Профессора Майкла Витти

(Всемирный центр провидческого руководства)

Мы являемся свидетелями грандиозного сражения между любовью и страхом. Вокруг нас слишком много страха и слишком мало любви. И вот, наконец, принципы любви были представлены нам в столь серьезном изложении, опи­сывающем модель справедливого и добродетельного общест­ва, частью которого мы все хотели бы быть и которому хоте­ли бы посвятить свою жизнь. Эта книга - - часть нашего совместного путешествия к вершинам человеческого совер­шенства; это книга, написанная лидером-слугой, обсуждаю­щим то, как каждый из нас в обозримом будущем может стать совершенным лидером.

Перед современным миром постоянно встают новые зада­чи по возвышению сознания, развитию новых навыков и принятию новых решений. «Лидер новой эпохи - 2» — это не только духовный взгляд на вопросы передачи полномочий и действенного менеджмента, — это также открытый и чест­ный диалог между религией и миром светского руководства, диалог, в котором мы особенно остро нуждаемся в эпоху стресса, смятения и отчаяния.

Книги Его святейшества Бхакти Тиртхи Свами Кришнапады ставят цель освобождения закрепощенной души и пост­роения совершенных организаций, руководимых совершен­ными лидерами. «Лидер новой эпохи» - - это смелый и практичный план перевода бизнеса на новый эволюцион­ный уровень. Эта книга меняет наши устоявшиеся взгляды на то, каким образом лидер может использовать творческий потенциал людей и организаций. Автор убедительно доказыва­ет применимость вечной мудрости Вед к современной жизни.

Поскольку миром правят корпорации, а стоящая у власти элита очень напоминает царей древности, вечная мудрость восточной (и западной) философии сегодня вновь стала очень актуальной для руководителей. Мир нуждается в фи­лософии, способной создать гармонию, в противном случае деньги и власть будут продолжать затмевать собой общее благо. Бхакти Тиртха Свами Кришнапада дает нам современ­ное понимание руководства, основанное на философии люб­ви и единства человечества. Эта книга открывает перед нами дороги, мало изученные циничным и эгоистичным миром. Кредо жадности хорошо зарекомендовало себя на этой пла­нете, и теперь истинные лидеры должны создать новые пара­дигмы жизни, деятельности и человеческого предназначения. Сегодня мы наблюдаем новый подъем стремления к духовно­сти на рабочем месте, и эта книга играет одну из ведущих ро­лей в развитии идей лидера-слуги и высшего сознания.

Бхакти Тиртха Свами Кришнапада — поистине уникаль­ный духовный наставник. Он объединяет в себе древнюю му­дрость учения Вед с современными теориями руководства и менеджмента.

Это одна из немногих успешных попыток донести до со­временного читателя практическую психологию лидерства в духовном контексте. Книга является мостом между внут­ренней жизнью и внешней деятельностью. Итак, дорогой чи­татель, Вы держите в руках превосходную книгу!

Да, эта книга очень пригодится тем, кто ищет духовность в современном сложно организованном мире. Многие ориен­тированные на духовность специалисты в области теории ор­ганизации и трансформации обнаружат в ней много полезных сведений из ведических писаний. Я надеюсь, что этот взаимообогащающий обмен между Востоком и Западом при­ведет к более целостным исследованиям религии и теории управления. Мы живем в эпоху всевозрастающего интереса к концепции лидера-слуги и духовной стороне деятельности, когда сама по себе деятельность начинает принимать духов­ный смысл.

Профессор Майкл Витти,

бизнесс-колледжу редактор издания

«Деятельность и дух: обзор новых духовных парадигм

для организаций», университет Детройта.

ОБ АВТОРЕ

Бхакти-тиртха Свами, прирожденный Джон Фейворс, родил­ся в благочестивой, богобоязненной семье. Став юным пропо­ведником Евангелия, он регулярно принимал участие в телеви­зионных программах. Юношей был лидером Движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга (младшего). В Принстонском университете он стал президентом студенческого сове­та, а также выполнял обязанности председателя "Третьей Миро­вой Коалиции". Несмотря на то, что его специализация пролегала в области психологии, он также стал специалистом в самых различных сферах, включая политику, африкановедение, индологию и международное право. Его Святейшество служил Координатором реформы уголовного преследования в Нью-Джерси, а также руководителем нескольких клиник для наркоза­висимых расположенных в различных городах Соединенных Штатов. Помимо этого, он выступал в качестве консультанта в «Службе тестирования в сфере образовании», а также возглав­лял предвыборные штабы нескольких политиков. Бхакти-тирт­ха Свами завоевал широкую известность и признание в качестве представителя «Бхактиведанта Бук Траст», в частности, за свою выдающуюся работу в среде ученых стран Восточной Европы, некогда исповедовавших коммунизм.

