Экспериментальных данных

2.1. Задание 1. Определение ошибки воспроизводимости эксперимента.

Результаты измерений в каждой точке экспериментальных данных - student2.ru плана эксперимента диспергируют относительно группового среднего: экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru В данной работе экспериментальных точек экспериментальных данных - student2.ru , а число повторных опытов в точках экспериментальных данных - student2.ru одинаковое экспериментальных данных - student2.ru .

В каждой экспериментальных данных - student2.ru группе данных определяем средние значения экспериментальных данных - student2.ru , а затем несмещенную оценку дисперсии воспроизводимости экспериментальных данных - student2.ru и оценку ошибки воспроизводимости экспериментальных данных - student2.ru .Промежуточные результаты вычислений сведем в таблицу 1.

Таблица 1.

Результаты расчета внутригрупповых средних и дисперсий.

Числовые характеристики групп Обозначение i- уровней факториального признака Х
экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru
экспериментальных данных - student2.ru 8,16 6,16 4,28 2,8 2,16 2,88 3,56
экспериментальных данных - student2.ru 1,312 1,312 0,852 0,74 0,408 0,4 0,752 0,788
экспериментальных данных - student2.ru 0,33 0,33 0,85 0,74 0,41 0,40 0,75 0,79
экспериментальных данных - student2.ru 0,57 0,57 0,92 0,86 0,64 0,63 0,867 0,888

Ошибки воспроизводимости эксперимента (также и дисперсии) в каждой экспериментальных данных - student2.ru группе могут различатся. Поэтому, прежде чем вычислить усредненную внутригрупповую дисперсию нужно совокупность вычисленных оценок дисперсий проверить на однородность.

Для проверки нескольких ( экспериментальных данных - student2.ru ) несмещенных оценок дисперсий на однородность, определяемых при одинаковых степенях свободы ( экспериментальных данных - student2.ru ) используют экспериментальных данных - student2.ru статистику Кокрена, экспериментальных данных - student2.ru для выбранного критического значения экспериментальных данных - student2.ru или экспериментальных данных - student2.ru .

Выбрав 5%- уровень значимости, по соответствующей ему таблице для экспериментальных данных - student2.ru статистики, построенной по экспериментальных данных - student2.ru независимым оценкам дисперсии, каждая из которых обладает экспериментальных данных - student2.ru степенями свободы, определим критическое (табличное) значение экспериментальных данных - student2.ru .

В нашей задаче эмпирическое значение G – статистики:

экспериментальных данных - student2.ru .

экспериментальных данных - student2.ru , а это значит, что вычисленные дисперсии в экспериментальных данных - student2.ru группах однородны (статистически неразличимы), следовательно, их можно усреднить экспериментальных данных - student2.ru . Окончательный результат: несмещенная оценка ошибки воспроизводимости эксперимента экспериментальных данных - student2.ru . («чистая» ошибка). При неудачном выборе выбора модели, а также, если не включены в модель значимые переменные ошибка воспроизводимости возрастает, так как в этих случаях растет доля случайных возмущений на результаты эксперимента.

Примечание: Если для данного (5%) уровня значимости экспериментальных данных - student2.ru окажутся неоднородными, т.е. получится, что экспериментальных данных - student2.ru , то можно «ослабить» проверку, выполнив ее на 1%-уровне значимости, где табличное значение экспериментальных данных - student2.ru Если все же для 1%-уровня значимости дисперсии будут неоднородны, то следует проверить результаты эксперимента в экспериментальных данных - student2.ru точках и расчет экспериментальных данных - student2.ru (возможно завышенный результат является «выбросом» неслучайным). В общем усреднять можно только однородные дисперсии.

2.2. Задание 2 Дисперсионный анализ результатов эксперимента.

Цель: Определить степень детерминации объекта исследования.

