И величайшее распадается

Саллюстий

В заключительной главе моей книги, я хотел бы обратиться ко всем тем, кто прочитал её с самого начала и понял общий смысл тех вещей, о которых я говорил.

Я очень надеюсь, что вы узнали кое-что полезное, и некоторые ваши заблуждения или сомнения развеялись. Теперь вы четко понимаете, что конкуренция – это не просто - на зло конкуренту опустить цены, который торгует на другом конце города. Конкуренция – это жизнь, в которой мы живём. Конкуренция окружает нас везде и повсюду. От неё нельзя уехать в другой город или другую страну. В конкурентной борьбе можно либо победить, либо проиграть. Конкуренция идёт между всеми и всегда.

Мы конкурируем с другими компаниями, но мы также конкурируем с другими странами. Самое интересное то, что эти два поля битвы настолько тесно переплетаются между собой, что часто сложно сказать, на каком поле победа будет важнее.

Чтобы победить в любой конкурентной борьбе, нужно иметь как минимум три вещи: достоверные сведения о противнике, разработанную стратегию борьбы с ним, и третье – уверенность в своей победе. Любой спортсмен вам скажет, что не стоит даже выходить на ринг, если ты на сто процентов не уверен в своей победе. Это может показаться очень простым правилом, но очень многие недооценивают важность уверенности в себе.

Важно помнить всегда, что у российских компаний есть очень серьезные соперники, которые имеют огромный опыт ведения борьбы в самых жестких условиях. Они всеми силами стараются дать ложные ориентиры, ложные знания, ложные понятия о жизни, чтобы никто не смог с ними конкурировать на равных. Как сказал Лао-Цзы: «Нет большей беды, чем недооценивать противника». Однако это не означает, что их нужно бояться. Потому что: «Кто напуган — наполовину побит». Поэтому мы должны принять во внимание слова Суворова, который отлично разбирался в страхе, противниках и победах.

Важно помнить, что не нужно тянуть одеяло на себя, пытаясь доказать всем вокруг, что круче вас только… ну вы поняли. Когда вас одолевают сомнения, то вспоминайте принцип, который взят из военной тактики: арабский кавалерист всегда побеждает француза, 100 французов иногда побеждают 100 арабов, а 1000 французов всегда одерживает верх над 1000 арабами. Иными словами, поодиночке можно всегда проигрывать, но собравшись вместе, можно быть на голову выше своих соперников, даже если они численно превосходят вас.

Чтобы уже окончательно показать вам всю мощь объединения, вернемся к нашим чёрным буйволам. Часто бывает так, что львы выслеживают слабого или молодого буйвола и нападают на него втроем. Один лев держит живого буйвола сзади, другая львица вцепилась в горло добыче, а третий контролирует ситуацию. Вроде бы всё… у буйвола выхода нет и его скоро сожрут. Однако на горизонте появляется стадо из 100-150 особей буйволов и они все идут к захваченному буйволёнку. Опытные львы знают, что буйволы сейчас будут их окружать. Вы поняли уже, чем заканчивается? Верно. Буйволы начинают окружать львов, нападают первыми и стараются пропороть животы львам своими рогами. Львы, при всей их мощи, клыках, когтях, скорости и реакции не могут противостоять такому количеству буйволов. Поэтому львы убегают, пока есть шанс, а добычу отпускают.

Видите, как численностью, напором и сплоченностью можно победить абсолютно любого противника. Это принцип вечен. Он действует во всех сферах жизни.

Объединяясь в более крупные компании и сообщества, нужно принимать во внимание положительный и отрицательный опыт таких явлений как «IG FARBEN», значимость которого для мировой науки и промышленности сложно переоценить. Нужно также помнить, что принцип «разделяй и властвуй» будет применяться конкурентами как можно чаще, используя любой подходящий случай.

Перестаньте думать «измами» и шаблонами. Нужно найти свой рецепт успеха и свой подход к развитию. Как в спорте, так и в политике, как в бизнесе, так и в личной жизни. Нет одного рецепта на все случаи. Мы уже рассмотрели много примеров, когда комплексный подход к задаче может дать наилучший результат. На войне все средства хороши. Думающие головы и знания – самое важное, на что всегда нужно делать ставку. Если вы преуспеваете в какой-либо области, то вам всегда нужно иметь в виду, что ваших сотрудников будут переманивать, а вас будут стараться подвинуть. Даже если вы просто существуете, то это уже может кому-то помешать. Это актуально везде и всегда.

Помните, что имея одно и то же количество денег, разные люди добиваются абсолютно разных результатов. Значит, в большинстве случаев дело не в деньгах, а в знаниях. Каждый день корпорации стараются получить максимум знаний, которые им помогут преодолеть как трудности, так и конкурентов. Посмотрите на тот же Китай. Там разворачивают реки и не боятся ставить ещё более амбициозные цели.