Будучи единственным афро-американским вайшнава-гуру в мире, Бхакти-тиртха Свами непосредственно следит за развити­ем деятельности своих подопечных в Соединенных Штатах (в частности в Вашингтоне, Потомаке, Мериленде, Детройте, Пен­сильвании и Западной Виржинии), Западной Африке, Южной Африке, Швейцарии и Франции. Он также является директором Американской Федерации Вайшнавских Колледжей. В Соеди­ненных Штатах Бхакти-тиртха Свами стал основателем и дирек­тором «Прикладной духовной технологии», директором «Меж­дународного комитета духовного развития города», а также международным координатором «Конгресса семи пан-африкан­ских стран». Подобная нагрузка отражает его разнообразные интересы, поэтому не удивительно, что он также является чле­ном Института духовных наук, Центра оборонной информа­ции, Организации Объединенных Наций Америки, Националь­ного фонда борьбы за мир, Общества за будущее мира и Всемирного форума духовных лидеров.

Будучи специалистом в сфере международных отношений и решении конфликтных ситуаций, Бхакти-тиртха Свами посто­янно путешествует по всему миру, выступая в качестве духовно­го консультанта высокопоставленных членов ООН, известных людей и некоторых вождей, правителей и высших судей. В 1990 году Его Святейшество был коронован как вождь племени Варри, Нигерия в знак признательности за выдающуюся работу проделанную им в Африке и на других континентах. За послед­нее время он несколько раз встречался с экс-президентом Юж­ной Африки Нельсоном Манделой, чтобы поделится с ним сво­им восприятием происходящего в современном мире и стратегией достижения мира.

С целью развития системы самодостаточности, достигаемой посредством развития сети школ, клиник, ферм и коттеджей, Бхакти-тиртха Свами проводит семинары и лекции, посвящен­ные принципам эффективного руководства, духовного разви­тия, межличностных отношений, преодоления стрессовых ситу­аций и многим другим подобным темам. Он также считается признанным специалистом, предлагающим эффективные ре­шения глобальных конфликтов.

ГЛОССАРИЙ

Анга Махараджа— отец царя Вену.

Арджуна- - третий сын Панду и близкий друг Господа Кришны. После того, как Панду был проклят мудрецом, Кунти воспользовалась особой мантрой, чтобы зачать де­тей, и призвала полубога Индру. От союза Кунти и Индры и родился Арджуна. В предыдущей жизни он был Нарой, вечным спутником Господа Нараяны. Кришна стал его ко­лесничим во время битвы на Курукшетре и поведал ему «Бхагавад-гиту».

Ачарья— духовный учитель, который учит своим примером и указывает всему человечеству истинный путь религии.

Б

Брихаспати- - духовный учитель царя Индры и главный жрец полубогов.

«Бхагавад-гита»— семьсот стихов, описывающих беседу между Господом Кришной и Его учеником, Арджуной, со­держащиеся в Бхишма Парве «Махабхараты», записанной Ведавьясой. Эта беседа состоялась за несколько минут до начала братоубийственной войны. Кришна преподает рас­терянному Арджуне учение об Абсолютной Истине и важ­ности преданного служения. Это произведение содержит суть всей мудрости Вед.

Бхактивинода Тхакур (1838 - 1915)— «Прадед» современного движения Гаудия Матха, духовный учитель Шрилы Га-уракишоры даса Бабаджи, отец Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, учеником которого был Его Божественная Ми­лость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Хотя Шрила Бхактивинода Тхакур занимал ответственный пост в суде, был попечителем храма и семейным человеком, его вклад в дело распространения миссии Господа Чайтаньи Маха-прабху поистине уникален. Он также написал множество книг по философии Господа Чайтаньи Махапрабху. Бхарата— Брат Господа Рамы, правивший Айодхьей, пока Господь Рама находился в изгнании.

