I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте

· По объемам перевезенных грузов произвести структурную группировку

Таблица 1.1

Средние данные о численности работников и объеме перевезенных грузов по ряду АТП

№ АТП Среднесписочная численность, чел Объем перевезенного груза, тыс.т.
3587,5 7927,5
1151,5
4973,5
2642,5
9222,5
9369,5
14388,5
3300,5
2873,5
1676,5
2887,5 10132,5
4672,5
1137,5
1452,5 3195,5
2838,5 10272,5

1.1 Определить количество группы в выборке по формуле Стерджесса

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

1.2 Подсчитать величину интервала

Для изучения структуры предприятий одной отрасли промышленности по выпуску продукции, пользуясь данными из задания, построим статистический ряд распределения предприятий по сумме произведенной продукции.

Величину равновеликого интервала для образования шести групп находим по формуле:

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru = I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru ,

где Xmax - максимальной значение признака, X min - минимальное значение признака, n - число групп

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

Отсюда путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака (в данном случае 1946 тыс. т.) найденное значение интервала получаем верхнюю границу первой группы: 1946 + 2488,4= 4434,4

Прибавляя далее величину интервала к верхней границе первой группы, получаем верхнюю границу второй группы: 4434,4 + 2488,4 = 6922,8. В результате получим следующие группы предприятий по размеру выпуска продукции (табл. 1.2).

1.3 Построить интервальный ряд распределения

Таблица 1.2

Группировка данных по объемам перевезенных грузов

Группы предприятий по объему перевезенных грузов, тыс. т. № АТП Среднесписочная численность, чел. Объем перевезенного груза, тыс. т.
1946 – 4434,4 1151,5
3300,5
1676,5
1137,5
1452,5 3195,5
Итого
4434,4 – 6922,8 4973,5
4672,5
Итого
6922,8 – 9411,2 3587,5 7927,5
9222,5
9369,5
Итого
9411,2 – 11899,6 2642,5
2887,5 10132,5
2838,5 10272,5
Итого 8368,5
11899,6 - 14388 14388,5
2873,5
Итого 8627,5
ВСЕГО:


· Рассчитать среднюю арифметическую по объемам перевезенных грузов

Средние величины – основные обобщающие показатели, используемые при анализе статистических таблиц.

Средние величины должны рассчитываться лишь для качественно однородных совокупностей.

Из средних величин наиболее часто встречаются средняя арифметическая простая х =∑xi/ п и средняя арифметическая взвешенная х =∑xi fi/ ∑fi, где х. — отдельные значения признака, варианты: fi— веса каждого варианта. Взвешенная применяется в тех случаях, когда отдельные значения признаков повторяются. Если вместо абсолютных частот в распределении имеются частости (wi), выступающие в роли весов, то тогда х =∑xi wi (если wi выражены в долях, ∑wi = 1) или х =∑xiwi/ ∑wi (если wi выражены в процентах, ∑wi = 100).

Таблица 1.3

Структурная группировка

объем перевезенного груза   Xi   Fi   ωi   Cum fi   Cum ωi   Xi* Fi I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru
1946 – 4434.4 3190.2 - 4230,28 -21151,4
4434.4 – 6922.8 5678.6 -1741,88 -8709,4 3034145,9
6922.8 – 9411.2 746,52 2986,08 557292,11 2229168,4
9411.2 – 11899.6 10655.4 31966.2 3234,92 9704,76
11899.6 - 14388 13143.8 39431.4 5723,32 17169,96
Всего:        

fi – частота – численность отдельных вариантов, т.е. числа, показывающие как часто встречается в ряду распределения.

xi – середина интервала

ωi – частость – частоты, выраженные в виде относительных величин, их сумма равна 1 или 100%.

Находим по формуле I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

2.1 Рассчитать среднюю арифметическую взвешенную

Применяется в случае сгруппированных данных, т.е. если построен ряд распределения.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru тыс. т.

Это наиболее типичный объем перевезенных грузов в данной совокупности АТП.

2.2 Подсчитать структурные средние. Графическое изображение.

Используются для изучения рядов распределения, т.е. определяется структура. К ним относятся мода (Мо) и медиана (Ме).

Мода – это наиболее часто встречаемое значение признака.

Для интервального ряда с равными интервалами мода рассчитывается по формуле

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

Х0— начальная (нижняя) граница модального интервала;

h — величина интервала;

f2— частота модального интервала;

f1— частота интервала, предшествующего модальному;

f3— частота интервала, следующего за модальным.

Определяется модальный интервал по столбцу частот fi находим самую большую частоту. Это и будет модальным интервалом.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

Вывод: наиболее часто встречающийся объем перевезенных грузов составляет 6076,74 тыс. т.

Для графического отображения используется гистограмма.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

Рис. 1.1 Гистограмма

Структурная средняя медиана – определяет среднее значение признака у средней единицы ранжированного ряда.

Для нахождениямедианы (значения признака у средней единицы ранжированного ряда) сначала определяется ее порядковый номер ((∑f)/2), а затем по накопленным частотам определяется либо сама медиана (для дискретных рядов), либо медианный интервал (для интервальных рядов), в котором путем простой интерполяции рассчитывается значение медианы по формуле

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

Х0— нижняя граница медианного интервала;

(∑f)/2— порядковый номер медианы;

s Me-1— накопленная частота до медианного интервала;

f Me— частота медианного интервала.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru тыс. т.

Вывод: у половины предприятий объем перевезенных грузов больше, чем 6922,8 тыс. т., а у другой половины меньше, чем 6922,8 тыс. т.

Для графического отыскания медианы по накопленным частотам строимкумуляту.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

Рис. 1.2 Кумулята

· Рассчитать показатели вариации по объемам перевезенных грузов. Сделать выводы.

Вариацией признака называется различие численных значений признака у отдельных единиц совокупности. Размеры вариации позволяют судить, насколько однородна изучаемая группа и насколько характерна средняя по группе. В показателях рассчитываются отклонения значения признака от средней величины.

В отклонении проявляется развитие явления: среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

1. Среднее линейное отклонение d - это средняя арифметическая из абсолютных отклонений индивидуальных значений признака от средней арифметической. Оно показывает, насколько в среднем отличаются индивидуальные значения признака от их среднего значения.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru

2. Среднее квадратическое отклонение–это обобщающая характеристика размеров вариации признака совокупности; оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения; является абсолютной мерой колеблемости признака и выражается в тех же единицах, что и варианты.

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru ;

3. I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru
Коэффициентвариации–относительный показатель вариации используется для сравнительной оценки вариации единиц совокупности и для характеристики однородности совокупности. Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33 %.

Выражается d и S в именованных числах, также как средние арифметические, Мо и Ме.

3.1 Среднее линейное отклонение

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru тыс. т.

Вывод: среднее линейное отклонение индивидуальных значений от среднего составляет 2986,08 тыс. т.

3.2 Среднее квадратическое отклонение

I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru тыс. т.

Вывод: среднее квадратичное отклонение индивидуальных значений от среднего составляет 3439,05 тыс. т.

3.3 I. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте - student2.ru
Коэффициент вариации

Вывод: так как коэффициент вариации более 40%, то совокупность неоднородна и среднее значение выбрано ненадёжно.

Наши рекомендации