Почему необходим царь?

Потому что люди греховны. В совершенном обществе в ца­ре нет необходимости, поскольку не нужно следить за вы­полнением гражданами всевозможных правил — люди сле­дуют им добровольно. Поскольку обусловленность и греховная природа заставляют людей поступать неблаго­честиво, им необходимы защита и руководство праведного царя. Долг царя — создать атмосферу, которая будет побуж­дать людей совершать правильные поступки правильным образом и в нужное время.

Мы обсудим наставления Бхишмадевы, основанные на Ману-самхите», древнеиндийском тексте, в котором содер­жится конкретная информация о том, как благодаря духовному руководству можно лечить недуги материалистического общества. Таким образом, мы будем изучать то, что я называю концепцией «обладающего видением перспективы лидера-слуги». Мне хотелось бы обсудить эти вопросы по нескольким причинам. Во-первых, я сам постоянно стремлюсь совершенствовать свои лидерские навыки. Во-вторых, я всегда стремлюсь понять, насколько могуществен тот или иной лидер, насколько успешно он может руководить людь­ми. Я хочу также понять, насколько важно иметь хороших лидеров, и как опасно, когда уровень руководства опускается ниже допустимого. Кроме того, я также, изучаю преимущест­ва боговдохновенного монархического правления, то есть правления, которое доставляет удовольствие Богу и обеспе­чивает должное руководство и защиту гражданам.

ПЕРВАЯ ПОБЕДА РУКОВОДИТЕЛЯ

В «Ману-самхите» сказано, что царь, не защищающий своих подданных должным образом, — мертвый царь. Это означа­ет, что роль лидера в значительной степени состоит в том, чтобы оказывать покровительство. Далее «Ману-самхита» объясняет, в каких взаимоотношениях должны находиться царь и его подданные. Граждане должны отдавать царю пя­тую часть своих животных, десятую часть драгоценных ме­таллов, десятую часть зерна, четверть последствий благочес­тивых поступков и шестую часть последствий неблагочестивых поступков. Зачастую можно видеть, что, как только лидер или политик оставляет свой пост, он вскоре за­болевает или даже умирает. Причиной тому — шестая часть грехов людей, которыми он управлял, а также последствия его собственных грехов. В стране, где правительство поощря­ет греховную деятельность — бойни, проституцию, лотереи, казино, пьянство, аборты и т.д., — одна шестая грехов явля­ется силой, с которой приходится считаться.

Далее «Ману-самхита» объясняет, что величайшая из по­бед, которые может одержать царь, — это победа над собст­венными чувствами. Те вещи, к которым лидер питает сла­бость, скорее всего и станут причиной проблем для его подопечных. Если кто-то питает слабость к деньгам, то деньги и послужат причиной его краха. Мы видим также, что многие лидеры попадают в ловушку незаконного секса. Однако, если лидер учится владеть своими чувствами и благодаря этому развивает силу, необходимую для преодоления своих слабос­тей, он не разочарует своих подчиненных и не окажется в не­ловком положении сам. Невозможно стать сильным лидером, не научившись владеть своими чувствами.

Эпохи создаются царями. Когда лидеры владеют своими чувствами, они способны воспринимать вдохновение, иду­щее свыше, и становиться проводниками божественного. Та­кой божественный монарх действует как представитель Бога, воплощенный в физическом теле (нарадева), хотя сам себя он считает всего лишь обычным слугой Бога. Боговдохновенный царь способен не только защитить своих граждан, но и донести до них духовное знание в доступной форме, когда оно будет по достоинству оценено, и ему будут следовать. Однако, если царь не владеет своими чувствами, он будет просто эксплуатировать своих подданных вместо того, чтобы оказывать им покровительство. Люди же последуют его при­меру и станут такими же бесчестными и эгоистичными, как и он сам. Лидеры формируют сознание людей, а сознание людей порождает определенных лидеров.

Когда в этот мир приходят великие духовные учителя, ачарьи, ихцель — помочь людям выпутаться из сетей иллюзии.