Бхарата Махараджа— царь древней Индии и великий пре­данный Господа, предок Пандавов. Сын царя Душьянты, отрекшийся от своего царства и семьи уже в молодости.

Бхишмадева— дед Пандавов, самый могущественный и по­читаемый воин на поле битвы Курукшетра. Благородный главнокомандующий армии Куру и «дед» династии. Бхишма признан одним из двенадцати махаджан — авто­ритетов в области преданного служения Господу. Имел благословение умереть лишь тогда, когда сам того пожела­ет. Он решил уйти из этого мира, когда, лежа на стрелах, пронзивших его, созерцал Господа Шри Кришну.

В

Вайшнав— преданный Всевышнего Господа. Он с уважением относится ко всем истинным религиям и святым и призна­ет, что существует только один Верховный Бог, который посылает на землю Своих представителей, обучающих в соответствии со временем и обстоятельствами. Ванары— раса горилл, существовавшая во времена Господа Рамачандры.

Варнашрама-дхарма— ведическая система четырех социаль­ных (варна) и четырех духовных (ашрам) укладов, о которой Господь Кришна упоминает в «Бхагавад-гите». Эта система призвана помочь людям лучше осознавать Бога, действуя в соответствии со своими естественными склонностями.

«Веданта-сутра»— произведение, являющееся итогом и обобщением ведического философского знания, напи­санное Шрилой Вьясадевой. Состоит из кратких афориз­мов и указывает на Кришну как на цель познания.

Веды — изначальные священные писания, данные миру Гос­подом Кришной.

Ведический— относящийся к культуре, в которой все аспек­ты жизни человека основаны на наставлениях Вед.

Вену— демонический сын царя Анги и отец царя Притху. Был смещен с трона брахманами.

Видура— сын Вьясадевы, родившийся от служанки Амбали-ки; двоюродный брат Дхритараштры. Он был воплощени­ем великого преданного, махаджаны Ямараджи. Видура приходился Пандавам дядей. В «Шримад-Бхагаватам» описана его беседа с Маитреей Муни. Видуре пришлось родиться шудрой из-за проклятия Мандавьи Муни. Он по­стоянно пытался отговорить Дхритараштру от преследо­вания Пандавов. В конце концов, когда Дхритараштра все потерял, Видура помог своему брату встать на путь само­реализации.

Вриндаван— вечная обитель Кришны, в которой Он в пол­ной мере проявляет Свое качество сладости. Также назва­ние одной из деревень на Земле, в которой Он совершал Свои детские развлечения пять тысяч лет назад.

Вьясадева— мудрец, давший миру Веды, Пураны, «Веданта-сутру» и «Махабхарату». Родился от союза Парашары Ри-ши и Сатьявати. Его также называют Дваипаяной, по­скольку он родился на острове. Он составил Веды и считается уполномоченным воплощением Вишну. Его сыном был Шукадева, знаменитый рассказчик «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата Пураны»).

Говардхан— большой холм, который очень дорог Господу Кришне и Его преданным. В течение семи дней Кришна держал его, защищая Своих преданных во Вриндаване от опустошающего урагана, насланного полубогом Индрой.

Гуны— три свойства или качества материальной природы: благость, страсть и невежество.

д

Джива Госвами— один из шести Госвами Вриндавана, пле­мянник Рупы и Санатаны Госвами. Его отец, Анупама, умер, когда Джива был еще маленьким мальчиком. С са­мого детства он поклонялся Кришне и Балараме. Господь Чайтанья явился ему во сне и приказал прийти в Навадви-пу. Там со Шри Нитьянандой Прабху он обошел все свя­тые места. Затем он направился в Бенарес, чтобы изучать санскрит, а оттуда пришел во Вриндаван, чтобы быть вме­сте с Рупой и Санатаной. Он получил посвящение от Рупы Госвами и написал восемнадцать важных работ по фило­софии вайшнавов, состоящих из 400 000 стихов. Многие философы и санскритологи считают его величайшим уче­ным в истории человечества.

Дурьодхана- - первый и самый порочный из ста сыновей Дхритараштры, главный соперник Пандавов. С самого рождения он проявлял качества злобного асура (демониче­ской личности). Дурьодхана завидовал Пандавам и много раз пытался убить их. Битва на Курукшетре произошла именно потому, что Дурьодхана хотел стать царем мира. Он был убит Бхимой, сломавшим ему бедра в последний день битвы.

