Организация самостоятельной работы студентов
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 3 з. е. (88 часов).
Во время самостоятельной работы студенты углубляют и расширяют знания об особенностях регионального развития и рынка труда Северо-Западного региона, исследуют дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к сообщениям, докладам и ответам на вопросы для семинарских занятиях. Особое место уделяется самостоятельной работе, которая предполагает изучение студентами работ российских авторов.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарским занятиям и экзамену. Сюда же относится и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа реализуется:
· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и практических занятиях;
· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
· подготовку к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета;
· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов и других письменных работ на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы);
· выполнение домашних заданий творческого характера;
· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;
· подбор и изучение литературных и других источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике;
· работу с учебной и методической литературой, их аннотирование и конспектирование.
Составной частью СРС является подготовка к итоговой аттестации -экзамену.
Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям, в том числе в формах докладов и сообщений.
Для эффективной организации СРС необходимо:
· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по проблемной теме изучаемой дисциплины, подготовка презентации и т. д.).
· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровней.
Например, задание для самостоятельной работы по теме №5:
Задание | Обязательная часть | Факультативная часть |
пороговый уровень | продвинутый уровень | |
Рассмотреть особенности формирования рынка труда | Описать понятие рынка труда и трудовой потенциал как источники труда | Рассмотреть и проанализировать структуру рынка труда. Механизм функционирования рынка труда |
10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля
Для контрольного измерения результатов изучения курса «Региональное развитие и рынок труда» вводятся три вида контроля:
· входной,
· текущий,
· промежуточный.
Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы на практических занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как стимулирует студентов к систематической работе, регулярному выполнению заданий.
Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения за работой студенческой группы в целом и каждого студента в отдельности, проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.
Промежуточный контроль (аттестация) - экзамен по дисциплине -может проводиться посредством прохождения студентом итогового теста или в виде письменной контрольной работы, а также по результатам текущей успеваемости в соответствии с балльно-рейтингвой системой оценок.
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются:
· устный,
· письменный,
· с помощью технических средств и информационных систем,
· самоконтроль.
Устный контрольосуществляется в процессе устного опроса обучаемых, а также предполагает выступление студента с докладом на практическом занятии.
Письменный контрольпредполагает контроль выполнения письменных заданий (творческих и контрольных работ и т.п.), проверку конспектов, проводится с тремя целями:
· проверка знания всех студентов группы по данной теме;
· стимулирование непрерывной систематической работы студентов;
· развитие способностей в письменном виде сжато, излагать материал.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
По дисциплине «Региональное развитие и рынок труда» рекомендуется проводить следующие формы контроля:
· устный опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный);
· собеседование;
· контрольные задания и работы;
· творческие (исследовательские) работы;
· презентации средствами мультимедиа;
· тестирование;
· рейтинговое оценивание;
· экзамен.
Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.