Они стремятся возродить класс брахманов, священнослужителей, обладающих духовным знанием. Они учат людей истинному философскому пониманию, пониманию природы души, самопознанию, а также помогают установить здоровую социальную систему, благодаря которой люди смогут разрешить конфликты в личной и общественной жизни. Без надлежащего духовного руководства эти конфликты бу­дут усугубляться все больше и больше. Ачаръи хотят, чтобы каждый из нас стал лидером в той или иной сфере. Они ожи­дают, что все мы станем духовными учителями.

КАЧЕСТВА БХИШМАДЕВЫ

В «Махабхарате» роль рассказчика о принципах руководства Кришна отводит Бхишмадеве, и тот подробно описывает мо­нархическое правление. Но прежде чем мы перейдем к об­суждению наставлений, данных Бхишмой, давайте бросим взгляд на битву при Курукшетре — опустошительную войну, описанную в той же «Махабхарате». Это была одна из круп­нейших войн в истории человечества. По воле божественно­го провидения, большинство участников сражения пришли в этот мир из небесного царства, чтобы произвести в нем большие изменения. Миллионы людей были убиты во время этой войны, что привело к полному изменению хода истории. В конце концов, Пандавы одержали победу. Цель войны состояла в том, чтобы возвести Юдхиштхиру, лидера Пандавов, на трон, узурпированный Куру — их эгоистичными дво­юродными братьями во главе с Дурьодханой. И хотя Дурьодхана был атеистом, он правил в соответствии с принципами дхармы. Во время его правления люди особенно не страдали, и создавалось впечатление, что дела в царстве идут хорошо. Юдхиштхира считал, что Дурьодхана может продолжать пра­вить государством, поскольку граждане счастливы. Но ситуа­ция сложилась иначе, и началась война.

Юдхиштхира был вынужден принять участие в битве и стать свидетелем множества смертей. После того, как битва закончилась, он погрузился в скорбь и не мог думать ни о чем, кроме как о людях, убитых в этом сражении. Ему была невыносима сама мысль, что его царствование было куплено ценой стольких жизней. Множество советников пытались убедить его в том, что он невиновен и просто выполнял свой долг, но безуспешно. Даже Кришне не удалось утешить его, и тогда Господь решил попросить сделать это деда Бхишмадеву. Бхишмадева был любимым дедом как Кауравов, так и Пандавов, и поэтому Кришна поручил ему облегчить горе Юдхиштхиры. Мистическое могущество Бхишмадевы было настолько велико, что он сам мог решать, когда оставить свое тело. На самом деле, никто не мог убить его. Пронзенный множеством стрел, он лежал на них, как на ложе, посреди по­ля битвы, в окружении множества воинов и мудрецов. И вот, находясь в таком состоянии, Бхишмадева произнес свои на­ставления.

Зачастую самые возвышенные философские истины рас­крываются в самых трудных обстоятельствах. «Бхагавад-гита» была поведана на поле битвы, когда Кришна и Арджуна стояли между двух армий, готовых вступить в сражение. «Махабхарата» также построена вокруг событий, приведших к этому сражению. Итак, когда Кришна и Юдхиштхира при­близились к Бхишмадеве, он собирался вскоре покинуть этот мир. Когда человек находится в таком состоянии, ему вряд ли придет в голову говорить какие-то глупости. Слова мудрости часто произносятся именно в момент оставления тела, когда осознание неминуемой смерти приводит к сосредоточению ума на самом главном.

Бхишмадева был особенно известен как поборник дхармы. Санскритское слово может иметь несколько значений: природа», «религия», «истина», «праведность» и «целостность». Дхарма — такое сильное слово, что ему трудно подобрать подходящий эквивалент в любом другом языке, поскольку никакое другое слово не способно вместить всего смысла этого понятия. Кришна считал Бхишму одним из са­мым праведных людей планеты, и потому Бхишма обладал несомненным правом говорить о принципах дхармы. Для слу­шателя вполне естественно интересоваться личностью и ква­лификацией рассказчика, а Бхишма, согласно мнению Самого Бога, обладал всеми необходимыми для этого качествами.

СЛОЖНАЯ НАУКА

Бхишмадева: «Некоторые из величайших тайн все­ленной связаны с искусством руководства. Умело править страной непросто, однако именно в этом состоит первейший долг царя на земле. Царь — это, по сути, человек действия».