Дхарма— религиозные принципы; естественные обязаннос­ти человека. Склонность к служению, являющаяся основ­ным качеством живого существа. Вечный долг живого су­щества, неотделимый от самой души (санатана-дхарма).

Дхоби— человек, занимающийся стиркой одежды.

Дхрува Махараджа- - великий преданный, в пятилетнем возрасте совершивший суровую аскезу и познавший Бога, Верховную Личность. Господь подарил ему целую плане­ту — Полярную звезду.

И

Йога— духовная практика, предназначенная для восстанов­ления связи со Всевышним Господом, Кришной.

К

Кали-- олицетворение Эпохи ссор, он появился в облике шудры, одетого в царские одежды.

Кали-юга— эпоха ссор и лицемерия. Четвертая и последняя в цикле из четырех эпох, в которой мы живем. Началась 5 000 лет назад и продлится еще 427 000 лет. Характеризу­ется безрелигиозностью и большими материальными страданиями.

Карма- - материальная деятельность, совершаемая в соот­ветствии с указаниями писаний; деятельность, относящая­ся к развитию материального тела; любая материальная деятельность, влекущая за собой соответствующие по­следствия; последствия, вызванные деятельностью ради плодов. Это санскритское слово буквально означает «дей­ствие», то есть любе материальное действие, порождаю­щее последствия, связывающие человека с материальным миром. Согласно закону кармы, причиняя боль и страда­ния другим живым существам, мы будем вынуждены впоследствии сами страдать.

Кауравы— потомки царя Куру, сражавшиеся против Панда-вов в битве на Курукшетре.

Кришна— сокровенное имя Бога, Верховной Личности, ис­точника всего сущего. В разных традициях Его называют Аллахом, Иеговой, Господом, Всевышним и т.д.

Курукшетра-- место в девяноста милях к северу от Дели, ставшее святым благодаря аскезе царя Куру. Именно здесь произошло великое сражение, описанное в «Махабхарате», и здесь пять тысяч лет назад Господь Кришна поведал Ар-джуне «Бхагавад-гиту». Одно из мест паломничества.

М

Мадхвачарья— великий духовный учитель, живший в три­надцатом веке. Он проповедовал теистическое учение чи­стого дуализма и основал школу двайты философии Ве­данты. Написал ряд книг, в которых опроверг безличную философию Шанкарачарьи. Мадхвачарья родился в Уду-пи, в Южной Индии и в возрасте двенадцати лет принял санньясу. Он обошел всю Индию и в Гималаях, в месте под названием Бадарикашрам, встретил Шрилу Вьясаде-ву и представил великому мудрецу свой комментарий на «Бхагавад-гиту». Мадхвачарья обладал огромной умст­венной и физической силой; считается воплощением Вайю, бога ветра.

Майтрея Муни- - великий мудрец, пересказавший «Шримад-Бхагаватам» Видуре и давший совет Пандавам во вре­мя их пребывания в изгнании. Он проклял Дурьодхану, сказав, что Бхима исполнит свой обет.

«Махабхарата»— древний эпос об истории Бхараты, Индии, состоящий из 100 000 стихов, написанный Кришной Два-ипаяной Вьясадевой, литературным воплощением Бога. «Бхагавад-гита» — суть всей философии Вед — является частью этого великого произведения. «Махабхарата» - это история земли от момента сотворения до великой бит­вы на Курукшетре, произошедшей 5 000 лет назад. Исход этой битвы должен был определить, кто станет императо­ром мира — святой Юдхиштхира или злобный Дурьодха-на, сын Дхритараштры.

Мантра — (ман - «ум» и тра - «освобождение») чистая звуко­вая вибрация, которая при многократном повторении осво­бождает ум от материализма и иллюзии. Ведический гимн, трансцендентный звук, молитва или религиозная песня.

«Манусамхита» — свод законов для человечества, написанный Ману, управляющим полубогом и отцом человечества.

Махараджа — буквально «великий царь».

Н

Наимишаранья — священный лес в центральной Индии, в котором были рассказаны восемнадцать Пуран; считает­ся центром вселенной.