Будем исходить из основного дисперсионного тождества: экспериментальных данных - student2.ru , т.е. сумма экспериментальных данных - student2.ru квадратов отклонений результатов эксперимента экспериментальных данных - student2.ru от общего среднего экспериментальных данных - student2.ru распадается на межгрупповую экспериментальных данных - student2.ru и внутригрупповую экспериментальных данных - student2.ru составляющие. Формулы расчета экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru и оценки получаемых дисперсий экспериментальных данных - student2.ru с учетом соответствующих для них степеней свободы экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru число групп, экспериментальных данных - student2.ru число данных в экспериментальных данных - student2.ru группе, сведены для удобства выполнения дисперсионного анализа в общую таблицу:

Источник рассеяния Число степеней свободы Сумма квадратов отклонений Оценка дисперсии
Между уровнями экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru
Внутри уровней экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru
Суммы экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru

Общее среднее экспериментальных данных - student2.ru для всех значений экспериментальных данных - student2.ru определим по исходным данным или по данным табл.1 (строка групповых средних экспериментальных данных - student2.ru ). экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru

Для удобства и наглядности дальнейших вычислений составим табл.2, в которой представим квадраты исходных данных, а также квадраты средних значений в экспериментальных данных - student2.ru -группах. Тогда удобно будет контролировать нужные суммы в строке, выделив для них последний столбец этой таблицы.

Таблица 2.

Квадраты исходных значений и квадраты средних

Квадраты значений Значения уровней факториального признака Х Суммы
Квадраты откликов экспериментальных данных - student2.ru 73,96 33,64 7,84 3,24 5,76 12,96 171,40
экспериментальных данных - student2.ru 54,76 46,24 12,96 3,24 1,96 1,44 17,64 147,24
экспериментальных данных - student2.ru 60,84 29,16 10,24 10,24 2,56 4,84 21,16 148,04
экспериментальных данных - student2.ru 77,44 38,44 17,64 6,76 7,84 14,44 5,76 184,32
экспериментальных данных - student2.ru 67,24 43,56 29,16 4,84 3,24 12,96 169,00
Суммы экспериментальных данных - student2.ru 334,3 191,1 95,00 42,16 24,96 21,6 44,48 66,52 820,00
Квадраты средних экспериментальных данных - student2.ru 66,59 37,95 18,32 7,84 4,666 8,295 12,68 160,323

Сумму квадратов средних значений в экспериментальных данных - student2.ru - группах определим по данным табл.2, просуммировав элементы последней строки:

экспериментальных данных - student2.ru

Сумму квадратов всех значений экспериментальных данных - student2.ru определим по данным табл.2 , просуммировав элементы последнего столбца (не включая собственно сумму, равную 820, и элемент последнего результата 160,3232). экспериментальных данных - student2.ru .

Примечание. Проверить правильность вычисления суммы экспериментальных данных - student2.ru можно используя экспериментальных данных - student2.ru

Теперь выполним основные расчеты для дисперсионного анализа: Определим суммы квадратов отклонений экспериментальных данных - student2.ru и соответствующие им оценки дисперсий экспериментальных данных - student2.ru . экспериментальных данных - student2.ru ; экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru ; экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru . экспериментальных данных - student2.ru .

Указание Обязательно следует проверить выполнение основного дисперсионного тождества: экспериментальных данных - student2.ru , т.е. 180=161,616+18,384, а также тождества для степеней свободы экспериментальных данных - student2.ru , т.е. 39=7+32.

Степень детерминации объекта исследования определяется корреляционным отношением: экспериментальных данных - student2.ru - это доля влияния факториального признака экспериментальных данных - student2.ru на результативный признак экспериментальных данных - student2.ru , т.е. 89,79 % Аналогично определяется доля воздействия на объект случайных возмущений (доля «чистой» ошибки): экспериментальных данных - student2.ru . При этом экспериментальных данных - student2.ru

Достоверность полученного вывода проверяется по экспериментальных данных - student2.ru - критерию Фишера. Эмпирический экспериментальных данных - student2.ru , т.е. на уровне значимости экспериментальных данных - student2.ru подтверждается гипотеза о значиом влиянии (89,79 %) факториального признака на результативный признак объекта исследования. На следующем этапе нужно подобрать модель экспериментальных данных - student2.ru , которая наилучшим образом объясняла бы полученные в эксперименте данные и чтобы остаточная сумма квадратов, равная экспериментальных данных - student2.ru .

Поиск зависимости экспериментальных данных - student2.ru целесообразно начинать с линейной модели, используя корреляционные и регрессионные методы анализа.

