Тематика и задания курсовых работ
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
Кафедра информационных технологий и мехатроники
Д.П. ЛАБЕНКО
ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Курсовая работа
Методическое пособие и задания на курсовое проектирование для студентов направления подготовки 6.050201 ”Системная инженерия” по специальности “Компьютерные системы управления движущимися объектами”
ХНАДУ 2014 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………... | ||
Тематика и задания курсовых работ ………………………………...... | ||
1.1 | Задание 1 …………………………………………………………….….. | |
1.2 | Задание 2 …………………………………………………………….….. | |
1.3 | Задание 3 ………………………………………………………………... | |
1.4 | Задание 4 | |
Методические указания по выполнению заданий курсовой работы .. | ||
2.1 | Задание 1 ………………………………………………………………... | |
2.2 | Задание 2 ………………………………………………………………... | |
2.3 | Задание 3 ………………………………………………………………... | |
2.4 | Задание 4 ………………………………………………………………... | |
Оформление курсовой работы ………………………………………… | ||
3.1 | Титульный лист и содержание ………………………………………... | |
3.2 | Основной текст курсовой работы …………………………………….. | |
3.3 | Формулы ………………………………………………………………... | |
3.4 | Таблицы ………………………………………………………………… | |
3.5 | Рисунки и диаграммы …………………………………………………. | |
3.6 | Библиографический список и ссылки на библиографические источники ………………………………………………………………. | |
3.7 | Приложения ……………………………………………………………. | |
3.8 | Содержание компакт-диска, прилагаемого к курсовой работе …….. | |
Порядок защиты курсовой работы …………………………………… | ||
4.1 | Процедура защиты …………………………………………………….. | |
4.2 | Критерии оценки курсовой работы …………………………………… | |
4.2.1 | Основания для неудовлетворительной оценки ………………………. | |
4.2.2 | Основания для удовлетворительной оценки …………………………. | |
4.2.3 | Основания для хорошей оценки ………………………………………. | |
4.2.4 | Недостатки, не препятствующие получению отличной оценки ……. | |
Рекомендуемая литература ……………………………………………. | ||
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие и задания на курсовое проектированиепредназначены для студентов направления подготовки 6.050201 ”Системная инженерия” по специальности “Компьютерные системы управления движущимися объектами” в 7 семестре при изучении дисциплины ”Теория систем и системный анализ” и выполнения курсовой работы по дисциплине.
Курсовая работа состоит из четырех заданий, каждое по заданному варианту. В качестве рекомендуемой информационной базы рекомендуется использовать предлагаемую литературу и международные информационные ресурсы, представленные в сети Internet, причём поиск и отбор некоторых данных для анализа студентам предлагается выполнять самостоятельно.
Приступая к выполнению заданий курсовой работы, студент обязан внимательно изучить постановку задачи его варианта и при необходимости получить консультации у преподавателя по всем возникшим вопросам.
Практическая часть каждого задания снабжена заданиями для самостоятельного выполнения, методическими указаниями по его выполнению, включающие рекомендации технического и организационного плана, облегчающие и ускоряющие выполнение работ, перечень требований к оформлению курсовой работы, а также критериями оценок на защите выполненного задания.
Небрежность в оформлении курсовой работы (включая ошибки компьютерного редактирования, непоименованные показатели, пропущенные единицы изменения, неправильные названия рисунков и таблиц и т.д.) является достаточным основанием для повторного выполнения задания с самого начала по новому варианту.
ТЕМАТИКА И ЗАДАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
Целью курсового проектирования является закрепление, углубление и контроль знаний, полученных при изучении дисциплины “Теория систем и системный анализ”.
Курсовая работа составлена в соответствии с программой курса и включает в себя четыре задания.
В первом задании необходимо представить сложный объект в виде системы, выделить надсистемы, подсистемы различных уровней и элементы систем.
Во втором задании требуется на основе исходных данных таблицы стандартизованных значений признаков в среде табличного npоцессора Excel определить лучший вариант проекта программного обеспечения для заданной подсистемы.
В третьем задании средствами табличного процессора Ехсеl требуется распределить финансовые ресурсы на фундаментальные исследования при заданных связях между опытно-конструкторскими разработками, прикладными исследованиями и фундаментальными исследованиями.
В четвертом задании студент составляет небольшой реферат по своему варианту из теории системного анализа.
Студент получает задание на курсовую работу у преподавателя (рис.1.1), которое является вторым листом отчета по курсовой работе.
Рис.1.1. Задание на курсовую работу
Студент должен овладеть предусмотренными программой темами. При этом следует использовать методические указания и рекомендованную литературу.
Курсовая работа выполняется на листах формата А4 с пронумерованными страницами.
ЗАДАНИЕ 1
1. Составить структуру системы согласно своего варианта.