Нанда Махараджа — царь пастухов Вриндавана и приемный отец Господа Кришны.

Нимбаркачарья — великий вайшнавский святой и духовный учитель в Кумара-сампрадае.

П

Пандавы - - пять благочестивых братьев-кшатриев: Юд­хиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Они были близкими друзьями Господа Кришны, а после победы над Куру в битве на Курукшетре стали управлять всем миром.

Пандит — эрудированный ученый.

Парикшит — сын Абхиманью и внук Арджуны. Его назвали Парикшитом, что означает «исследующий», поскольку брахманы сказали, что он будет изучать каждого в поиске Всевышнего Господа, которого увидел, еще находясь в ут­робе матери. После того, как Пандавы отреклись от царской власти, императором всего мира стал Парикшит. Позже он был проклят неразумным мальчишкой-брахманом. Вы­слушав «Шримад-Бхагаватам» из уст Шукадевы Госвами, он достиг совершенства.

Парампара — преемственность истинных духовных учите­лей, по которой передается духовное знание.

Притху Махараджа — могущественное воплощение Господа Кришны. Показал пример идеального правления.

Пураны — восемнадцать главных и восемнадцать второсте­пенных древних ведических текстов, составленных около пяти тысяч лет назад Шрилой Вьясадевой. Эти тексты — история нашей и других планет; они являются дополнени­ем к Ведам. В Пуранах рассматриваются такие вопросы, как сотворение вселенной, воплощения Всевышнего Гос­пода и полубогов, а также история династий святых царей. Восемнадцать главных Пуран рассматривают десять осно­вополагающих вопросов: 1) первичное творение; 2) вто­ричное творение; 3) планетные системы; 4) миссии аватар; 5) Ману; 6) династии великих царей; 7) деяния великих царей; 8) уничтожение вселенной и освобождение живых существ; 9) джива (душа); 10) Всевышний Господь.

Р

Раджариши — великий святой царь.

Рамануджачарья — великий духовный учитель- вайшнав из Шри-сампрадаи, живший в одиннадцатом веке.

Рамачандра — восемнадцатое воплощение Бога, Верховной Личности. Он убил десятиглавого демона Равану. По при­казу отца, царя Дашаратхи, Рама был изгнан в лес. Там его супруга Сита была похищена Раваной, но при поддержке огромной армии обезьян, которые были умными и могу­щественными потомками полубогов, он победил Равану и вернул Ситу. В конце концов, Он снова стал править царством своих предков. История Рамы описана в «Рамая­не» Валмики.

Рупа Госвами — главный из шести Госвами Вриндавана — духовных учителей, уполномоченных Господом Чайтаньей Махапрабху сформулировать и распространять фило­софию сознания Кришны. Рупа Госвами тщательно изу­чил писания и утвердил философию, которой учил Господь Чайтанья, на прочном фундаменте. По этой при­чине гаудия-вайшнавов называют рупанугами, последовате­лями Рупы Госвами.

С

Садху — святой, осознавший Бога преданный или вайшнав. Странствующий святой.

Сампрадая — преемственность духовных учителей, а также традиция, в которой передается духовное знание.

Санат-кумар — один из четырех кумаров (мудрецов в облике детей), сыновей Господа Брахмы. Является главой Кумара-сампрадаи, одной из четырех вайшнавских традиций ду­ховного знания.

Санньяса — жизнь в отречении; четвертый ведический уклад жизни.

Санскрит — древнейший язык в мире, на котором написаны Веды, священные писания Индии.

Сута Госвами — сын Ромахаршаны. Великий мудрец, пере­сказавший беседу между царем Парикшитом и Шукадевой Госвами, которая легла в основу «Шримад-Бхагаватам».

У

Уграсена — царь династии Яду и отец Камсы. Уттанапада - - царь, сын Сваямбхувы Ману и отец царя Дхрувы.

«Хари-бхакти-виласа»— произведение, составленное Шрилой Санатаной Госвами и Шрилой Гопал Бхаттой Госвами и состоящее из двадцати глав, в которых описывается еже­дневная практика вайшнавов. Эта работа представляет со­бой обширное исследование различных писаний и вклю­чает в себя «Дигдаршини тику» — комментарии Шрилы Санатаны Госвами.

