Лидер-слуга занимает людей в соответствии с их склонностями
На санскрите эти склонности называются варнами. Каждая варна управляется гунами природы: благостью, страстью и невежеством. Склонности человека определяются состоянием его сознания, его профессиональными возможностями и духовным развитием. Те, кто находятся в гуне благости, черпают силу в смирении. Они чистоплотны, бескорыстны и целомудренны. Те, кто находятся в гуне страсти, как правило, эгоистичны, жадны и похотливы. Те, кто находятся в гуне невежества, ленивы, нечистоплотны и, вообще, вызывают отвращение. Большинство из нас воплощают в себе некое сочетание этих качеств, поскольку все эти гуны природы воздействуют на наши умы. Лидер-слуга понимает, как гуны воздействуют на человека, и сознает, что, в зависимости от влияния гун, у каждого человека свой характер, привычки, потребности и желания. Поэтому он занимает каждого той деятельностью, которая естественна для него. Если человек занимается не тем, к чему он питает естественную склонность, он вряд ли будет так же вдохновлен, как если бы он занимался тем, что соответствует его природе.
В ведических текстах описывается четыре основных варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы — это интеллектуалы и священнослужители, которые питают естественную склонность к этим занятиям. Кшатрии имеют склонность к управлению, дипломатии и военному делу и приносят наибольшую пользу обществу, занимаясь этими вещами. Вайшьям нравится торговля и сельское хозяйство, и их больше всего вдохновляет эта деятельность. А шудры — это те, кто просто служат всем остальным. Они более всего счастливы, если занимаются физическим трудом и если им четко объяснили, что делать и чего не делать. Когда люди заняты тем, что соответствует их склонностям, они испытывают больше удовлетворения.
Кроме профессиональных склонностей в Ведах описываются также четыре духовных стадии жизни (ашрамы): брахмачари (целомудренный ученик), грихастха (семейный человек), ванапрастха (человек, отошедший от дел; его дети уже выросли, а бизнес, возможно, пошел на спад) и санньяса (полный отказ от семейной жизни ради достижения духовных целей).
Эта ведическая система, носящая название варнашрама-дхарма, представляет собой сочетание социальных и духовных подразделений, предназначенных для того, чтобы каждый был занят в соответствии со своими естественными склонностями. Лидер-слуга понимает не только важность варн и ашрамов, но и то, что люди должны учиться почитать Бога и с уважением относиться к материальной энергии. Тогда его подопечные смогут заниматься тем, что они считают наиболее важным, и одновременно наслаждаться здоровой семейной и общественной жизнью. Учась помнить о Боге, люди будут стремиться развивать свое понимание высшей цели жизни.
Причиной трудностей, испытываемых многими организациями, является либо недостаточно квалифицированные сотрудники, либо сотрудники, занимающиеся не тем, к чему они имеют естественную предрасположенность. У таких сотрудников нет никакого желания заниматься тем, для чего они наняты. Иногда такие люди даже саботируют работу, делая это сознательно или бессознательно. Поэтому лидер-слуга отдает себе отчет в необходимости считаться с психологическими особенностями и ценит в людях индивидуальность. Таким образом, он способен помочь каждому найти пути взаимодополняющего сотрудничества с другими, либо помочь найти адекватное служение где-то в другом месте. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что царь Притху заботился о своих гражданах, как отец заботится о своих детях. В «Ману-самхите» сказано, что руководитель должен знать своих подчиненных так же хорошо, как мать своих детей, и заботиться о них с такой же любовью. Лидер-слуга, который не создает в коллективе культуры глубокого доверия, не сможет должным образом занять своих подчиненных. В результате деятельность его организации будет малоэффективной.
Мой друг, работающий в ООН, рассказал мне однажды о президенте высшей школы бизнеса, который хорошо разбирался в склонностях своих студентов. Он придумал интересный способ вдохновить их развивать свою карьеру. Когда студент заканчивал свое обучение, он предоставлял ему грант в 10 000 долларов, чтобы тот мог начать собственный бизнес. С годами многие из них стали преуспевающими бизнесменами. Они не забыли о пожилом профессоре, который помог им на первых порах, и, чувствуя себя его достойными сыновьями, жертвовали этой школе буквально миллионы долларов. Этот президент университета был, несомненно, чрезвычайно разумным и заботливым лидером-слугой, понимавшим принцип любовного взаимообмена.
Лидер-слуга, занимающий людей в соответствии с их склонностями, понимает, как удовлетворить их потребности. Он старается удовлетворить именно потребности, а не прихоти и желания. Удовлетворение потребностей приносит людям удовлетворение, а исполнение желаний — нет.
Люди хотят | Люди нуждаются в |
нравиться | сопереживании |
богатства | самореализации |
славы | том, чтобы их ценили |
могущества | поддержке и благоприятной обстановке |
господства | покровительстве |
престижа | признании и одобрении |
свободы | хорошем руководстве и возможностях для развития |
опьянения | изменении сознания и самоактуализации |
Лидер-слуга постоянно обращается к нуждам людей, в особенности к потребностям в самореализации и самопознании, помогая им достичь уровней, о которых они не могли даже мечтать.