Нетарифное регулирование
Количественные ограничения (quantative restrictions) - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Квотирование (контингентирование) - это ограничения по стоимости или количества, которые вводятся на импорт или экспорт определенных товаров на определенный период.
Лицензирование (licensing) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем разрешения, выдаваемого государственными органами на экспорт или импорт товара в определенном количестве за определенный промежуток времени.
"Добровольное" ограничение экспорта (voluntary export restraint) - это количественное ограничение экспорта, основанный на обязательстве одного из партнеров по торговле добровольно ограничить или не увеличить объем экспорта товара, принятый в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Среди нетарифных методов регулирования важную роль играют скрытые методы, которые можно назвать методами скрытого протекционизма. Их очень много, по некоторым данным до нескольких сотен. Но основными из них являются:
- Административные формальности - национальные правила проведения импортных операций, которые ограничивают импорт (обязательное использование международных торгов при закупке оборудования, получения импортных лицензий при выполнении ряда требований и т.д..)
- Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникают потому, что национальные технические, административные и другие нормы и правила, построены таким образом, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за границы. Например, требования о соблюдении национальных стандартов, специальное упаковке и маркировке т.п.;
- Установление минимальных импортных цен - предполагает строгое соблюдение экспортером уровня цен, установленных страной-импортером;
- Импортные налоги - пограничный налог, которым облагаются товары при пересечении таможенных границ конкретной страны. К ним относятся: таможенные сборы, связанные с оформлением таможенных документов, или с осуществлением таможенного контроля, оплата сборов за проверку качества импортируемого товара; торговые сборы; статистические сборы; сборы за осуществление фитосанитарного контроля; сезонные и экологические сборы;
- Импортный депозит - форма задатка, который импортер должен внести в свой банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой иностранного товара;
- Валютные ограничения - регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;
- Компенсационная пошлина - накладывается на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным товаропроизводителям аналогичных товаров;
- Антидемпинговая пошлина - применяется, если на территорию страны товар ввозится по демпинговым ценам.
Демпинг (dumping) - средство финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся овладеть внешний рынок продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.
В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
- Умышленный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товара по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства;
- Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по ценам ниже справедливой;
- Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют;
- Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
Необходимыми условиями для осуществления демпинга также есть:
- Ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
- Сегментованисть рынка, т.е. способность производителя отделить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Конечно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговую пошлину при открытии факта демпинга.
Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следующих средств:
- Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке страны-экспортера и на рынке страны-импортера. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны;
- Как разницу в цене, по которой товар должен был бы продаваться на рынке страны-экспортера, и цены, по которой он реально продается на рынке страны-импортера. Потенциальная цена продажи товара на рынке экспортера устанавливается на базе суммы издержек производства, общих затрат, прибыли с продажи на внутреннем рынке и стоимости упаковки и транспортировки в страны-импортера.
Антидемпинговая пошлина, как и обычная пошлина, приводит к повышению внутренних цен и расходов в благосостоянии страны. Время, если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.