Лидер-слуга занимает людей в соответствии с их склонностями

На санскрите эти склонности называются варнами. Каждая варна управляется гунами природы: благостью, страстью и невежеством. Склонности человека определяются состоя­нием его сознания, его профессиональными возможностями и духовным развитием. Те, кто находятся в гуне благости, черпают силу в смирении. Они чистоплотны, бескорыстны и целомудренны. Те, кто находятся в гуне страсти, как прави­ло, эгоистичны, жадны и похотливы. Те, кто находятся в гуне невежества, ленивы, нечистоплотны и, вообще, вызывают от­вращение. Большинство из нас воплощают в себе некое соче­тание этих качеств, поскольку все эти гуны природы воздейст­вуют на наши умы. Лидер-слуга понимает, как гуны воздействуют на человека, и сознает, что, в зависимости от влияния гун, у каждого человека свой характер, привычки, потребности и желания. Поэтому он занимает каждого той де­ятельностью, которая естественна для него. Если человек за­нимается не тем, к чему он питает естественную склонность, он вряд ли будет так же вдохновлен, как если бы он занимал­ся тем, что соответствует его природе.

В ведических текстах описывается четыре основных варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы — это интеллектуалы и священнослужители, которые питают есте­ственную склонность к этим занятиям. Кшатрии имеют склонность к управлению, дипломатии и военному делу и приносят наибольшую пользу обществу, занимаясь этими вещами. Вайшьям нравится торговля и сельское хозяйство, и их больше всего вдохновляет эта деятельность. А шудры — это те, кто просто служат всем остальным. Они более всего счастливы, если занимаются физическим трудом и если им четко объяснили, что делать и чего не делать. Когда люди за­няты тем, что соответствует их склонностям, они испытыва­ют больше удовлетворения.

Кроме профессиональных склонностей в Ведах описыва­ются также четыре духовных стадии жизни (ашрамы): брахмачари (целомудренный ученик), грихастха (семейный че­ловек), ванапрастха (человек, отошедший от дел; его дети уже выросли, а бизнес, возможно, пошел на спад) и санньяса (полный отказ от семейной жизни ради достижения духов­ных целей).

Эта ведическая система, носящая название варнашрама-дхарма, представляет собой сочетание социальных и духов­ных подразделений, предназначенных для того, чтобы каж­дый был занят в соответствии со своими естественными склонностями. Лидер-слуга понимает не только важность варн и ашрамов, но и то, что люди должны учиться почитать Бога и с уважением относиться к материальной энергии. Тог­да его подопечные смогут заниматься тем, что они считают наиболее важным, и одновременно наслаждаться здоровой семейной и общественной жизнью. Учась помнить о Боге, люди будут стремиться развивать свое понимание высшей цели жизни.

Причиной трудностей, испытываемых многими организа­циями, является либо недостаточно квалифицированные со­трудники, либо сотрудники, занимающиеся не тем, к чему они имеют естественную предрасположенность. У таких со­трудников нет никакого желания заниматься тем, для чего они наняты. Иногда такие люди даже саботируют работу, де­лая это сознательно или бессознательно. Поэтому лидер-слу­га отдает себе отчет в необходимости считаться с психологи­ческими особенностями и ценит в людях индивидуальность. Таким образом, он способен помочь каждому найти пути взаимодополняющего сотрудничества с другими, либо по­мочь найти адекватное служение где-то в другом месте. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что царь Притху забо­тился о своих гражданах, как отец заботится о своих детях. В «Ману-самхите» сказано, что руководитель должен знать своих подчиненных так же хорошо, как мать своих детей, и заботиться о них с такой же любовью. Лидер-слуга, который не создает в коллективе культуры глубокого доверия, не смо­жет должным образом занять своих подчиненных. В результа­те деятельность его организации будет малоэффективной.

Мой друг, работающий в ООН, рассказал мне однажды о президенте высшей школы бизнеса, который хорошо разби­рался в склонностях своих студентов. Он придумал интерес­ный способ вдохновить их развивать свою карьеру. Когда сту­дент заканчивал свое обучение, он предоставлял ему грант в 10 000 долларов, чтобы тот мог начать собственный бизнес. С годами многие из них стали преуспевающими бизнесмена­ми. Они не забыли о пожилом профессоре, который помог им на первых порах, и, чувствуя себя его достойными сыно­вьями, жертвовали этой школе буквально миллионы долларов. Этот президент университета был, несомненно, чрезвы­чайно разумным и заботливым лидером-слугой, понимав­шим принцип любовного взаимообмена.

Лидер-слуга, занимающий людей в соответствии с их склонностями, понимает, как удовлетворить их потребности. Он старается удовлетворить именно потребности, а не прихо­ти и желания. Удовлетворение потребностей приносит лю­дям удовлетворение, а исполнение желаний — нет.

Люди хотят Люди нуждаются в
нравиться сопереживании
богатства самореализации
славы том, чтобы их ценили
могущества поддержке и благо­приятной обстановке
господства покровительстве
престижа признании и одобрении
свободы хорошем руководстве и возможностях для развития
опьянения изменении сознания и самоактуализации

Лидер-слуга постоянно обращается к нуждам людей, в особенности к потребностям в самореализации и самопо­знании, помогая им достичь уровней, о которых они не мог­ли даже мечтать.

Наши рекомендации