2.3. Задание 3. Оценка линейной корреляции экспериментальных данных

Для выполнения этого и следующего задания удобно представить таблицу исходных данных в виде столбцов экспериментальных данных - student2.ru , затем расширить ее новыми столбцами произведений вида экспериментальных данных - student2.ru , и в завершение линейного моделирования нужны будут столбцы предсказываемых результатов экспериментальных данных - student2.ru , остатков экспериментальных данных - student2.ru и их квадратов экспериментальных данных - student2.ru . Значения элементов для перечисленных выше столбцов приведены в табл. 3.

Корреляционный анализ позволят решить две основные задачи

1. Определить степень тесноты связи между столбцами значений изучаемых признаков

2. Установить параметры для простейшей (линейной) формы, связывающей изучаемые признаки.

Для решения первой задачи нужно вычислить оценку линейного коэффициента корреляции экспериментальных данных - student2.ru , где оценки стандартных ошибок

экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru а затем проверить гипотезу Н0: М(r) экспериментальных данных - student2.ru 0, используя при n >30 t - статистику Стьюдента экспериментальных данных - student2.ru для числа степеней свободы экспериментальных данных - student2.ru и выбранного уровня значимости экспериментальных данных - student2.ru .

Используя итоговые данные табл. 3 (две последние строки) найдем оценки

экспериментальных данных - student2.ru = экспериментальных данных - student2.ru ,

экспериментальных данных - student2.ru = экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru - 0,71. При условии экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru , в нашем случае Н0 гипотезу отвергаем, т.е. М(r) экспериментальных данных - student2.ru 0, так как при экспериментальных данных - student2.ru ,

Таблица 3.

Предварительная обработка данных

для линейной аппроксимации

X Y Y*Y X*Y X*X экспериментальных данных - student2.ru Res Res^2
8,6 73,96 8,6 6,3364 2,2636 5,12388496
7,4 54,76 7,4 6,3364 1,0636 1,13124496
7,8 60,84 7,8 6,3364 1,4636 2,14212496
8,8 77,44 8,8 6,3364 2,4636 6,06932496
8,2 67,24 8,2 6,3364 1,8636 3,47300496
5,8 33,64 11,6 5,6688 0,1312 0,01721344
6,8 46,24 13,6 5,6688 1,1312 1,27961344
5,4 29,16 10,8 5,6688 -0,2688 0,07225344
6,2 38,44 12,4 5,6688 0,5312 0,28217344
6,6 43,56 13,2 5,6688 0,9312 0,86713344
5,0012 -0,0012 0,00000144
3,6 12,96 10,8 5,0012 -1,4012 1,96336144
3,2 10,24 9,6 5,0012 -1,8012 3,24432144
4,2 17,64 12,6 5,0012 -0,8012 0,64192144
5,4 29,16 16,2 5,0012 0,3988 0,15904144
2,8 7,84 11,2 4,3336 -1,5336 2,35192896

Продолжение табл. 3

X Y Y*Y X*Y X*X экспериментальных данных - student2.ru Res Res^2
1,8 3,24 7,2 4,3336 -2,5336 6,41912896
3,2 10,24 12,8 4,3336 -1,1336 1,28504896
4,3336 -0,3336 0,11128896
2,2 4,84 8,8 4,3336 -2,1336 4,55224896
1,8 3,24 3,666 -1,866 3,481956
1,4 1,96 3,666 -2,266 5,134756
3,666 -0,666 0,443556
2,6 6,76 3,666 -1,066 1,136356
3,666 -1,666 2,775556
2,4 5,76 14,4 2,9984 -0,5984 0,35808256
1,2 1,44 7,2 2,9984 -1,7984 3,23424256
1,6 2,56 9,6 2,9984 -1,3984 1,95552256
2,8 7,84 16,8 2,9984 -0,1984 0,03936256
2,9984 -0,9984 0,99680256
3,6 12,96 25,2 2,3308 1,2692 1,61086864
2,3308 0,6692 0,44782864
2,2 4,84 15,4 2,3308 -0,1308 0,01710864