Ч

Чайтанья Махапрабху (1486 - 1534) - - Господь Кришна, пришедший в облике Своего преданного. Он родился в Навадвипе (Западная Бенгалия) и положил начало совме­стному пению святых имен Господа. Господь Чайтанья учил чистой любви к Богу; гаудия-вайшнавы считают Его Самим Господом Кришной.

Чанакья Пандит — брахман-советник царя Чандрагупты, ос­тановившего завоевание Индии Александром Великим. Знаменитый автор книг афоризмов, касающихся полити­ки и нравственности.

Ш

Шанкарачарья — ученый и философ, воплощение Господа Шивы. Родился в Южной Индии в конце седьмого века нашей эры, чтобы восстановить авторитет Вед. Он жил за триста лет до Рамануджачарьи, во времена, когда Индия находилась под сильным влиянием буддизма, учение ко­торого отрицает авторитет Вед. Шанкарачарья принял саннъясу в раннем возрасте и написал комментарии, ут­верждающие философию имперсонализма, сходную с буддизмом, но в которой место пустоты занял Брахман (Дух). Он обошел всю Индию, одерживая победы над великими учеными того времени и заставляя их при­нять свою доктрину майавады— толкование Веданты и Упанишад в духе адвайты, недвойственности. Покинул этот мир в возрасте тридцати трех лет.

«Шикшамрита» - - книга Шрилы Бхактивиноды Тхакура; буквально означает «нектар наставлений».

«Шикшаштака» — восемь стихов, написанных Господом Чайтаньей Махапрабху, в которых прославляется могуще­ство святого имени Господа.

«Шри Таттва-сандарбха» — работа, написанная Дживой Гос-вами, в которой он объясняет, что «Шримад-Бхагаватам» является наиболее авторитетным знанием об Абсолютной Истине.

Шрила Прабхупада (1896 - 1977) - - Его Божественная Ми­лость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Десятое зве­но в линии преемственности от Чайтаньи Махапрабху. Основатель- ачаръя и духовный учитель самого большого из современных филиалов Гаудия Матха на Западе (ИСК-КОН). Шрила Прабхупада известен по всему миру как ав­тор более чем семидесяти книг по науке бхакти-йоги, бес­примесного сознания Бога. Его главные работы — это комментированные переводы на английский язык «Шри­мад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-чаритамриты» и «Бхага-вад-гиты как она есть». Он — один из самых выдающихся в мире учителей ведической мысли и религии. Шрила Прабхупада был святым, в совершенстве осознавшим Бо­га и постигшим смысл ведических писаний. Он неустанно трудился, чтобы распространить сознание Бога по всему миру. Он руководил созданным им обществом, которое выросло до всемирной конфедерации, состоящей из сотен ашрамов, школ, храмов, институтов и сельскохозяйствен­ных общин.

«Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата Пурана», - - самая выдающаяся из восемнадцати Пуран, содержащая закон­ченную науку о Боге и утверждающая верховное положе­ние Господа Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху называл ее амалам пуранам, «чистейшей из Пуран». Была написана Шрилой Вьясадевой в качестве комментария на Веданта-сутру. Посвящена исключительно вопросам, связанным с Богом, Верховной Личностью (Господом Кришной) и Его преданными.

Шукадева Госвами — возвышенный преданный, рассказав­ший царю Парикшиту «Шримад-Бхагаватам», когда тому оставалось жить всего семь дней.

Ю

Юдхиштхира - - старший из Пандав, сын Ямараджи (или Дхармараджи), бога смерти. Прославился тем, что всегда придерживался принципов праведности и честности. Его также называют Дхармараджей и Аджаташатру, тем, «у ко­го нет врагов». Битва на Курукшетре произошла из-за то­го, что ему не позволили занять трон, который принадле­жал ему по праву. После битвы он правил землей тридцать шесть лет, а затем передал трон Парикшиту.

Я

Ягья — ведическое жертвоприношение.

Ямараджа — полубог смерти, выносящий приговор живому существу в момент смерти. Сын бога Солнца и брат свя­щенной реки Ямуны.

Ямуна — священная река, протекающая по территории Вриндавана, на берегах которой Господь Кришна играл ре­бенком.

СОДЕРЖАНИЕ

Одобрительные отзывы ..............................

Посвящение.........................................

Введение............................................

Господин как слуга..................................

Предисловие .......................................

Наши рекомендации