Свалка как норма жизни

Мусорные кучи, живописно раскинувшиеся на окраинах Николаева, – давно привычный атрибут городского пейзажа. Если собрать в кучу «захоронения» твердых бытовых отходов со всех «мусорных мест», в частности, из Матвеевки, Терновки, Широкой Балки, поселка Горького, Ракетного Урочища, возникнет вторая свалка, ничуть не меньше официальной. По данным государственной экологической инспекции, в городе ежегодно образуется до 30 новых свалок, наносящих огромный урон здоровью людей. Соли тяжелых металлов, продукты гниения и брожения попадают в почву, отравляют воздух, грунтовые воды, водоемы, наносят непоправимый ущерб окружающей среде. Чего же удивляться букету болезней, которыми страдают люди?

А что, собственно, мешает жить в чистоте?

Увы, добропорядочного гражданина, радеющего за чистоту и порядок, общество еще не воспитало. Что изобретать велосипед: причина наших бед, прежде всего, в нас самих: не с другой же планеты сбрасывают нам возле наших дворов мусор, захламляют ямы, балки, рощи, посадки бытовыми отходами? Образно говоря, мусор рождается сначала в наших головах…

Как подтвердило журналистское расследование, разрастанию мусорных свалок способствует и такой существенный фактор: неразбериха с возчиками мусора, подковерные войны за проталкивание «своих» и вытеснение «чужих», зачинщиками которых зачастую являются сами чиновники и депутаты различных мастей, а также отсутствие должного внимания со стороны контролирующих органов способствует срыву графиков вывоза ТБО. Как следствие, новые свалки плавно перерастают в старые и становятся нормой жизни.

И третье. На стихийных свалках, как оказалось, можно хорошо заработать. На ликвидацию бытового мусора выделяются… миллионы гривен. Но, увы, узнать, как эффективно и прозрачно используются эти средства, практически невозможно: «мусорная» бухгалтерия районных администраций – тема для прессы закрытая.

Не жалуйтесь: будет хуже!

Жительница Ракетного Урочища Светлана Гармаш, проживающая в частном доме по улице Маршала Малиновского, 2-а, уже несколько лет борется со стихийной свалкой напротив своего подворья. Сточная канава, ранее выполнявшая функции дренажной системы микрорайона, давно превратилась в помойную яму, куда нерадивые жители сбрасывают мусор. В нынешнем году из-за обильных снегопадов ситуация просто критическая: талая вода, обходя заторы, затапливает близлежащие дома. Светлана дважды обращалась в отдел благоустройства администрации Центрального района с просьбой выделить из миллиона гривен, предназначенного на ликвидацию свалок, хотя бы пару сотен на расчистку злополучной канавы. Увы!

Бездействие районной власти вынудило ее обратиться в редакцию, но прошли месяцы, лимит денег исчерпался, а обещанной помощи нет до сих пор.

Активисты уличного комитета переулка Каменный уже несколько лет ведут бесполезную переписку с администрацией Центрального района. Уставшие от мусора, усыпавшего живописный берег Ингула (образовались свалки, конечно же, не без участия горожан), жители предложили районным и городским властям доброе дело – совместными усилиями избавить район от вонючих свалок, почистить берег, обустроить территорию под детскую площадку. Увы, желаемой реакции не последовало. «Более того, после настоятельных просьб ликвидирована лишь одна свалка в нашем районе, – говорится в письме в редакцию. – На последнее наше обращение чиновники отреагировали более чем странно: в адрес наиболее активных членов уличного комитета пришли повестки на административную комиссию… якобы за нарушение правил благоустройства. Повод для взысканий нашелся: у одного возле дома обнаружили «нелегальную» кучку песка, у другого – ветки деревьев…».

Многие свалки в Ракетном Урочище – на улицах Военных, 2-я Набережная, в Cотом квартале – уже получили постоянную прописку. Минул очередной бюджетный год, а убирать их никто не спешит.

Сами запланируем, сами и потратим

Итак, что же представляет собой ликвидация стихийных свалок?