Продолжение табл. 3

X Y Y*Y X*Y X*X экспериментальных данных - student2.ru Res Res^2
3,8 14,44 26,6 2,3308 1,4692 2,15854864
1,8 3,24 12,6 2,3308 -0,5308 0,28174864
1,6632 1,3368 1,78703424
4,2 17,64 33,6 1,6632 2,5368 6,43535424
4,6 21,16 36,8 1,6632 2,9368 8,62479424
2,4 5,76 19,2 1,6632 0,7368 0,54287424
3,6 12,96 28,8 1,6632 1,9368 3,75119424
экспериментальных данных - student2.ru 579,8 159,992 86,400
экспериментальных данных - student2.ru 4,5 20,5 14,495 25,5 3,998 2,16

Для решения второй задачи выбирается модель вида экспериментальных данных - student2.ru , параметры которой экспериментальных данных - student2.ru определяются методом наименьших квадратов (МНК):

экспериментальных данных - student2.ru )= экспериментальных данных - student2.ru .

Откуда

экспериментальных данных - student2.ru

При условии, экспериментальных данных - student2.ru = экспериментальных данных - student2.ru - экспериментальных данных - student2.ru ; экспериментальных данных - student2.ru .

В нашем случае:

экспериментальных данных - student2.ru = 7,004 и экспериментальных данных - student2.ru = экспериментальных данных - student2.ru -0,66761.

Общий вывод по заданию 3: разработана линейная модель вида экспериментальных данных - student2.ru со степенью детерминации

экспериментальных данных - student2.ru т.е. линейная модель за счет признака х объясняет ≈ 50% дисперсии результативного признака у.

2.4. Задание 4. Выполнение регрессионного анализа линейной по параметрам модели.

Регрессионный анализ предполагает решение двух основных задач по качеству разработанной модели:

1. Определить ошибки вычисленных параметров модели;

2. Проверить модель на адекватность, т.е. оценить ошибку модели при интерполировании и прогнозировании результатов.

Решение первой задачи: оценки коэффициентов регрессии, вычисляемые на основе МНК, в матричной форме имеют вид экспериментальных данных - student2.ru , где для модели вида

экспериментальных данных - student2.ru , вектор экспериментальных данных - student2.ru , X – входная матрица (условия эксперимента), имеет единичный столбец (для параметра экспериментальных данных - student2.ru ) и столбец значений экспериментальных данных - student2.ru (для параметра экспериментальных данных - student2.ru ), У - столбец результатов экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru - матрица ковариации входных признаков. Тогда экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru – матрица дисперсий-ковариаций коэффициентов регрессии,

экспериментальных данных - student2.ru – оценка ошибки модели. Откуда дисперсии коэффициентов регрессии (элементы экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru и экспериментальных данных - student2.ru , т.е. экспериментальных данных - student2.ru .

В нашем случае экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru ,

экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru

Значимость коэффициентов регрессии оценивается по t – статистике Стьюдента: экспериментальных данных - student2.ru и экспериментальных данных - student2.ru , где критическое (табличное) значение экспериментальных данных - student2.ru , n-2 – число степеней свободы, при котором определялась оценка ошибки экспериментальных данных - student2.ru , экспериментальных данных - student2.ru – уровень значимости.

В нашем случае экспериментальных данных - student2.ru - статистически значимы при экспериментальных данных - student2.ru , для которого определено экспериментальных данных - student2.ru .

Построим доверительную оценку вычисленных коэффициентов регрессии:

экспериментальных данных - student2.ru =7,004 экспериментальных данных - student2.ru , аналогично,

экспериментальных данных - student2.ru = - 0,66761 экспериментальных данных - student2.ru -0,66761 экспериментальных данных - student2.ru .

Примечание: в общем случае экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru - элементы главной диагонали обратной матрицы экспериментальных данных - student2.ru , j=0,1,… , где j- индекс определяемых коэффициентов регрессии; экспериментальных данных - student2.ru .- остаточная дисперсия.

Решение второй задачи: исходя из дисперсионного тождества экспериментальных данных - student2.ru . В нашем случае

экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru .

Откуда экспериментальных данных - student2.ru .

