Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

«Работа в сетях»

Основная литература.

1.Авербах В.С.Введение в вычислительные сети. Учебное пособие. УМО. СГЭУ,2008.

2. Колисниченко Денис. Новейший самоучитель компьютера и Интернет. СПб:Питер, 2008.

3. Пятибратов А.П.и др. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник,. УМО -М: Финансы и статистика, 2006.

.

Дополнительная литература.

Заика А.А. Компьютерные сети. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сети. Гриф МО РФ,-М,Форум, 2007 г.

Одом У. Компьютерные сети. Первый шаг. М:Вильямс, 2006 г.

Под ред. Н.В. Макаровой Информатика: Учебник. – 4-е перераб. изд. /. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Росс Джон. Wi-Fi. Беспроводная сеть: М, СП КОМ, 2004. НТ Пресс, 2007 г.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

для изучения дисциплины на практических занятиях требуются компьютеры, включенные в сеть со следующей конфигурацией: подключение к Internet, возможность работы с сервисами WWW, FTP;

для лекционных занятий необходимо использовать проектор для демонстрации материалов лекций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОИСК

1.Примеры поиска с использованием русскоязычных поисковых систем

Рассмотрим примеры поиска с помощью русскоязычной информационно-поисковой российской системы Yandex.ru. Пусть требуется найти документы, где приводится материал по языку гипертекстовой разметки HTML. Учитываем особенности системы Yandex.ru, которая "любит" развёрнутые фразы. Допустим, что требуются те документы, которые в своих главных заголовках содержат словосочетание "описание HTML". В этом случае поисковая фраза может выглядеть так: $Title описание html. Для усиления запроса укажем расстояние между словами: $Title описание /1 html.

Вводим и посылаем запрос. Результат поиска приведён на рис.1.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.1.Результат поиска

Далее можно рассуждать следующим образом: часто документы с описанием языка HTML упоминают технологию WWW. Поэтому можно дать задание на поиск, задав html и www как ключевые слова, возможно, в этом случае глубина поиска будет большей. Допустим, в первую очередь нас интересуют сведения об html. Можно задать порядок ранжирования результатов с учётом этого: html:5|www.Результаты поиска приведены на рис.2.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.2.Изменение порядка ранжирования результатов поиска

Анализ результатов показал, что ресурсов найдено больше, но релевантность документов гораздо ниже, чем в первом случае. То есть, мы организовали слишком общий запрос, и даже на первый взгляд видно, что в начале списка находятся документы, не отвечающие запросу. В этом случае можно попытаться поискать в найденном (активизируем флажок "Искать в найденном"), уточнив запрос (рис. 3).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.3.Результаты "поиска в найденном"

Анализ этих результатов показал более высокую релевантность документов, поставленных в списке на первые места.

Можно поискать такую же информацию, например, в системе Rambler.ru. Язык запросов этой системы не позволяет задать в запросе поиск в названиях документов, поэтому обратимся к расширенному поиску, где такая возможность имеется (рис.4 ).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.4.Использование режима "расширенный поиск"

Результаты поиска приведены на рис.5.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.5.Результаты "расширенного поиска"

Rambler отыскал с помощью расширенного поиска весьма релевантные страницы с описанием языка HTML.

Эта же система выдаст другие результаты, если задать поиск описания HTML не в расширенном поиске, а с применением языка запросов (рис.6).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.6. Результаты поиска в Rambler с применением языка запросов.

Здесь задание на поиск вводилось в кавычках, в этом случае Rambler ищет не отдельные слова, а фразы, заключённые в кавычки.

2.Поиск файлов в Internet

В Internet несколько тысяч (а может быть, десятков тысяч) FTP-серверов, и нерационально и невозможно обходить их по очереди в поисках нужного файла. Поэтому списки всех имеющихся файлов готовятся заранее специальными поисковыми системами. Поскольку FTP-серверы не содержат ссылок друг на друга, система для поиска файлов должна иметь их готовый список. Пользуясь таким списком, система периодически навещает каждый FTP-сервер и заносит в свою базу данных имена хранящихся там файлов. Чтобы найти файл, нужно соединиться с поисковой системой, набрать в специ­альном окошке полное имя файла или его фрагмент (как правило, можно использовать шаблон), нажать соответствующую кнопку (или просто клавишу Enter) и ждать результатов.