Таблица 1.1
Примеры систем для индивидуального выполнения
Вариант | Техническая система |
Станция технического обслуживания (СТО) | |
Грузовик | |
Вентилятор | |
Кондиционер | |
Пианино | |
Телевизор | |
Телефон | |
Фотоаппарат | |
Трамвай | |
Кофемолка | |
Микрофон | |
Осциллограф | |
Телескоп | |
Самолет | |
Огнетушитель | |
Гостиница | |
Зоопарк | |
Музей |
2. Выделить в составленной структуре надсистему, подсистемы первого, второго и третьего уровней с их элементами.
3. Определить внешние связи системы с надсистемой.
4. Составить полный перечень всех подсистем.
5. Составить перечень элементов для каждой подсистемы.
6. Показать взаимосвязи между подсистемами и элементами подсистем.
7. Ввести абстрактные обозначения для подсистем (Pijk) и элементов (ELijk), где i, j, k – соответственно индексы первого, второго и третьего уровня, изменяемые от 1 до максимального количество элементов или подсистем на уровне, а L – номер подсистемы на уровне.
8. Заполнить таблицу (табл. 1) для классификации всех подсистем и элементов.
Таблица 1
Классификации подсистем и элементов системы
Обозначение | Тип (подсистема / элемент) | Название (подсистемы / элемента) | Связи с подсистемами / элементами |
P1 | Подсистема первого уровня | Администрация | P11, P12, P13, E11, E12, E13, E14 |
E11 | Первый элемент подсистемы первого уровня | Директор | P1, E12, E13, E14 |
9. На основании таблицы построить абстрактную модель структуры системы.
10. Определить элементарные процессы в качестве элементов системы.
ЗАДАНИЕ 2
Средствами табличного процессора Excel выбрать лучший вариант программного обеспечения по следующим пяти критериям:
X1 - уровень системности проекта (проект на одну задачу, на подсистему, на систему);
Х2 - уровень внутримашинной организации обработки данных (файлы данных, СУБД, локальная БД, распределенная БД);
ХЗ - оценка возможных доходов от тиражирования;
Х4 - пользовательская оценка системы;
Х5 - уровень техники (мощность процессора, объем оперативной памяти, пропускная способность каналов связи.).
Численная оценка «X» дана экспертами по некоторой шкале. Наилучшие значения каждого из критериев максимальны.
В данной работе дать матрицы стандартизованных значений Zij и расстояний между признаками Crs, таблицу ближайших соседей, скопления, привести величины критического расстояния на дендрите и дополнительной строкой к матрице Crs величины сумм и коэффициентов иерархии признаков. Привести координаты Z эталона, таблиц расстояний до эталона и матриц расстояний между объектами dij с выделением ближайших пар.
Вариант 1 | |||||
Вариант ПО | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 2 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 3 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 4 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
0.84 | 0.7 | 0.63 | |||
0.82 | 0.85 | 0.2 | |||
0.8 | 0.9 | 0.2 | |||
1.2 | 1.45 | 0.8 | |||
1.27 | 1.35 | 0.9 | |||
Вариант 5 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 6 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | ||
I8 | I8 | ||||
Вариант 7 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
I9 | |||||
Вариант 8 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 9 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | ||
Вариант 10 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | ||
Вариант 11 | |||||
Вариант ПО | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 12 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 13 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 14 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
2.82 | 1.75 | 0.11 | |||
0.8 | 0.8 | 0.1 | |||
0.8 | 0.9 | 0.2 | |||
1.2 | 1. 5 | 0.6 | |||
1.7 | 1.5 | 0.7 | |||
Вариант 15 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
Вариант 16 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | ||
I8 | |||||
Вариант 17 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
I9 | |||||
Вариант 8 | |||||
Вариант проекта | Критерий | ||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | |
ЗАДАНИЕ 3
Требуется распределить финансовые ресурсы на фундаментальные исследования при заданных связях между опытно-конструкторскими разработками (ОКР), прикладными исследованиями (ПИ) и фундаментальными исследованиями (ФИ). Значимость научных целей и матрицы связей между ФИ, ОКР и ПИ выбрать самому.
ЗАДАНИЕ 4
Требуется составить небольшой реферат (4-6 листов) на заданную тему из теории систем и системного анализа согласно вашего варианта.
1. Характеристика основных этапов становления и развития системного подхода.
2. Тектология А. А. Богданова.
3. Вклад Л. Берталанфи в общую теорию систем.
4. Анализ основных определений понятия “система”.
5. Различие познавательного и праксеологического понимания систем.
6. Сущность и основные характеристики сложных систем.
7. Управленческие системы: сущность и разновидности.
8. Организационные системы и их роль в обществе.
9. Человеческий фактор в социальных системах
10. Применение структурно-функционального подхода в управлении.
11. Проблемы функционирования социально-экономических систем.
12. Функциональный подход к системам и его составляющие.
13. Равновесие систем.
14. Открытое общество как система.
15. Тенденции развития кибернетики.
16. Системность в разработке и принятии управленческих решений.
17. Методы аналитической деятельности и их возможности.
18. Структура системного анализа.