Рецензия Городского Совета родительской общественности
Сказка «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» написана Владимиром Леонидовичем Шмундяком, который много лет занимается разработкой вопросов обеспечения безопасности детей на дорогах.
Данное произведение имеет большое познавательное значение. Оно написано простым и доступным языком, с детских позиций. В сказке достаточно полно раскрываются многие жизненные ситуации, происходящие с детьми. Демонстрируются примеры поведения на дорогах.
Особенно следует отметить разносторонний подход, создание сказочных сюжетов, происходящих в оригинальных условиях, - на пути в первый класс, во время приключений, сна, жизни в сказочных государствах и т.п.
Многие действия персонажей связаны со здоровым образом жизни.
Положительным является то, что произведение сопровождается методическими рекомендациями. В частности применен модульный принцип, есть возможность использовать материалы сказки для проведения уроков.
Рецензия Жакулиной И.В.,
учителя начальных классов МОУ-СОШ № 23 г.
Чапаевска Самарской области
Наиболее востребованными и при этом самыми «дефицитными» в детской литературе ныне являются произведения, которые могли бы дать юному поколению россиян новых позитивных героев для подражания, раскрыть значимость дружбы и взаимопомощи. Наверное, нет ни одной современной, увлекательной художественной книги для 6-8-летних детей, которая могла бы в доступной форме раскрыть основные правила дорожного движения и значимость соблюдения этих правил, дать представление о таких понятиях, как «светофор», «тротуар», «регулировщик» и т.д. Помимо основных правил дорожного движения в этом сборнике большое внимание уделяется рассмотрению значимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня, важности и необходимости дружбы, взаимопомощи.
Такую попытку предприняли Предит А.В., Шмундяк В.Л. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, авторы выбрали наиболее адекватный жанр – рассказ-сказка. Повествование ведется в легкой, игровой доступной детям форме.
Главными героями являются первоклассники Бом, Бам и Бима. В ходе повествования помимо знакомства с правилами дорожного движения, главные герои сталкиваются со многими проблемными дорожными ситуациями, с социальными, жизненными проблемами и под руководством взрослых или самостоятельно находят решения данных проблем. С положительной стороны показывается служба Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. В сборник включены три рассказа с фантастической составляющей о трех сказочных государствах Транспортинарии, Светофонарии и Знаконарии. Вместе с главными героями дети узнают о мире вокруг себя с точки зрения истории развития транспорта и навигации.
Предит А.В., Шмундяк В.Л. мастерски выстраивают сюжет, и потому сборник рассказов читается на одном дыхании. Авторам удалось методически грамотно донести до маленьких читателей смысл и значение здорового образа жизни, позитивных человеческих взаимоотношений.
Как учителю начальных классов мне очень понравился сборник аудиосказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». Данный сборник позволяет в комплексе решать задачи обучения, развития и воспитания. Формат рассказов подходит для коллективного и индивидуального прослушивания на уроках по правилам дорожного движения. Рассказы не имеют единой последовательной сюжетной линии. Отсутствие единой сюжетной линии делает каждый рассказ логически законченным и удобным для прослушивания и обсуждения в рамках одного учебного занятия. Рассказы могут меняться местами в зависимости от региональных особенностей учебного плана и особенностей детей класса (группы). К каждому рассказу авторы предлагают творческое задание для закрепления полученных представлений и умений.
Сборник аудиосказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» можно использовать не только в работе с детьми 6-8-летного возраста, но и во 2-4 классах, поскольку выбранный стиль изложения повествования позволяет в занимательной форме донести до слушателя конкретную поучительную информацию. Ведь не случайно А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
Рецензия Кирилиной Н. И., учителя русского языка и
литературы МОУ «СОШ № 59»
г. Барнаула
На рецензию представлено учебное пособие для младших школьников «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». Представленный в пособии материал является результатом самостоятельно разработанного и апробированного аудиоматериала в системе работы с младшими школьниками.
Методические рекомендации к пособию содержат обоснование необходимости использования данного материала в планировании занятий по ПДД с младшими школьниками.
Как известно, ведущей деятельностью школьников младшего и среднего звена является игра, поэтому построение занятий в форме игры – путешествия оправдано и закономерно.
Важной особенностью пособия является то, что герои историй - ровесники учащихся - первоклассники Бом, Бам и Бима, они делают, мыслят, рассуждают, живут, общаются, играют, учатся, познают мир ПДД вместе маленькими учениками.
Очень важна в наше время успешная социализация юных пешеходов, а в рассматриваемом пособии приоритеты отдаются дружбе, умению ориентироваться в разных ситуациях, умению строить отношениям с родителями; ребята учатся как на положительных примерах, так и на отрицательных.
Авторы пособия удачно продумали композицию аудиоматериала. Занятия не зависят друг от друга сюжетно; каждое занятие представляет собой законченное по теме и цели композиционное единство. Это очень удобно пользователям – можно начинать работу с любого занятия.
Аудиопособие представляет собой законченный продукт и может использоваться как программное пособие по ПДД учителями как младших, так и средних классов.
Опыт работы
Жакулина Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов МОУ-СОШ № 23
Г. Чапаевска Самарской области
27 апреля 2009 г., было проведено первое занятие по первому рассказу из сборника в 4 классе.
Вначале занятия кратко был охарактеризован сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама (включающий в себя 15 рассказов-сказок, для чего и кого предназначен), и поставлен перед детьми проблемный вопрос перед чтением. После этого прочитан рассказ «Бима идет в первый класс». В классе стояла полнейшая тишина. Дети очень внимательно слушали, радовались вместе с главными героями, переживали за Биму вначале.
Когда чтение закончилось, дети тут же в один голос спросили: «А вторую сказку?». И слегка огорчились, что второй рассказ педагог прочитает им завтра.
После фронтальной беседы по сюжету рассказа, выяснения понимания понятий, детям было предложено составить словарик и выполнить задание в виде раскраски: серым цветом разукрасить проезжую часть, коричневым – пешеходную часть; определить, какие сигналы светофоров горят, и закрасить их соответствующими цветами.
В конце занятия дети писали эссе «Как я первый раз шел (шла) в школу».
Дети прекрасно справились с ответами на вопросы и предложенными заданиями.
Коллер Виктория | Дронова Юлия |