Нет, нет, и еще раз нет
Нет, мне сейчас некогда.
Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите « нет» и уйдите, не объясняя причины.
Пригласите добровольцев показать сценки. Проведите обсуждение и поблагодарите. Скажите, что брать у незнакомых людей вещи опасно.
Сделайте вывод, что знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Скажите, что не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать « нет», когда принуждают выпить или закурить. Предложите игру, в которой участники потренеруют способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.
Ролевая игра. Объедините участников в 4 группы КО. Раздайте каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа , прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.
Примеры предложения ПАВ и способы отказа:
Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;
Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).
Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;
Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.
Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;
Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
Хочешь выпить?
Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;
Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за представление.
Важно довести до участников понимания того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
Подведите итог занятию, обратив внимание, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.
Энергизатор « Подарок».
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.
Вывод
Существует много эффективных способов говорить « НЕТ».
Тест «АССОЦИАЦИИ»
Участники игры записывают пришедшие в голову слова-ассоциации на заданную тему.
Тема | Ассоциации |
СВОБОДА | |
ВЫБОР | |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | |
ЦЕННОСТИ | |
ЗДОРОВЬЕ | |
СИГАРЕТА |
Рефлексия: обсуждение ответов учащихся
Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»
Обведите ваш вариант ответа на приведенные ниже вопросы.
1. Насколько вы активны? Как часто занимаетесь физическими упражнениями?
А) четыре раза в неделю;
Б) два-три раза в неделю;
В) раз в неделю;
Г) менее одного раза в неделю.
2. Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня?
А) более четырех километров;
Б) около трех-четырех километров;
В) менее полутора километров;
Г) менее700метров.
3. Отправляясь в училище или по магазинам, вы:
А) как правило, идете пешком;
Б)часть пути идете пешком;
В) иногда идете пешком, а иногда едете на транспорте;
Г) всегда добираетесь на транспорте.
4. Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, вы:
А) всегда поднимаетесь по лестнице?
Б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести?
В) иногда поднимаетесь по лестнице?
Г) всегда пользуетесь лифтом?
5. По выходным вы:
А) по несколько часов можете работать по дому, или в саду?
Б) как правило, целый день проводите в движении, но в течение дня не занимаетесь никаким физическим трудом?
В) совершаете несколько коротких прогулок?
Г) большую часть выходных читаете, или смотрите телевизор?
Подсчитайте очки за ответы из расчета: А) 4 очка, Б) 3 очка, В) 2 очка, Г)1 очко.
Интерпретация результатов:
18 очков и больше: Вы очень активны и вполне здоровы физически.
12-18 очков: Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.
8 очков и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.
Тест «СИГАРЕТА»
Отвечая на вопросы, сделай выбор ДА или НЕТ и подчеркни заглавную букву:
- при выборе ДА – красным цветом;
- при выборе НЕТ – черным цветом.
Сила– Могут ли сигареты сделать человека сильнее? Способствуют ли сигареты наращиванию мышц и их укреплению?
Искренность –Может ли курящий человек быть честным, искренним и не обманывать своих близких, что он курит?
Гуманность –Может ли курящий человек называться гуманным, если он портит жизнь окружающим его близким, соседям создавая их неблагоприятные условия?
Активность –Могут ли сигареты сделать человека сильнее, выносливее, активнее?
Работоспособность -Можно ли успешно учиться, регулярно куря сигареты и при этом улучшать свою память, внимание?
Естественность –Может ли курящий человек быть всегда в гармони с самим собой, с окружающими, с природой и не приносить им вред?
Тактичность – Всегда ли курящий человек вежлив, не груб с окружающими его людьми?
Аккуратность –Можно ли сказать про курильщика, что он чистоплотен, аккуратен. На его одежде нет прожженных пятен, остатков пепла, он не мусорит, не бросает куда попало окурки?
Если получилась сплошная черная черта. Давайте перечислим качества, которые теряем, становясь курильщиком. Сигарета отнимает – свободу, искренность, гуманность…
Тренинг для родителей
« Мы в ответе за тех, кого воспитали».
Цели: формирование навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
Задачи:- познакомить с историей возникновения табака;
- тренировать способы адекватного поведения родителей в разных ситуациях, связанными с употреблением ПАВ детьми.
- формирование копинг- стратегии на основе имеющихся копинг -ресурсов.
Ход занятия:
- Энергизатор: «Я здоровый потому что …».
- Представление темызанятий.
- Мозговой штурм:
1)Вспомните, по какой причине вы начали курить?
2)По каким причинам курит современная молодежь?