Не должно быть слова «невозможно», должен быть вопрос: «Что для этого нужно?» Знаете правило трех «Н»? Оно означает: «Нет ничего невозможного». Во времена Сталина, перед Великой Отечественной, инженеры работали над проектами самолетов и не знали свойства той или иной стали. Они даже понятия не имели, на каком заводе этот самолет будет построен в будущем. Потому что завода тоже еще не было. Не приходится говорить о том, что и квалифицированных рабочих тоже не хватало. Но во время правления Сталина наши предки смогли сделать невозможное не только в конструкторских разработках, но и победить в войне. Затем мы позволили уничтожить все эти наработки. То, что осталось сегодня, мы можем видеть сами.

Уже в 1991 году, после «развала», в одной из московских академий состоялся симпозиум, на котором присутствовали представители Японии. Когда речь зашла о «японском чуде», то бизнесмен Х. Теравама, сказал следующее:

“Вы не говорите об основном. О вашей первенствующей роли в мире. В 1939 г. вы, Русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 г. вы стали еще умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 г. мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той лишь разницей, что у нас капитализм, частные товаропроизводители, и мы более 15% роста никогда не достигали, вы же — при общественной собственности на средства производства - достигали 30% и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры”. Эта цитата постоянно всплывает, когда речь заходит об «эффективных» методах Японии и «ничтожных» достижениях русских. Для всех интересующихся данной темой, можно порекомендовать отличную книгу «Новая опричнина, или Модернизация по-русски».

Сейчас каждый стал сам за себя, забывая, что одному преодолеть трудности в сотни раз сложнее. Вы же знаете по себе, люди в бизнесе становятся замкнутыми и боятся вообще что-то сказать или спросить. Всем мерещится, что любая информация будет расценена против них же в суде. Каждый переживает за те лазейки, которые он нашёл и не хочет, чтобы о них кто-то узнал. Однако вы продолжаете думать, что конкуренты из других стран зачем-то вам рассказывают о секретах успеха в своих книгах и на семинарах, не прося ничего взамен.

Вот один из самых наглядных примеров, который отчетливо покажет современные отношения между людьми. Кто из вас хоть раз в жизни говорил своему ребенку, маме, папе или братьям: «Ты на меня всегда и во всем можешь рассчитывать. Я всегда тебе помогу, чего бы мне это ни стоило». Вспомните, когда вы последний раз такое говорили без напоминаний или веской причины? Я могу ответить за вас – никогда. Вам же опять не пишут в американских книжках, что в любой влиятельной семье эти слова являются обязательными, и каждый член семьи знает, что ему будет оказана максимальная поддержка в любой момент. Важен сам факт психологической поддержки, а не поддержка как таковая. Она может никогда не понадобиться, но даст уверенности в действиях.

Этот же эффект даёт ношение крупной суммы денег в кармане. Сколько вы носите в кошельке денег? Допустим тысячи три. А вы возьмите тысяч тридцать рублей и носите их пару недель с собой везде. Вы заметите, как вы станете необоснованно уверенно себя чувствовать. Подсознательно вы знаете, что вы их не потратите, и, быть может, эти тридцать тысяч рублей всё, что у вас есть, но у вас появится ощущение, что вы сможете купить почти все, что захотите. Попробуйте провести этот эксперимент над собой, и вы ощутите эту уверенность. Вы даже вести себя начнёте по-другому. Более уверенно и даже нагловато.

В маркетинге этот принцип тоже применяют. Знаете, есть так называемая «пожизненная гарантия». Так вот, психологи отлично знают, что люди просто должны иметь чувство уверенности, что производитель этого товара поддержит их всегда. На самом деле корпорации знают, что только 0,7 всех клиентов, кто покупает «пожизненную гарантию», ею когда-либо захочет воспользоваться. Все остальные даже не подумают ею воспользоваться. Они купили «чувство уверенности».

Нельзя консервироваться и становиться «вещью в себе», нужно делать так, чтобы информационный поток не останавливался. Тогда и оставаться на плаву будет легче. В противном случае вы рискуете погрязнуть в болоте. Всегда старайтесь знать как можно больше и почаще обращайтесь к специалистам в разных областях. Читайте ежедневно не менее 10 страниц специализированной литературы. Подписывайтесь на всевозможные отраслевые журналы, книги и посещайте регулярно семинары. Для победы потребуется очень много знаний.

Самое важное, что я хотел бы подчеркнуть из всего вышесказанного: не поддавайтесь на соблазн сделать всё «как у них». Это не будет работать. Я повторю, это не даст вам никаких положительных результатов, если вы просто начнёте копировать их методы один в один. Нужно очень обдуманно брать рациональное зерно из всего написанного и адаптировать под свои нужды, учитывая все детали и особенности вашего бизнеса и вашего предприятия. Негативный опыт копирования «один в один» у нас был в прошлом, но так же было и много хороших примеров, когда мы начинали думать своей головой и разрабатывать свои методы успеха.

Я буду признателен за ваш отклик:

[email protected]

[email protected]

Отдельно благодарю:

Дмитриева Ярослава - за отличную иллюстрацию

Любовь Лёгкую - за работу над ошибками и опечатками

Наши рекомендации