На погрузке иностранных судов
1865 г.
...Но кроме вышесказанных родов промышленности, существует на Соломбале еще одна отрасль, ведущая начало свое помимо влияния адмиралтейских мастерских, — отрасль, основанная на артелях, подразделяющихся на мужскую* и женскую'. Замечательно, что артельное начало, образовавшееся на Соломбале, получило свою гражданственность от заграничной торговли Архангельска, стало быть, давность его не подвержена сомнению.
Известно, что отпускную торговлю Архангельска составляют следующие предметы: лен, пакля льняная, лес, семя льняное, овес, рожь. смола, сало ворванное, мука, крупы, птичьи перья и т. п., и что операция отправки таковых предметов совершается преимущественно в Соломбальской гавани, которая, таким образом, служит центром деятельности порта. Погрузка в корабли отпускаемых предметов совершается жителями Соломбалы и других окрестных мест — вот где начало артелей и источник промышленности, о которой мы упомянули выше.
Предмет этот заслуживает сказать об нем поподробнее.
Со вскрытием Северной Двины Соломбала пробуждается от своей однообразной, апатичной жизни и с нетерпением поджидает времени прихода с моря иностранных судов, предвидя близкий конец своим бедствиям и лишениям, претерпеваемым ею в зимние месяцы. Говорим о низшем классе Соломбальского селения, составляющем большинство в нем. В среде соломбалок находится немало бойких женщин, наметавшихся кое-как объясняться с иностранцами, и эти-то женщины с приходом к порту кораблей начинают играть видную роль в глазах прочих, которые, признавая над собою их преимущество, группируются около них по образцу артелей в числе 40, 50 человек, смотря по количеству груза и прихода судов, подчиняясь власти шкивидорки". т. е. такой женщины, которая, при знании иностранного языка, заключает условия с корабельщиком, получает от него зарабочую плату и делит ее между своими работницами.
Отсюда видим, что положение таких шкивидорок приобретает им выгоды, как в материальном отношении (потому что они получают плату сравнительно с прочими вдвое более), так и со стороны почета, оказываемого им корабельщиками и своими. Вся забота ее — набрать артель, следить за работою и не упустить случая сделать в то же время подряд с другим корабельщиком, выполняя все выговореннные условия в определенный срок и льстясь приобресть себе титло ловкой шкивидорки. потому что подобное мнение обеспечивает за нею все выгоды в будущем, и она на следующее лето уже смело приобретает монополию на иных кораблях, везде поспевая и зорко следя за их приходом. Таковые артели избирают для своей работы предметы, подходящие под силу, каковы: овес, семя и рожь, предоставляя остальные предметы погрузки мужской артели, о которой скажем в своем месте. Лишь только корабль придет к порту, шкивидорки наперебой являются к корабельщику, спрашивая, какой пойдет груз, в каком количестве и какая будет плата за нагрузку. Если товар и плата подходящие, то ловкая шкивидорка, завербовав тотчас же в свою артель потребное число работниц, является с ними на корабль и предлагает свои услуги. Зарабочая плата в сутки не превышает 10, 15 коп. с[еребром], а шкивидорка получает по 30 коп. и иногда более. Операция погрузки овса, семя и ржи производится так называемым тромпаньем, и это делается так: взявшись за руки, ряд женщин уминает босыми ногами насыпаемый сверху овес, ходя по нем в ширину судна, и такое однообразие работы сменяется песнями, которыми звонко оглашается соломбальская гавань на всем ее протяжении, и по мере неудобства ходьбы, когда овес уже погружен в достаточную вышину назначенного для него помещения, женщины ползают на коленях тем же порядком; а далее уже, когда и такое положение делается неудобным, ложатся на брюхо и продолжают свою работу. Такая работа, как видит читатель, нелегка и ощутительно влияет на одежду работниц...
ГААО. Ф. 6. Оп. 17. Д. 67. Л. 31—33. Копия.
' Автор книги — Степан Федорович Огородников (1836—1909), уроженец Архангельска (ГААО. Ф. 29. Оп. 11. Д. 119. Л. 54), русский историк, известный знаток отечественной истории военно-морского флота и истории архангельского края. Сын морского офицера, он окончил Кронштадтский первый штурманский полуэкипаж, затем Петербургский университет. С 1859 г. служил наблюдателем, а потом начальником метеорологической станции при Архангельском порте. В 1876 г. был переведен в Петербург и прикомандирован к ученому отделению Морского технического комитета.
Первые работы С.Ф. Огородникова посвящены родному Северу — исторический очерк «Соломбальское селение» (1863), «Климат Архангельской губернии» (1867), «Петр Великий на Севере» (1872), «Лоцманская артель в Архангельске» (1875) и многие другие. В 1875 г. в Петербурге Морским ученым комитетом издан фундаментальный труд С.Ф. Огородникова — «История Архангельского порта», после выхода которого имя историка становится широко известным в научных кругах России. Им написаны крупные исследовательские работы «Обзор деятельности Морского министерства за 100 лет его существования (1802—1901)», за который автор получил Большую серебряную медаль, «Кронштадтское морское собрание. Исторический очерк», «Исторический очерк Морского музея в Санкт-Петербурге. По поводу 200-летия музея 1709—1909» и другие (Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. № 4. С. 69—72; 1915. № 12. С. 431—438; Попов Г. Ногою твердой стать при море..: Штрихи к портрету Архангельского порта. Архангельск, 1992. С. 12—15).
№ 144