Требования к содержанию курсовой работы

Тема курсовой работы

Тема курсовой работы определяет ее дальнейшее содержание, поэтому к ее выбору следует подходить с особой тщательностью. Тема должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать проблематике одной из дисциплин, предлагаемых для выполнения курсовой работы. В прил. 4 приведен перечень рекомендуемых кафедрой тем курсовых работ;

2) иметь теоретическую актуальность и/или практическую значимость. При этом для студентов 1 курса обучения достаточным является наличие теоретической актуальности, для студентов последующих курсов необходима практическая значимость темы;

3) предусматривать возможность эмпирического анализа и формулировки рекомендаций. Данное требование является рекомендательным для студентов 1 курса и обязательным – для студентов последующих курсов;

4) быть по возможности лаконичной. Рекомендуется, чтобы в названии темы было не более семи слов, но в это число не включаются слова, конкретизирующие тему и указываемые в скобках. Так, удачной с этой точки зрения будет формулировка «Методика анализа использования рабочего времени (на примере цеха №5 ОАО «Гамма»)» вместо «Разработка методики анализа использования рабочего времени для совершенствования организации и нормирования труда в цехе №5 ОАО «Гамма»;

5) конкретизировать содержание работы. В выбранной теме должно четко прослеживаться основное содержание работы. Именно поэтому не рекомендуется использовать в названии широкие и расплывчатые формулировки, как, например:

- «Управление персоналом в организации»;

- «Российский рынок труда»;

- «Занятость населения»;

- «Оплата труда на предприятии» и пр.

Вместо этого нужно сформулировать темы более четко, например:

- «Разработка технологии отбора на должность начальника отдела продаж»;

- «Информационная асимметрия российского рынка труда»;

- «Особенности занятости населения в переходной экономике (на примере РФ и стран Центральной и Восточной Европы»;

- «Организация премирования рабочих в ОАО «Пульс» и др.

Нельзя в качестве заголовка использовать вопросительную или восклицательную форму предложений, употреблять обороты разговорной речи.

План работы

Выбрав тему, студент приступает к составлению плана, который должен раскрыть содержание работы. Как правило, курсовая работа состоит из 2-3 глав, в каждой из которых имеется 2-4 параграфа. При необходимости и по согласованию с научным руководителем количество глав и параграфов может быть изменено. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы. Например, при составлении плана темы «Особенности занятости населения в переходной экономике» было бы ошибкой в первой главе описать понятие, виды и формы занятости, во второй – теории переходного периода, а в третьей - занятость населения в различных странах с переходной экономикой. В таком плане были бы допущены по крайней мере две ошибки:

1. Не раскрыто содержание темы (особенности занятости).

2. Отдельные разделы работы логически слабо связаны между собой. Вторая глава в отличие от остальных не содержит анализа занятости. Целесообразным было бы обосновать во второй главе отличительные черты занятости в переходной экономике, исходя из теорий переходного периода.

Студенты 3-4 курсов (для заочной формы обучения - 3-5 курсов) должны формулировать план работы, исходя из необходимости наличия аналитической и рекомендательной глав, выполненных на основе эмпирической информации. В этом случае первая глава должна раскрывать теоретический аспект изучаемой проблемы, вторая – анализ конкретной проблемы на основе имеющейся, либо полученной самостоятельно информации, третья – содержать конкретные рекомендации, разработки, расчеты затрат, эффекта и пр.

При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературными источниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучше вести работу в следующей последовательности:

1. Учебники и учебные пособия по выбранной тематике;

2. Монографии;

3. Статьи в ведущих профильных журналах за последние 2-3 года[1];

Просмотр этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы. Дальнейшее изучение литературы должно строиться с привлечением более ранних статей периодической печати, статистических сборников, нормативно-правовых источников, материалов сети Интернет. В прил. 5 приведен перечень статистических сборников, периодических изданий и интернет-сайтов, рекомендуемых для использования в процессе выполнения курсовой работы.

Список просмотренных при подготовке плана литературных источников следует представить руководителю вместе с планом работы.

