Методология и методы научной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Москва 2010

Краткая аннотация

Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите курсовых работ студентами ВШССН.

В методических указаниях изложены цели и задачи курсовой работы, требования к ее содержанию и оформлению, условия допуска к защите и порядок защиты.

Автор:

к.соц.н., доц. Федулова А.В.

Ответственный редактор:

руководитель научно-методического отдела к.соц.н., доц. Федулова А.В.

Содержание.

1.Цель и задачи курсовой работы ……………………………………….4

2. Методология и методы научной работы …………………………….6

3. Планирование и подготовка курсовой работы …………..………….11

4. Оформление курсовой работы……………………………………….. 15

5. Защита курсовой работы……………………………………………... 21

Список используемой литературы ………………………………….......25

Приложение 1. Заявление об утверждении темы курсовой работы и назначении научного руководителя ………………………………………….. 27

Приложение 2. Титульный лист курсовой работы ……………..………28

Приложение 3. Оформление оглавления………………………………. 29

Приложение 4. Правила оформления списка литературы…………….. 30

Приложение 5. Правила оформления списка литературы ……………. 31

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написание и защита курсовой работы является обязательным видом учебной работы.

Подготовка и защита курсовой работы бакалавра показывает степень сформированности у студента на основе полученных во время обучения в высшей школе современных социальных наук (далее ВШСН) теоретических и методологических знаний и умений проводить самостоятельное исследование, свидетельствующее об усвоении студентом теоретических знаний пройденных дисциплин и выработке практических навыков, позволяющих решать профессиональные задачи, соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» и образовательному стандарту, самостоятельно устанавливаемому московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова по направлению Социология.

Основная цель, которую должен достичь студент при подготовке курсовой работы, - на основе изучения теоретических источников и практического материала подготовить работу, освещающую исследуемую проблему.

Задачей, решаемой в ходе защиты курсовой работы бакалавра, является оценка способности студента к выполнению исследовательской работы в рамках учебного процесса, и подготовка к последующему написанию и защите выпускной квалификационной работы. Задачами курсовой работы бакалавра являются:

- закрепление знаний, полученных в процессе обучения;

- применение изученных методологических разработок и приемов для решения конкретной проблемы;

- обобщение опыта, накопленного в отечественной и зарубежной практике;

- сбор и обработка статистического и законодательного материала по проблеме, самостоятельное построение таблиц, графиков и схем.

В связи с этим к курсовой работе бакалавра предъявляются следующие требования:

- курсовая работа должна носить аналитический характер и отражать авторское мнение по исследовательской проблеме, подтвержденное выводами;

- для раскрытия исследуемой проблемы необходимо привлечение теоретического, законодательного, статистического и практического материала по всем вопросам для аргументации выводов и предложений;

- практическая часть работы должна быть выполнена с использованием современных методологических подходов и приемов программного обеспечения;

- курсовая работа бакалавра должна освещать различные описанные в литературе принципиальные подходы к изучаемой проблеме и содержать обоснованное мнение автора по возможности их применения в конкретной ситуации.

Рациональная организация процесса написания курсовой работы бакалавра со стороны кафедры и студента играет важную роль. От этого зависит уровень курсовой работы, ее теоретическая и практическая ценность, успешность защиты и итоговая оценка.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Научная работа является важной сферой деятельности студента-научного исследователя. В зависимости от конкретной цели и задачи ученый может осуществлять научный поиск на основе имеющихся знаний, которые еще не получили проверки или искать то, что еще пока не известно, но может быть спрогнозировано.

Научная деятельность предполагает овладение основными терминами, понятиями и категориями, такими как анализ, аспект, верификация, генезис, гипотеза, дефиниция, доказательство, закон, закономерность, идея, истина, классификация, концепция, метод, методика, методология, научная теория, научное исследование, научный факт, парадигма, принцип, проблема, синтез, система, теория, фактор.

В науке используют три основных принципа реализации научного подхода. Первый – принцип эмпиризма – предполагает обязательное использование эмпирических процедур. Второй – принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных – позволяет раскрыть причины, лежащие в основе, вывести закономерности и включить их в систему знания. Третий принцип – объективности – подразумевает независимость исследователя от идеологических воздействий.

Наиболее распространены в науке формальный, содержательный, качественный, количественный, сущностный и деятельностный подходы.

Формальный подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления, которые рассматриваются вне связи со всем процессом или явлением в целом.

Содержательный подход требует изучения содержания явлений и процессов, выявления совокупности и составляющих их элементов, а также обращение к фактам, данным наблюдений, опыта для выведения из них посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретного происхождения и развития какого-либо объекта или явления.