Мы видим, что быть лидером в наше время крайне непро­сто. В современном обществе руководитель стал своего рода посмешищем для многих. Руководителей изображают на ка­рикатурах, а ведущие всевозможных ток-шоу регулярно под­шучивают над ними в своих передачах. На руководителей пишут всевозможные пасквили, а средства массовой инфор­мации постоянно выискивают возможности выставить их в смешном свете. Ситуацию усугубляет еще и тот факт, что многие из них находятся под следствием, подозреваемые в той или иной сомнительной деятельности. Таково положе­ние дел не только в Соединенных Штатах, но и по всему миру. Мы видим, что во всех сферах — духовной, академичес­кой и т.п. — количество обманщиков больше, чем число по-настоящему квалифицированных руководителей.

Лидер оказывает значительное влияние на обычных людей. Если люди не доверяют своим лидерам, это сказывается на их отношениях друг с другом. А если люди боятся руководителя, их страх распространяется и на другие сферы жизни и постепенно превращается в паранойю и недоверие ко всем остальным. Доверие и вера не появляются из воздуха; они возникают из среды, питающей эти чувства.

В древности люди доверяли царям, поскольку отчетливо понимали, в чем состоит их долг. Люди осознавали, каковы последствия противозаконных или неправильных поступ­ков, и верили, что в трудную минуту царь придет им на по­мощь. Людям было легко выполнять свои обязанности, по­скольку они верили в то, что сам царь честно исполняет свой долг, и это вдохновляло их на выполнение своих обязаннос­тей. Когда же отсутствует должное руководство, возникают огромные проблемы — люди становятся подобными детям, оставшимся без родителей.

По иронии судьбы зачастую люди, способные стать хоро­шими руководителями, избегают руководящих должностей. Это происходит как в мирских организациях, так и в духов­ных. Как правило, люди, больше стремящиеся захватить руко­водящее положение, обладают наименьшей для этого квали­фикацией. Вместо желания служить другим, они жаждут помыкать ими, и положение руководителя наделяет их необ­ходимой для этого властью. Когда граждане государства не об­ладают достаточно развитым сознанием, чтобы породить хо­роших руководителей, а лидеры общества деградируют настолько, что ведут людей к дальнейшей деградации, к власти приходят мошенники, манипуляторы и прочие псевдо-руководители. Эти тенденции можно наблюдать на примере любой страны мира, либо изучая ее историю, либо наблюдая за текущей ситуацией.

Многие американские президенты стали миллионерами, поскольку с властью к ним пришли деньги, престиж и поли­тические сторонники. Тираны сходятся с другими тиранами, а эксплуататоры с другими эксплуататорами. Те же, кто дейст­вительно способны оказать человечеству замечательное слу­жение, не могут пробиться на политическую арену. В совре­менном мире, как правило, невозможно занять положение лидера без содействия преступного мира. Иногда создается впечатление, что этот мир — мир обманщиков и обманутых, где главными движущими силами являются эгоизм и пропа­ганда греховной культуры.

Бхишма утверждает, что царь — это человек действия, а не покорный судьбе неудачник. Действие оказывает значительное влияние на судьбу. В настоящее время многие руководители бросаются в крайности: одни боятся вести за собой людей, а другие, наоборот, манипулируют людьми, злоупотребляя своим положением. Они контролируют других, однако не ве­дут их в нужном направлении. Если же лидер боится вести лю­дей за собой, он, в действительности, не является лидером. Быть лидером — значит понимать природу поля деятельности и знать, что необходимо для благополучия других людей. Об­ладая таким пониманием, подлинный лидер должен действо­вать, руководить людьми и координировать их действия, основываясь на тех принципах, в истинности которых он убежден. Руководить — значит учить собственным примером.

Бхишмадева говорит, что лидер должен быть всегда готов действовать. Вместо того, чтобы позволять судьбе повелевать им, лидер старается подчинить судьбу себе. Лидер не ждет, пока что-то произойдет само собой; напротив, он действует, чтобы осуществить желаемое. Лидер никогда полностью не подчиняется окружению или обстоятельствам, в которых он оказывается, — он сам создает обстоятельства и окружение.

Наши рекомендации