Как сообщили в департаменте ЖКХ, столь ответственный процесс возложен на администрации районов. Каждый год на эти цели им выделяются средства из городского бюджета. В прошлом году рекордсменом по суммам был Центральный район – 1,6 млн. грн. (данные сайта горсовета gorsovet.mk.ua), Заводскому досталось чуть меньше – 1,3 млн. грн., Ленинскому – 1,04 млн. грн., ну и совсем крохи бросили Корабельному району города – всего 280 тысяч грн. свалка как норма жизни - student2.ru

Как пояснили в департаменте, существует адресная программа ликвидации стихийных свалок, которой руководствуются районные администрации. Программа составлена, как заверили в департаменте, с учетом обращения граждан, а также «результатов обследования территории на предмет санитарного состояния ответственными работниками администрации района». То есть, гражданам в этом процессе отведено живейшее участие. Но, как видно, не всем.

Как усматривается из отчета департамента ЖКХ за 11 месяцев прошлого года, на городской полигон с городских свалок убрано 59 тысяч кубометров.

Это на бумаге. А в реальности?

Поскольку администрация Центрального района - одна из лидеров по количеству освоенных средств, следовательно, и убранных свалок там должно быть больше. К ней мы и обратились с соответствующим журналистским запросом. Не поверите: районная администрация… не располагала данными по количеству убранных несанкционированных свалок, их объемами и местом «дислокации». Именно так, черным по белому и сказано в официальной бумаге. «Информацию об объеме работ по каждой ликвидированной свалке предоставить не имеем возможности, – говорится в ответе администрации на наш информационный запрос. – Центральная часть города имеет старую одноэтажную застройку с подсобными помещениями, жители которых самовольно загрязняют улицы крупногабаритным мусором, ветками, листьями и другим мусором… Поэтому администрация Центрального района вынуждена привлекать предприятия для вывоза мусора – как крупногабаритного, так и твердых бытовых отходов».

Упреждая вопрос о том, как же учитывается вывезенный мусор, администрация добавила: «Уборка мусора по улицам осуществляется автотранспортом до полной загрузки машины. Фактически вывезенный объем мусора на городской полигон ТБО фиксируется по объему кузова автотранспорта с отметкой на путевых листах».

Так что же получается? Оказывается, никакого учета объемов и дислокации ликвидированных свалок нет, как нет и адресной программы. Тогда по каким же показателям закладываются суммы в бюджет? Как закрываются… миллионные расходы?

С этим вопросом мы обратились в управление экологии городского департамента.

- А вы думаете, нам они отчитываются? – последовало в ответ.

Оказалось, администрации сами планируют суммы, сами же их и тратят…

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: данная схема очень удобна для «творчества».

Сколько машин вышли на линию из пункта «А», сколько собрали стихийного мусора (он ведь стихийный, следовательно, запланировать его нельзя), сколько из них прибыло в пункт «Б» – на городской полигон ТБО в Коренихе – известно, как любят шутить в Николаеве, разве только очаковскому раввину, ну и директору фирмы-подрядчика. А что касается городской свалки, то она всегда была «слабым звеном» в системе учета и контроля.

Конкурс… для отвода любопытных глаз

В прошлом году Николаевское территориальное отделение антимонопольного комитета возбудило дело в отношении ООО «Стефи-2» и КП «ЭЛУ автодорог». При проверке соблюдения действующего законодательства в сфере госзакупок специалисты АМКУ обнаружили: тендер на вывоз жидких нечистот (чистка туалетов), проведенный администрацией Центрального района, сфальсифицирован. Цена вопроса – 650 тысяч гривен бюджетных денег.

- Обстоятельства дела свидетельствуют: в этих торгах коммунальное предприятие «ЭЛУ автодорог» выполняло функцию подставного лица, – заявляет начальник 2-го отделения исследований и расследований теротделения Павел Тымкив. – Этот участник тендера на самом деле не имел намерения бороться за победу в торгах, а подал свое тендерное предложение для обеспечения победы ООО «Стефи-2».