Адекватность модели проверяем по F – критерию Фишера экспериментальных данных - student2.ru , где экспериментальных данных - student2.ru

экспериментальных данных - student2.ru , где

экспериментальных данных - student2.ru . Отсюда следует, что модель адекватна. Качество полученной линейной модели оценим по её степени детерминации:

экспериментальных данных - student2.ru .

В завершение задания 4 построим график линейной модели в пространстве экспериментальных точек экспериментальных данных - student2.ru .

Общий вывод по заданию 4. Построенная линейная модель адекватна, имеет статистически значимые коэффициенты регрессии. Очевидно также, что степень детерминации для линейной модели экспериментальных данных - student2.ru еще очень далека до степени детерминируемости данного объекта экспериментальных данных - student2.ru (около 90%) (см п.2.1)

экспериментальных данных - student2.ru

Рис.1 Линейная модель в пространстве нелинейного корреляционного поля экспериментальных точек.

2.5 Задание 5. Регрессионный анализ линейный по параметрам нелинейной модели.

В этом задании в качестве модели для аппроксимации эксперимента будем использовать квадратичную функцию вида: экспериментальных данных - student2.ru .

Для выполнения этого задания рекомендуется использовать какую – либо программу для ПК, которая содержит модуль «Множественная регрессия», например, EXCEL, STATISNICA, STADIA, SPSS, STATGRAPHICS и др. Модули (подпрограммы) типа «Multiple Regression» (множественная регрессия) работают в среде Windows имеют схожий интерфейс, включающий Стартовую панель и панель Выдачи результатов с большим числом опций для всестороннего анализа регрессионной модели.

В стартовой панели следует лишь задать входные переменные (матрица экспериментальных данных - student2.ru Х), обозначенные как independent variables (независимые переменные), и одну выходную переменную (вектор У), обозначенный как dependent variable (зависимая переменная). После чего все расчеты выполняются автоматически и по желанию пользователя можно воспроизвести нужные таблицы и графики, отражающие в полной мере вычисленные результаты регрессионного анализа в соответствии с условием и назначенным режимом доступным для используемой программы.

Особо следует обратить внимание, что для построения и регрессионного анализа модели вида экспериментальных данных - student2.ru входными переменными являются экспериментальных данных - student2.ru (матрица Х должна содержать два столбца экспериментальных данных - student2.ru ), т.е. столбец экспериментальных данных - student2.ru линейный по параметрам модели используется как новая независимая переменная (новый регрессор).

Отметим также, что единичный столбец экспериментальных данных - student2.ru , предусмотренный алгоритмом для вычисления параметра экспериментальных данных - student2.ru , в матрицу данных Х не вносится, но учитывается в программах для линейной по параметрам регрессии автоматически.

В отчет по заданию 5 необходимо включить следующие материалы:

1. Корреляционную матрицу признаков, используемых при разработке линейной по параметрам нелинейной регрессии.

2. Итоговую таблицу вычисленных параметров с оценкой их статистической значимости.

3. Таблицу результатов дисперсионного анализа нелинейной регрессионной модели.

4. График нелинейного уравнения регрессии в пространстве экспериментальных точек.

5. Гистограмму распределения остатков с оценкой качественных характеристик (асимметрия, эксцесс) отклонение распределения от нормального.

Примечание. Задание 5 можно также выполнить (по желанию студента) в «ручном» режиме, например, с использованием калькулятора. Для этого следует получить (исходя из МНК), соответствующую систему нормальных уравнений и решить её относительно искомых параметров экспериментальных данных - student2.ru .

Согласно МНК: экспериментальных данных - student2.ru

Приравнивая к нулю частные производные по искомым параметрам экспериментальных данных - student2.ru получим нормальную систему уравнений: экспериментальных данных - student2.ru

Для выполнения этого задания «вручную» следует дополнить исходную таблицу данных (см. табл. 3) новыми столбцами экспериментальных данных - student2.ru , и в завершении нелинейного моделирования вновь понадобятся столбцы предсказанных результатов экспериментальных данных - student2.ru , новых остатков экспериментальных данных - student2.ru и их квадратов экспериментальных данных - student2.ru .

Все последующие расчеты выполняются по схеме подробно изложенной в заданиях 3 и 4 для линейной модели.

