районном уровне, что составляет 29,5% от всех ТОВД - Оленекский, Оймяконский, Усть-Алданский, Горный, Жиганский, Чурапчинский, Таттинский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Абыйский. При этом, должных выводов не сделали, и не приняли исчерпывающих мер по исправлению недостатков и упущений в работе руководители 6 ОМВД РФ по Нижнеколымскому, Верхнеколымскому, Абыйскому, Оленекскому, Оймяконскому и Жиганскому районам, к которым ранее, были применены меры дисциплинарного воздействия.

Сложившееся обстоятельство, в свою очередь, негативно влияет на оценку деятельности МВД в целом.

На эффективность работы по оцениваемым направлениям деятельности (приказ № 1040-13),повлияло отсутствие показателей по направлению в суд уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям экономической и коррупционной направленности в 13 территориальных ОВД на районном уровне: Амгинский, Олекминский, Чурапчинский, Усть-Майский, Вилюйский, Верхневилюйский, Анабарский, Нижнеколымский, Аллаиховский, Оймяконский, Жиганский, Оленекский и Абыйский.

В настоящее время в 7 ТОВД имеется перспектива направления в суд уголовных дел тяжкой категории (Амгинский, Олекминский, Чурапчинский, Вилюйский, В-Вилюйский, Аллайховский и Анабарский), в Жиганском районе имеются 2 перспективных материала ВУД.

Начальники ОМВД по Оленекскому, Абыйскому, Н-Колымскому, Усть-Майскому и Оймяконскому районов, допустившие отсутствие и снижение показателей по выявлению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, заслушаны при курирующем заместителе министра, с принятием к ним мер дисциплинарного воздействия.

Кроме того, в настоящее время в производстве следователей ОВД находятся 86 уголовных дел по тяжким и особо тяжким экономическим и коррупционным преступлениям в отношении 76 лиц.

Объективно оценивая не только имеющиеся результаты, но и недоработки и упущения, заверяю, что принимаемые нами меры обеспечат выполнение поставленных задач.

Как показала практика последних трех лет, начатые реформы нашли свое подтверждение в реализации приоритетных направлений экономической безопасности и противодействия коррупции. На данном этапе необходимо не сбавлять взятого темпа по выявлению экономических и коррупционных преступлений, наращивать оперативную составляющую, основной упор сделав на выстраивании системной агентурно-оперативной работы на приоритетных направлениях.

Управлению ЭБиПК МВД по РС(Я) следует продолжить комплекс мероприятий и соответствующих решений, направленных на повышение управленческого воздействия на организацию работы территориальных подразделений, с учетом Директивы министра внутренних дел РФ.

Наши рекомендации