При проведении госзакупок обязательным условием является предоставление участниками торгов договора поручительства или банковской гарантии, рассказал Павел Тымкив. Так вот в тендерной документации КП «ЭЛУ автодорог» содержится договор поручительства, заключенный между КП «ЭЛУ автодорог» и ООО «ВалАн», в соответствии с которым поручитель обязуется отвечать по обязательствам КП перед администрацией района по договору на услуги по вывозу жидких отходов. Со стороны ООО «ВалАн», упомянутый договор был подписан В. Хмелик, которая является… одновременно учредителем этого общества и исполнительным директором победителя торгов – ООО «Стефи-2». Мало того, часть документов участников тендера была подготовлена на одном и том же компьютере и одним тем же лицом. О формальном участии КП «ЭЛУ автодорог» в тендере свидетельствует и то, что это предприятие не выполняло услуги по вывозу нечистот и не имеет соответствующей техники.

По словам Павла Тымкива, в ходе торгов был нарушен главный принцип – честная и добросовестная конкуренция. Комиссия теротделения АМКУ приняла решение наложить штраф на участников торгов по 8 тысяч гривен. Материалы дела переданы в прокуратуру Центрального района.

Легендарная «Стефи»

В связи со столь странным раскладом, показалось не лишним узнать, в каких же еще тендерных операциях, проводимых администрацией Центрального района, принимала участие и выигрывала вышеупомянутая «Стефи». Честно признаюсь: раздобыть данные оказалось легко и просто с помощью Интернета. Как выяснилось, начиная с 2002 года, фирма в различных ее клонах (ООО «Стефи», ООО «Стефи-2», ООО «ВалАн», ДП «Стефи-ЮГ») неизменно побеждала в торгах по вывозу жидких нечистот в Центральном районе, а с 2007 года подмяла под себя и тендеры по ликвидации стихийных свалок. Бороться действительно было за что: на кону – миллионы гривен.

Поэтому не удивительно, что именно этому предприятию благосклонная администрация передала в аренду мусоровозы марки «МАЗ», оставшиеся городу в наследство от фирмы «Евроэкотех» (помните «громкую» презентацию белых, как снег, как писалось в местной прессе, мусоровозов зимой 2006 года.) Почему мусоровозы, выкупленные за городские деньги, переданы частной фирме, остается догадываться. Тем более, как утверждают конкуренты, объективного конкурса по передаче мусоровозов не было, значит, и «МАЗы» целенаправленно закупались под нужды определенной фирмы.

Упрочив с подачи администрации свое материальное и техническое состояние новыми мусоровозами, «Стефи» и «ВалАн» стали победителями в конкурсах по оказанию услуг по вывозу мусора, а также получили право на ликвидацию стихийных свалок.

Осталось выяснить, насколько честно фирма «Стефи» и разные ее клоны побеждали в тендерах на уборку несанкционированных отходов. Запрос от имени депутата областного совета Татьяны Фабриковой направлялся в администрацию Центрального района дважды. Но информация о фирмах, принимавших участие в торгах на ликвидацию свалок в период с 2007 по 2009 годы, увы, оказалась тоже засекреченной.

Мотивация в отказе информации журналистам выглядела, по крайней мере, странно. Председатель администрации Центрального района господин Рыжик в духе средневековой казуистики (дословно) сообщил: «Депутатский запрос ограничен кругом лиц, к которым может быть обращен – к должностным лицам совета и его органам, сельского, поселкового, городского головы, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, однако, администрация Центрального района является органом исполкома, а не городского совета».

После второго отказа мы были вынуждены позвонить юристу администрации Г.К. Онищенко, готовившему «бумагу», чтобы уточнить, почему запрашиваемая информация засекречена.

Реакция чиновника ошеломила:

- Вы не имеете права нас проверять! – раздраженно закричали на другом конце провода. – На основании пункта 92 Положения №1017 Кабинета министров ваш орган не входит в перечень проверяющих организаций! Нас могут проверять только КРУ, Госказначейство, антимонопольный комитет и правоохранительные органы…

- А как же быть с основными принципами местного самоуправления – гласностью, подотчетностью и ответственностью перед территориальными громадами? – поинтересовались и мы в свою очередь.