Формат представления отчета по нелинейной регрессии, включая комментарии и выводы по каждому пункту регрессионного анализа, следующий.

1. Корреляционная матрица использованных признаков при моделировании нелинейной регрессии.

Таблица 4.

Матрица корреляций.

  x XX Y
x 1,000000 0,976187 -0,721111
XX 0,976187 1,000000 -0,571609
Y -0,721111 -0,571609 1,000000

Выводы:

1) Все наблюдаемые в таблице коэффициенты корреляции r – статистически значимы на уровне значимости экспериментальных данных - student2.ru , так как экспериментальных данных - student2.ru .

2) Связь отклика экспериментальных данных - student2.ru с признаками экспериментальных данных - student2.ru отрицательная.

3) Связь входных переменных экспериментальных данных - student2.ru , т.е. намного сильнее, чем связь каждого регрессора с откликом (по модулю), что отражается на изменении алгебраического знака, как правило, менее сильного регрессора. (см. таблицу 4)

  1. Итоговая таблица вычисленных параметров с оценкой их статистической значимости.

Таблица 5.

Параметры нелинейной регрессии.

  Beta Std.Err. B Std.Err. t(37) p-level
Intercept     11,24 0,45201 24,867 0,000000
Х -3,46617 0,248918 -3,209 0,23045 -13,92 0,000000
XX 2,81202 0,248918 0,282 0,025 11,297 0,000000

Общий вид модели:

экспериментальных данных - student2.ru

Вывод: линия регрессии в полной мере аппроксимирует зависимость «выхода» от «входов». Все параметры модели экспериментальных данных - student2.ru статистически значимы:

экспериментальных данных - student2.ru .

  1. Таблицу результатов дисперсионного анализа нелинейной регрессионной модели.

Таблица 6.

Дисперсионный анализ нелинейной дисперсии

  Sums of SS df Mean F p-level
Regress. 160,5810 80,29048 152,9811 0,000000
Residual 19,4190 0,52484    
Total 180,0000        

Вывод: Коэффициент детерминации модели, вычисляемый как корреляционное отношение экспериментальных данных - student2.ru , т.е. эффекты линейный экспериментальных данных - student2.ru и квадратичный экспериментальных данных - student2.ru объясняют дисперсию результативного признака У на 89,34%, что очень близко к предельному значению 89,79% детерминируемости данного объекта исследования (см. п. 2.2).

4. График нелинейного уравнения регрессии в пространстве экспериментальных точек.

экспериментальных данных - student2.ru

Рис. 2. График нелинейной регрессии в пространстве.

Вывод: График зависимости отражает алгебраические знаки поведения регрессора (линейный параметр отрицательный и положительный параметр квадратичного эффекта).

5. Гистограмма распределения остатков с оценкой качественных характеристик (асимметрия, эксцесс) отклонения распределения от нормального.

экспериментальных данных - student2.ru

Рис.3.Гистограмма распределения остатков.

Числовые характеристики данных рис.3 приведены ниже:

Параметры Mean Median Mode Minimum Maximum Variance Skewness Std.Err. Kurtosis Std.Err.
значения -0,00 -0,076667 ,6485715 -1,24000 1,245714 0,497924 0,069279 0,373783 -1,12555 0,732600

Очевидно, что распределение остатков имеет некоторое отклонение от нормального закона в части эксцесса и в меньшей степени в части асимметрии (недостаточный объем выборки, малая плотность данных в центре распределения). На практике экспериментальных данных - student2.ru гипотезу об отсутствии As (асимметрия) и Ек (эксцесс) отвергают если экспериментальных данных - student2.ru и экспериментальных данных - student2.ru . В нашем случае соответственно экспериментальных данных - student2.ru 853<3 и экспериментальных данных - student2.ru , т.е. достаточных оснований для отклонения экспериментальных данных - student2.ru гипотезы нет.

Обратим внимание, что качество аппроксимации нелинейного варианта по отношению к линейному оказалась значительно выше, так как коэффициент детерминации нелинейного варианта экспериментальных данных - student2.ru экспериментальных данных - student2.ru .

2.6. Задание 6. Определение числа наблюдений в подгруппах для их различимости с учетом ошибок экспериментальных данных - student2.ru .

Наши рекомендации