Качественный подход позволяет выявить совокупность признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, или процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность как к самому себе, так и классу однотипных с ним явлений и процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в числах и величинах. В предметах, явлениях и процессах выделяются общие свойства, независимо от природы их однородности/разнородности.

Сущностный подход выявляет внутренние, глубинные стороны каких-либо предметов и явлений.

Все вышеуказанные подходы являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга. Каждое конкретное исследование может включать их комбинации.

Исследовательский подход может рассматриваться и как базовый принцип, основное положение.

Системный подход позволяет рассмотреть объект в целостности, выявить многообразие типов его внутренних связей. Реализация системного анализа предполагает изучение его в разных аспектах. На практике часто применяется системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, ее подсистемы и анализируется их функциональное назначение. При использовании системно-структурного аспекта предполагается рассмотрение системы через компонентные взаимосвязи, отношения между элементами, а также между элементами и системой в целом. Одновременно оба аспекта используются только во время реорганизации системы, но самостоятельное применение эффективно в условиях относительной стабильности исследуемого объекта и окружающей среды.

Комплексный подход основан на идее многогранности каждого изучаемого явления, что обуславливает применимость знаний всех дисциплин, участвующих в изучении объекта, направленных на достижение единой цели – получить всесторонне знание о нем.

Деятельностный подход апеллирует к социальной деятельности людей, которая, с одной стороны, осуществляется по независимым от людей законам и закономерностям, с другой – сами люди ее реализуют сообразно своему социальному положению, знаниям и способностям. Согласно деятельностному подходу, сфера деятельности, социальные последствия деятельности характеризуют социальную жизнь представителей разных социальных слоев и конкретной личности. На основе этого подхода социологи, изучая различные виды деятельности социальных групп и индивидов, разрабатывают систему социальных показателей (качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике) и социальных индикаторов (характеризующих состояния и процессы функционирования и развития социальных объектов), с помощью которых можно анализировать тенденции и предлагать перспективы развития современного общества.

В основе исследовательских подходов лежат разные теории и парадигмы. Научная парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических принципов, принятая в данной науке в качестве образца постановки и решения исследовательских задач, модель познавательной деятельности, в соответствии с которой организуются и проводятся научные исследования. Категория «парадигма» шире понятия теории. Теория представляет собой комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование какого-либо явления. Парадигма может объединять несколько теорий и развивать их на новом уровне обобщения.

Научное знание обычно разделяют на теоретическое (система логически взаимосвязанных понятий и принципов анализа изучаемых процессов) и эмпирическое (призванное проверять исходные теоретические положения на основе конкретных данных, полученных опытным путем). Различие в основных уровнях научного знания заключается в способах воспроизведения объективной реальности, в подходах и методах построения системного знания.

Метод – сознательный и последовательно применяемый способ достижения цели. Научные методы подразделяются на общие и специальные. Общие используются на протяжении исследовательского процесса самыми разными науками и обычно могут быть объединены в большие группы: методы теоретического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне и методы эмпирического исследования.

В теоретическом исследовании применяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации и формализации и аксиоматический метод.

Самый важный из вышеперечисленных – метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому процесс познания разбивается на два самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и превращается в совокупность абстракций. На втором этапе мысль движется напротив от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится в мышлении во всей многогранности.

Идеализация – мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности и абстрагирование от воздействия на идеальные объекты внешних сил, что позволяет упростить сложные системы и применять математические методы исследования.

Формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их в специальной символике.

Аксиоматический метод использует аксиомы, предположения без доказательств. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом на основании логических правил данной теории.

Специальные методы в каждой науке свои и определяются характером предмета и конкретного обследуемого объекта. Применяются генетический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-исторический методы.

Генетический метод основан на анализе происхождения явлений и процессов, анализирует их происхождение и развитие, устанавливает начальные условия, этапы и тенденции развития объекта исследования.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение о фактах. Его применяют для создания теоретической модели изучаемого объекта, истинность которого устанавливается в процессе исследований.

Сравнительно-исторический метод выделяет общее и специфическое в явлениях при сравнении одного и того же явления на разных ступенях исторического развития или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод может реализоваться путем сравнения-сопоставления, посредством которых выявляется природа разнородных объектов; историко-типологического сравнения, с помощью которого объясняется сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями их генезиса и развития; сравнение, при котором фиксируются элементы взаимовлияния различных явлений.

Общенаучные методы, используемые как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании включают абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.п.

Анализ – расчленение целого на составные элементы для изучения их в отдельности. Он помогает выяснить различные связи между фактами, что придает исследованию логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение полученных при анализе частей в целое, что может предварять анализ или следовать за ним.

Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование – исследование объектов познания на моделях реально существующих предметов для улучшения характеристик последних и прогнозирования.

Наши рекомендации