- Мы отчитываемся перед Минэкономики, зайдите на их сайт, там все есть, – отрезал чиновник и бросил трубку.

Естественно, на предлагаемом сайте никаких данных не было. Да и не могло быть – в этом меня заверили в управлении экономики облгосадминистрации.

- С 2005 года у нас забрали эти функции, – сообщила начальник управления Наталья Мартынова. – Ни в министерстве экономики, ни в управлении статистики вы не найдете развернутой информации по тендерам: там есть лишь обобщенные данные по количеству проведенных торгов и суммам. Полными данными располагают только заказчики торгов, либо контролирующие органы. Почему бы вам не обратиться непосредственно к организатору торгов – администрации?

Увы, уже в третий раз в администрацию обращаться было неразумно.

Послесловие

Несомненно, проблема стихийных свалок – сложный узел, в котором переплелись интересы чиновников (в уборке мусора есть источник дохода) и населения, которое хочет жить в чистоте, но не желает напрягаться, проявлять инициативу, заключать договоры на вывоз ТБО и своевременно платить по счетам.В ходе подготовки материала специалисты сходились в одном: колоссальные средства, которые расходуются на ликвидацию стихийных свалок, гораздо эффективнее тратить на разъяснительную работу среди населения. Три года назад депутаты горсовета приняли программу «Чистый город», но она так и осталась набором деклараций. В этот документ вложено много интересных мыслей, касающихся рекламно-информационных и образовательно-воспитательных мероприятий. Увы, ни буклетов, ни телероликов, ни программ, пропагандирующих экологическую культуру, горожане так и не увидели. В конце концов, можно пойти по примеру других городов – создать муниципальную экологическую милицию, на содержание которой вполне хватило бы и половины бюджета стихийных свалок.

К добрым начинаниям готовы подключиться и возчики мусора. Некоторые из них обращались к городским властям с инициативой взять частный сектор «на поруки»: распределить участки равномерно между всеми возчиками ТБО. Каждая из компаний берет в обслуживание тот или иной район, а предполагаемые убытки, которые будут нести возчики (в частном секторе самый низкий уровень оплаты), с лихвой покроются за счет валовых объемов работ. Но пока эти предложения никому не интересны.

А может, дело вовсе в другом?

От редакции.Готовя материал к печати, нам очень хотелось побеседовать с председателем администрации Центрального района Владимиром Рыжиком. Увы, напрямую пробиться к Владимиру Ивановичу мы не смогли, поэтому передали нашу просьбу о встрече секретарю. Она пообещала перезвонить, как только председатель освободится.

Увы, так и не перезвонила… Для нас он оказался занят.

А вопрос остается открытым: очень уж хочется знать, как, куда и каким образом потрачены деньги налогоплательщиков, предназначенные для ликвидации стихийных свалок – 1,6 млн. грн. в Центральном районе, 1,3 млн. грн. в Заводском районе, 1,04 млн. грн. - в Ленинском районе. Ну и та кроха, всего 280 тысяч гривен, которую бросили в Корабельный район.

Конверты с ценовыми предложениями…даже не вскрывали

В 2007 году в Заводском районе начал действовать пилотный проект по внедрению новой схемы вывоза ТБО. Замысел был благородный – охватить производителей ТБО частного сектора договорами на вывоз ТБО, а, значит, решить проблему образования стихийных свалок, на уборку которых выделяются бюджетные деньги. Эксперимент имел неплохие результаты, и постепенно новая схема стала распространяться в других районах. К лету 2009 года она окончательно оформилась, и по решению исполкома дочерние предприятия (абонслужбы) КП «Николаевкоммунтранс» стали исполнителями услуг по вывозу ТБО города.

