Болтаем со всеми и сразу
Внимательность, описанная выше, полностью противоречит основным формам жизни современности. Социальные компьютерные сети (Твиттер, Фейсбук и др.) настолько завладевают нашим вниманием, что мы забываем о радости каждого мгновения жизни. Современные эксперты от масс-медиа учат нас, что мы должны поглощать информацию маленькими порциями сплошным потоком, не дожидаясь, пока часть предыдущей информации будет усвоена.
Это не созидание. Это разрушение. Нас раздробили на тысячи частей и гонят за новым информационным деликатесом. Учащиеся уже не могут просто посидеть спокойно за книгой, наслаждаясь чтением и давая волю воображению и фантазии.
Прежде чем познакомить вас с исследованиями последствий жизни в таких медиа-«мыслешейкерах», хочу кое-что сказать. Я считаю, что средства массовой информации сегодня играют большую роль и в жизни общества, и в деловой сфере, и в личных отношениях. Это замечательные инструменты для взаимодействия, если пользоваться ими правильно и сдержанно. Я сторонница прогресса. Но когда хорошие изобретения используются неправильно, они становятся злом.
Все дело в уравновешенности
Все дело в уравновешенности. Наш мозг откликается здоровым образом, включает нужную биохимию, когда мы мыслим глубоко, а не скользим по поверхности множества мыльных шариков информации. Мир Божий, описанный в Колоссянам 3:15, означает «душевную уравновешенность», приходящую от Христа. Она является средой, в которой мы способны мыслить, выбирать, решать и исследовать до конца вопросы, возникающие в нашем уме. А «мыслешейкер» производит в мозгу сумятицу, при которой ни о каком душевном покое речи и быть не может.
Статистики Америки подсчитали, что времяпровождение в подобных «мыслешейкерах» увеличилось среди подростков на 120 процентов за последние десять лет. По данным психиатрических тестов, рост депрессий и страхов среди молодых людей, особенно юношей, вызван постоянным раздваиванием внимания между игрой в компьютерные игры и смотрением телепередач[77]. Учитывая то, что подростки в среднем находятся в таких «мыслешейкерах» по восемь с половиной часов ежедневно, нам нужно что-то срочно менять[78].
Медиа-энтузиаст или медиа-наркоман?
Это следующий немаловажный вопрос: кем являетесь вы или ваш ребенок? Приверженцем средств массовой информации или медиа-наркоманом? Это не надуманная проблема! Ученые из Норвегии даже разработали шкалу Бергена для измерения зависимости от Фейсбука[79]. Интернет наравне с телевидением стали вездесущими спутниками нашей жизни. Исследования норвежцев показывают, что медиа-«мыслешейкеры» могут вызывать зависимость не хуже наркотиков и алкоголя.
Множество друзей в социальных сетях, наверное, добавляет вам значимости, но, согласно новым исследованиям, чем к большему количеству социальных групп вы подключены, тем больше вероятность того, что дело закончится для вас стрессом[80]. Может пострадать также и ваше финансовое благополучие. «Мыслешейкер» вступает в конфликт с ясным мышлением и способностью принимать решения. Вслед за этим теряется самообладание, и вы начинаете лихорадочно делать закупки в Интернете. Люди, сильно вовлеченные в социальные сети, страдают избыточным весом, неумеренным поглощением пищи. Они влезают в долги. И все из-за недостатка самообладания[81].
Мы можем измельчать
«Мыслешейкер» приводит к ослаблению внимания, делая нас неспособными сосредоточиться на собственных мыслях. Это ведет к поверхностным, незрелым суждениям и решениям, а в итоге – к нерешительности. Только глубокое сосредоточенное мышление создает бодрый умственный настрой, «душевную уравновешенность», описанную в Колоссянам 3:15. И все это требует постоянного активного взаимодействия с внешним миром. Нам жизненно необходимо уметь понимать свои мысли, находить время на то, чтобы размышлять над ними.
Рассмотрим некоторые факты, говорящие в пользу перехода от «мыслешейкера» к глубокому осознанному мышлению.
В 2012 году Университет Вашингтона провел интересные исследования на предмет пользы от глубоких размышлений при наличии нескольких задач. Ученые обнаружили, что у испытуемых, которые настраивались на осмысливание лишь одной конкретной задачи, практически отсутствовали негативные эмоции, они были способны дольше размышлять над задачей, не перескакивая на другую, у них наблюдалась стойкая сосредоточенность, они переходили от одной задачи к другой без спешки и организованно (в противовес предыдущим метаниям от одного к другому) и намного эффективнее справлялись с заданием[82]. Эти данные вдохновили меня, поскольку я обнаружила такие же результаты в собственных исследованиях[83].
Мои исследования
У меня есть задокументированные данные работы с пациентами, которые перенесли мозговые травмы, и с пациентами, имевшими низкую способность к обучению и низкую эмоциональную чувствительность. Получив результаты, я была изумлена. Когда пациенты начинали применять методики глубокого осмысленного размышления, их познавательные способности и эмоциональная восприимчивость возрастали. Я забросила традиционные методы, стала учить своих подопечных моим собственным разработкам, учить, как пользоваться ими каждый день. Улучшения наступали почти незамедлительно. Обострялось внимание, улучшалась концентрация, способность к пониманию, работоспособность. Повышалось качество работы. Были определенные улучшения и в эмоциональной сфере, особенно в области самоопределения и самоуважения. Но на этом все не заканчивалось. До самого конца тренинга мои подопечные продолжали улучшать свои умственные и эмоциональные показатели. Вступив однажды на путь правильного мышления, они уже и не думали о том, чтобы сдаться.
За последние двадцать лет я наблюдала вышеописанные улучшения у тысяч людей. И я расцениваю свой труд, как Божье действие, поскольку начинала я путь с академическим образованием, которое полностью противоречит тому, к чему я сейчас пришла. По наитию, я начала свою работу, опираясь на Священное Писание, как на источник вдохновения и направления в моих исследованиях процесса мышления у человека. Таким образом я и создала Пятишаговую программу (о ней поговорим во второй части книги), благодаря которой люди учатся владеть своим вниманием и своими мыслями.
Я специалист по патологиям взаимодействия в области когнитивной нейробиологии. И для меня очевидна польза сосредоточенного мышления и тренированного внимания человека не только для его поведения. Все, что вы делаете и говорите, вначале появляется как мысль в вашем вполне материальном мозге.
Вначале вы думаете, а уж потом делаете. А то, что вы сделали, возвращает вас к первоначальной мысли, изменяет ее, и она снова влияет на то, что вы делаете. И в таких живых отношениях мысль и дело находятся постоянно. Если ваше мышление отравляющее, или, говоря научным языком, патологично, таковым будет и то, что вы говорите. И то, что вы делаете. И наоборот. Как и говорит Писание: «…каковы мысли в душе его, таков и он…» (Притчи 23:7).