Чтобы, например, отыскать стандартный архиватор PKZIP.EXE, воспользуемся услугами системой поиска файлов. Какую систему выбрать? Глобальной поисковой файловой системой является американская система ftpsearch.lycos.com. В последнеевремя в RuNet появилось много универсальных систем поиска файлов. Если Вам не известна ни одна из них, можно просто обратиться к поисковым системам Yandex.ru или Rambler.ru. за адресами. Например, просто введём поисковую фразу "поиск файлов" в окне системы Yandex.ru (рис.7).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.7.Запрос сведений о системах поиска файлов

Как видно, найдено 1333 сервера, предлагаемых для поиска файлов. Воспользуемся известной российской поисковой системой filesearch.ru (рис.8), введём в область поиска название программы, установим нужные режимы и выберем кнопку найти.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.8.Использование системы поиска файлов

Результаты поиска отображены на рис.9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.9.Результаты поиска файлов

Теперь щелчок по имени программы на понравившемся Вам сервере вызовет на экран окно загрузки (рис.10 ), где надо выбрать нужные режимы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины - student2.ru

Рис.10.Диалог загрузки найденного файла

Рекомендуется выбрать режим "Сохранить", после чего в окне сохранения указать, в каком каталоге и с каким именем сохранять файл. После сохранения программу надо проверить на вирус и только после этого начать её установку или использование. Команду "Открыть" выбирать не следует из-за большей опасности получить вирус.

Если Вы ищете не программу, а текстовые файлы, то можно попробовать и открыть файл, поскольку пока текстовые файлы на представляют опасности с точки зрения вирусов. Хотя надо всегда осторожно относиться к любым файлам, поскольку современные технологии предоставляют возможность, например, встраивать макросы в текстовые файлы формата .doc.

Когда найдено много файлов, то, находясь в России, логично искать сервер из домена .ru. Но бывает и так, что файлы загружаются быстро с японских и австралийских серверов. Знакомство с файлами уместно завершить описанием наиболее часто встречающихся расширений, помогающих понять, что перед нами за файл.

.zip, .arj, .rar — архивные файлы в системе Windows/MS-DOS. В архивах могут быть собраны файлы, из которых состоит объемный документ или программа. Архивные файлы создаются специальными программами-архиваторами, которые собирают множество файлов в один, стараясь упаковать их как можно плотнее. Объем архива может быть в несколько раз меньше суммарного размера всех содержащихся в нем файлов. Архиваторы очень полезны для экономии места на диске и для хранения множества файлов в одном месте;

.jpg, jpeg, .gif, .tif, .tiff, .bmp — графические форматы. В файлах с такими расши­рениями хранятся всевозможные изображения. Особенно важны форматы .gif и .jpg, потому что только их «понимают» броузеры, и файлы именно этогоформата мы видим на Web-страницах;

.txt - обычные текстовые файлы. Чаще всего это буквы и ничего кроме букв;

.doc - чаще всего такое расширение имеют файлы, созданные в одной из версий редактора MS Word. К сожалению, стандартного формата .doc не существует, и файл, подготовленный в одной из версий MS Word, может не прочитатьсяили прочитаться с искажениями в другой версии. Вполне возможно, что расширение .doc имеет обычный текстовый файл;

.ps - документ в формате Postscript. Чтобы читать документы в этом формате, необходима специальная программа GSView, сведения о которой можно найти по адресу www.cs.wisc.edu/~ghost/. Формат Postscript очень распространен в мире UNIX,, многие научные статьи и диссертации хранятся именно в этом формате;

.pdf - очень распространенный формат для хранения документов, представляет собой специальным образом упакованный Postscript-файл. Для чтения файлов с расширением .pdf нужна специальная бесплатная программа Acrobat Reader. Как правило, там, где есть файлы в формате .pdf, есть и ссылки на серверы, откуда можно переписать эту программу;

.sit, .sea - архивы, созданные в системе Macintosh. Эти архивы, как и другие файлы, могут быть закодированы в формате .hqx для того, чтобы их можно было пересылать как обычные тексты, например, электронной почтой;

.wav, .mрЗ — в таких форматах хранятся музыкальные файлы. МРЗ - очень популярный сейчас формат, в который можно перевести файлы .wav. При этом длина файла уменьшается на порядок, а качество звука если и ухудшается, то не намного.

3.Особенности сохранения найденных ресурсов

Рассмотрим некоторые особенности сохранения WEB-страниц. В общем случае, когда Вы получили на экран искомый документ, его можно сохранить на своём локальном диске, используя стандартную процедуру: ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК. Следует иметь в виду, что возможно несколько режимов сохранения, выбираемых в области "Тип файла". Это следующие.режимы:

WEB-страница полностью - сохраняется текст в виде html-документа, а также все встроенные объекты в отдельной одноимённой папке), на диске занимает самый большой объём;

WEB-страница, только HTML (.htm, .html)-сохраняется только html-документ без встроенных объёктов;

текстовый файл (расширение .txt)- сохраняется в виде неформатированного текста;

архивный файл (.mht) – сохраняется в виде архива.

Некоторые страницы такими способами не могут быть сохранены в том виде, в котором они отображаются на экране. Например, страница, формирующая фреймовую структуру и отображающая в разных фреймах (окнах) разные документы, сохранит только HTML – код. В этом случае, если Вам нужно сохранить какое-то изображение, можно скопировать экран в буфер (клавиша Print Scrn) и затем вставить содержимое буфера, например, в документ редактора MS Word и затем его сохранить.

Для сохранения каких-то фрагментов WEB – страницы следует выделить его на экране, скопировать в буфер и также вставить в документ MS Word, затем его сохранить и использовать в дальнейшем.


Наши рекомендации