Однако едва новая схема заработала, на рынке вывоза ТБО вспыхнул скандал. Воспользовавшись правом проводить конкурсы на определение возчика ТБО, районные администрации быстренько поделили рынок между «своими» и «чужими» возчиками. В Ленинском и Заводском районах большинство санитарных зон отдано киевской фирме «Гринко», а почти весь Центральный район ушел под ООО «ВалАн» и «Стефи». Одна из самых крупных на тот момент компаний, специализирующихся на вывозе мусора, – ООО «Никспецсервис», оказалась не у дел – чиновники ей работать не дали.

Результаты некоторых районных конкурсов уже оспорены в суде. А в Ленинском районе, по свидетельству претендентов, конкурсный комитет не огласил ценовые предложения участников и не вел протокол при вскрытии конвертов с конкурсной документацией.

Свой вклад в перераспределение рынка ТБО внесли и абонентские службы. Вместо работы с частным сектором абонслужбы превратились в репрессивный орган администраций районов. Как установило территориальное отделение Антимонопольного комитета, абонентские службы стали обращаться к коммунальным и государственным учреждениям, частным фирмам, агитируя их расторгнуть договоры с ООО «Никспецсервис» и заключить с КП «Николаевкоммунтранс». А поскольку само коммунальное предприятие вывозить мусор не может, в качестве возчика предлагали компанию «Гринко». По закону они не имели права на это: юридические лица, имеющие закрытую территорию и собственные контейнеры, вправе сами определять возчика мусора.

Фактически, как рассказали в теротделении АМКУ, горисполком вытроил дополнительную надстройку в виде абонентских служб. Ранее возчики заключали напрямую договоры с ЖЭКами, частными организациями, теперь им приходится работать через абонентские службы. Это отразилось и на тарифе – в нем заложена двойная прибыль – и возчика, и абонентских служб. Против такой усложненной схемы запротестовали директоры ЖЭКов.

В затруднительном положении оказались и жители ОСМД. В ассоциации ОСМД объяснили, что с созданием абонслужб в ОСМД фактически лишили права самостоятельного выбора возчика мусора. В Ленинском районе, ссылаясь на итоги проведенного конкурса, безальтернативно предлагают компанию «Гринко».

- Почему меня заставляют с ними работать? – возмущается председатель правления одного из ОСМД Ленинского района. – В наших дворах вывозил мусор ЖКП «Пивдень» со строго отведенных мусорных площадок. После проведения конкурса ничего не поменялось, остались те же старые баки, вывозят той же старой техникой. Стало быть, ни качество обслуживания, ни подход не поменялись, но тариф предлагается уже 24 гривны. Тем более жильцы нашего ОСМД платят квартплату из расчета тарифа 20,83 грн. за кубометр, утвержденный для ЖКП «Пивдень». Чтобы работать с этой компанией, нам нужно поднимать тариф.

Оправдает ли себя новая схема вывоза ТБО, покажет время. Сейчас абонслужбам особо похвастать нечем. С одной стороны – договорами охвачено 78% всех производителей мусора, но потребители отказываются платить по этим договорам. Видимо, из-за невысокого качества оказания услуг. В Ленинском районе преобразования заключаются лишь в смене возчика мусора, да и то лишь номинально – уровень сервиса остался прежним: контейнеры в некоторых местах стоят переполненные, графики вывоза мусора срываются.

Житель частного сектора Николай Иванчук сообщил, что на улицах Энгельса и Кирова контейнерные площадки превратились в стихийные свалки: мусор не вывозился почти месяц – с первых декабрьских морозов до старого нового года.

Компания «Гринко» задержки с вывозом мусора объясняет задолженностью абонслужб, а абонслужбы – долгами населения. Долги у абонслужб действительно внушительные:…

- Подлинная причина мусорной неразберихи – отсутствие прозрачных, законных, конкурентных принципов фирмы, которая должна заниматься вывозом мусора, – считает директор одной из фирм, специализирующейся на вывозе ТБО. – Новая схема вывоза ТБО лишь подпитывает коррупцию. Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы изначально абонентская служба создавалась не как посредник, а как комиссионер, получающий процент от количества заключенных договоров. Тогда не было бы ни долгов, ни соответственно, срывов графиков вывоза ТБО.

Наши рекомендации