Структура курсовой работы :

  1. Оглавление, в котором дается перечень составных частей работы с указанием страниц, соответствующих началу каждой части работы.
  2. Введение, содержащее сведения об актуальности, степени разработанности темы, целях, задачах, объекте, предмете и методах исследования, структуре работы и др.
  3. Основная часть, призванная раскрыть содержание работы и состоящая из параграфов, объединенных в главы.
  4. Заключение, в котором подводятся основные итоги работы, обобщаются полученные результаты и показываются направления дальнейших исследований.
  5. Список использованной литературы.
  6. Приложения, помогающие глубже раскрыть отдельные стороны работы.

Ниже дана более подробная характеристика структурных разделов курсовой работы и требования к ним.

Введение

Введение пишется по строго определенной схеме и обязательно должно содержать информацию

- об актуальности темы;

- степени ее разработанности;

- объекте и предмете исследования;

- цели и задачи работы;

- используемые методы исследования;

- логика и структура работы, включая краткое содержание глав;

- возможности использования результатов работы.

Актуальность и степень разработанности темы показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение выбранной студентом темы. Актуальность темы может быть обусловлена, например, недостаточным уровнем знаний о новых процессах и явлениях, необходимостью адаптации существующего знания к изменившимся условиям, высокой социально-экономической значимостью проблемы, наличием негативных процессов, явлений и необходимостью их устранения, требованиями повышения конкурентоспособности экономики (предприятия) и др.

Указание на разработанность проблемы позволяет, с одной стороны, выяснить степень знакомства студента со специальной литературой, а с другой - оценить в дальнейшем личный вклад студента в решение поставленных в работе проблем. Рекомендуется в этой части введения привести фамилии наиболее известных авторов, работающих в данной области и кратко указать полученные ими основные результаты, а также вопросы, уровень рассмотрения которых является недостаточным с точки зрения потребностей теории и практики.

Объект исследования - это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет - это та часть, сторона объекта, которая будет изучаться. Например, в теме «Оценка условий труда на предприятии» объектом могут быть названы условия труда, а предметом - виды, методы, процедуры и показатели оценки условий труда. В теме «Материальное стимулирование линейных руководителей» объектом исследования могут выступать линейные руководители, а предметом - принципы, виды, формы материального стимулирования и др .

Важно понять, что формулировка объекта и предмета исследования определяет логику дальнейшего анализа. Имея один и тот же объект исследования, можно рассматривать его разные стороны, и, соответственно, иметь разные предметы исследования одного и того же объекта. Например, объектом исследования может быть занятость населения, а предметами - виды занятости; структурные сдвиги в занятости; качественные характеристики занятости; влияние государственного регулирования на занятость и др. Студент должен не только сформулировать объект, но и обосновать сделанный выбор.

Следующий шаг – это формулировка цели и задач исследования.

Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «рассчитать…», «выявить связь…», «оценить уровень…», «разработать методику…» и др.

Например, цель работы - разработка и апробация методики оценки труда преподавателей вузов.

Задачи:

1. Изучить содержание понятия «оценка результатов труда».

2. Рассмотреть методы и формы процедур оценки результатов труда.

3. Выявить особенности оценки результатов труда в высшей школе.

4. Разработать методику оценки результатов труда преподавателей вузов.

5. Провести оценку труда преподавателей вузов.

6. Предложить рекомендации по использованию разработанной методики и повышению результативности труда преподавателей вузов.

Среди методов исследования во введении могут быть перечислены такие общенаучные методы, как диалектический, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, эксперимент, а также ряд специальных методов: опрос (в т.ч. анкетный, экспертный и др.), анализ документов, сравнение и сопоставление, балансовые увязки, группировки, эконометрическое моделирование и др. Студент должен знать, где, каким образом и для чего он использует те или иные методы исследования.

Основная часть работы

Основная часть - наиболее сложная, важная и трудоемкая часть курсовой работы. Она содержит материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме.

В основной части работы выделяются две или три главы.Каждая глава имеет название и состоит из двух-четырех параграфов. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.

Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В одном из параграфов первой главы допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени (например, оплаты труда в торговле; уровня жизни сельского населения; материального стимулирования в современных условиях и др.). В конце каждого параграфа и/или главы необходимо делать выводы. Они не просто подводят промежуточные итоги работы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяет «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую цельность.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

- Глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы.

- Анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам.

- Группировка и обобщение рассмотренных подходов.

- Соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы.

- Наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

Вторая глава курсовой работы является аналитической. Студенты 3-го и 4-го курсов очной формы обучения, 5 курса заочной формы обучения при ее написании обязаны использовать эмпирический материал, полученный на базе практики.

Для студентов 3-4 курсов заочной формы обучения ввиду отсутствия производственной практики допускается написание второй главы на основе литературных источников. Но при этом студент должен самостоятельно провести сравнительный анализ документов, технологий, методик, опыта работы различных организаций (регионов) и др. Возможно также проведение сравнительного анализа конкретных ситуаций на основе имеющейся статистической и социологической информации.

Студенты 2 курса могут выполнять аналитическую главу с использованием имеющихся баз данных, источников, в которых приведена статистическая информация, результаты социологических исследований, дан анализ моделей и др. По согласованию с научным руководителем вторая глава в курсовых работах 2 курса может носить и теоретический характер. При отсутствии аналитической части на 3 курсе (3-4 курсах для заочной формы обучения) работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно». На 4 курсе очной формы обучения и 5 курсе заочной формы обучения такая работа оценивается на «неудовлетворительно».

Эмпирический анализ должен начинаться с характеристики объекта, который служит источником информации. Им может быть организация, выбранная в качестве места прохождения производственной практики, а также любое территориальное образование, социальная группа, по которым студент располагает необходимыми данными.

Общая характеристика организации (территории, группы) должна показать ее основные особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы. Односторонняя, узкая характеристика не позволит в дальнейшем учесть важные специфические особенности и выработать реалистичные рекомендации. В то же время следует учесть и то, что типичной ошибкой студентов является представление в данной части работы большого количества избыточной информации, логически не связанной с дальнейшим изложением.

Положительным моментом при проведении анализа является использование информации, полученной в ходе самостоятельного исследования, применение экономико-математических методов, оценка эффективности конкретных действий, программ и мероприятий.

Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими характеристиками:

- Глубокая характеристика организации (территории, группы), выявление ее характеристик, значимых с точки зрения предмета исследования.

- Наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы социологического исследования, характеристики используемой статистической и иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и пр.

- Глубокий анализ полученных результатов, предполагающий выявление взаимосвязей, оценку силы влияния факторов, расчет зависимостей и пр.

- Наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

В третьей главе на основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Например, недостаточным будет указание на то, что необходимо совершенствовать оценку персонала. Следует указать, что именно в оценке персонала требуется изменить и как это осуществить. Здесь же необходимо представить не менее 2-3 хорошо продуманных и проработанных рекомендаций. При отсутствии рекомендаций или при их расплывчатости, неконкретности работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно».

По согласованию с научным руководителем допускается объединение 2 и 3 глав в одну с выделением отдельного параграфа (параграфов), посвященного практическим рекомендациям.

Выполненная на высоком уровне третья глава должна обладать следующими характеристиками:

- Наличие самостоятельно разработанных рекомендаций.

- Связь предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа.

- Конкретность рекомендаций, в том числе разработка планов, методик, документов, технологий и др.

- Обоснованность предлагаемых рекомендаций, в том числе расчет предполагаемых затрат, экономического эффекта, окупаемости и др.

4.5. Заключение

Заключение является логическим завершением курсовой работы. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации. Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последней главе. Желательно, чтобы в нем содержалась информация о проблемах, которые остались нерешенными и требуют дальнейших исследований. Наличие таких сведений не свидетельствует о слабости работы. Напротив, оно показывает осознание студентом глубины изучаемой проблемы и сложности ее решения.

Наши рекомендации