Тема 2. Векторная алгебра
МЧС РОССИИ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
МАТЕМАТИКА
по специальности 080504.65 –
«Государственное и муниципальное управление»
Санкт – Петербург
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Санкт-Петербургского университета
Государственной противопожарной службы
МЧС России
генерал-майор внутренней службы
В.С. Артамонов
«________»______________________2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
МАТЕМАТИКА
по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Санкт – Петербург
Бадин О.Г., Заборский Б.В., Калинина Е.С., Шилин К.Ю. Математика:Рабочая программа по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» / Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2008. – 36 с.
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера» по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление», квалификационных характеристик инженера государственного и муниципального управления и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета университета протокол № 10 от 27 июня 2007 года.
Рецензенты:
– Евграфов В.Г. , профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой микрорадиоэлектроники Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова;
– Скребов В.Н., профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный работник высшей школы, профессор кафедры физики и теплообмена Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общий курс математики является фундаментом математического образования специалистов с ориентированием на приложение математических методов к решению прикладных задач.
Задача преподавания математики состоит в том, чтобы на примерах математических понятий и методов продемонстрировать обучающимся сущность научного подхода, специфику математики и ее роль в осуществлении научно-технического прогресса, научить приемам исследования и решения математически формализованных задач с простейшими численными методами и их реализацией на персональных компьютерах.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление», а также квалификационных характеристик.
Цель учебной дисциплины – приобретение обучающихся теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления своей служебной деятельности на высоком профессиональном уровне.
Основные задачи учебной дисциплины
изучить:
элементы алгебры и геометрии;
основы дискретной математики;
дифференциальное и интегральное исчисление;
теорию функций и функционального анализа;
дифференциальные уравнения;
классические методы оптимизации;
теорию функций спроса и предложений;
основы теории вероятностей, случайных процессов и математической статистики.
Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, практические и индивидуальные занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельного изучения обучаемыми в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.
Последовательность изложения содержания курса согласована с основными потребителями математического аппарата в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России и обеспечивает базовую подготовку для обучения студентов по общенаучным и специальным дисциплинам института.
Преподавание математики в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России ставит целью:
формирование личности обучающегося, развитие его интеллекта и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению;
обучение основным математическим методам, необходимым для анализа и моделирования устройств, процессов и явлений при поиске оптимальных решений для осуществления научно-технического прогресса и выбора наилучших способов реализации этих решений;
обучение методам обработки и анализа результатов численных и экспериментальных данных.
По окончании изучения учебной дисциплины слушатели должны
иметь представление:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неэвклидовых геометрических системах;
- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
знать и уметь использовать:
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- понятие информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов;
- языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности.
На изучение дисциплины отводится 561 ч.
По очной форме обучения предусматривается 310 ч. аудиторных занятий (лекций – 120 ч., практических занятий – 124 ч., индивидуальных занятий – 66 ч.). На самостоятельную работу обучающихся планируется объем учебного материала в количестве 251 часов. В процессе изучения дисциплины сдаются четыре экзамена (1, 2, 3, 4 семестры). На всех видах занятий предполагается проведение текущего контроля знаний и умений обучающихся, результатом контроля является оценка, которая выставляется в журнал. По каждой теме, изучаемой обучающимися, предполагается проведение итогового контроля. Формы итогового контроля: контрольные работы по разделам 1, 4, 6, 8, 11, 12, 15 (в разделе 15 две контрольные работы), а также индивидуальные задания, выполняемые курсантами в часы самоподготовки.
По заочной форме обучения с сокращенным сроком обучения (4 года) предусматривается: на первом курсе – аудиторных занятий 22 ч. (лекций – 10 ч. и практических занятий – 12 ч.), самостоятельная работа 286 ч.; на втором курсе – аудиторных занятий 34 ч. (лекций – 12 ч. и практических занятий – 22 ч.), самостоятельная работа 219 ч. Первый и второй курс заканчиваются экзаменом. В течение всего периода обучения обучающиеся выполняют шесть контрольных работ по разделам
По заочной форме обучения со сроком обучения 6 лет предусматривается: на первом курсе – аудиторных занятий 22 ч. (лекций – 10 ч. и практических занятий – 12 ч.), самостоятельная работа 286 ч.; на втором курсе – аудиторных занятий 34 ч. (лекций – 12 ч. и практических занятий – 22 ч.), самостоятельная работа 219 ч. Первый и второй курс заканчиваются экзаменом. В течение всего периода обучения обучающиеся выполняют шесть контрольных работ (три контрольные на первом курсе, три – на втором) по разделам 1, 4, 6, 11, 15 (в разделе 15 две контрольные работы), аналогичные очному обучению. Распределение часов по темам приведено в тематических планах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Математика»
для очной формы обучения
Общее количество часов — 561,
аудиторных занятий — 310 ч., самостоятельная работа — 251 ч.
№ пп | Наименование тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | Самостоятельная работа | Виды используемых ТСО, наглядных пособий, аудио-видео установок | Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы | Примечание | |||
Лекции | Практические | Индивидуальные | Контрольные работы | |||||||
1 семестр, 1 курс | ||||||||||
Раздел 1. Элементы алгебры и геометрии | ||||||||||
Матрицы и определители, их приложения | Проектор, ПЭВМ | Математика в объеме средней школы | ||||||||
Векторная алгебра | Проектор, ПЭВМ | Тема 1 | ||||||||
Булева алгебра | Темы 1, 2 | |||||||||
Элементы аналитической геометрии на прямой и плоскости | Проектор, ПЭВМ | Темы 1, 2 | ||||||||
Элементы аналитической геометрии в трехмерном пространстве | Проектор, ПЭВМ | Темы 1, 3, 4 | ||||||||
Итого по разделу 1 | ||||||||||
Раздел 2. Дискретная математика | ||||||||||
Элементы дискретной математики | Проектор, ПЭВМ | Математика в объеме средней школы | ||||||||
Итого по разделу 2 | ||||||||||
Раздел 3. Введение в математический анализ | ||||||||||
Элементы теории функций | Проектор, ПЭВМ | Математика в объеме средней школы | ||||||||
Вычисление пределов. Непрерывность функции. | Проектор, ПЭВМ | Тема 7 | ||||||||
Итого по разделу 3 | ||||||||||
Итого за 1 семестр | ||||||||||
Экзамен | ||||||||||
2 семестр, 1 курс | ||||||||||
Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции одной переменной | ||||||||||
Производная и дифференциал | Проектор, ПЭВМ | Раздел 3 | ||||||||
Основные теоремы о дифференцируемых функциях | Проектор, ПЭВМ | Тема 9 | ||||||||
Итого по разделу 4 | ||||||||||
Раздел 5. Исследование функций с помощью производных | ||||||||||
Исследование функций с помощью производных | Проектор, ПЭВМ | Темы 9, 10 | ||||||||
Итого по разделу 5 | ||||||||||
Раздел 6. Интегральное исчисление функции одной переменной | ||||||||||
Неопределенный интеграл, техника интегрирования | Проектор, ПЭВМ | Раздел 4 | ||||||||
Определенный интеграл | Проектор, ПЭВМ | Тема 12 | ||||||||
Приложения определенного интеграла | Проектор, ПЭВМ | Тема 13 | ||||||||
Несобственные интегралы | Проектор, ПЭВМ | Тема 13 | ||||||||
Итого по разделу 6 | ||||||||||
Раздел 7. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных | ||||||||||
Функции нескольких переменных, их производные и дифференциалы | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 4 | ||||||||
Экстремумы функций нескольких переменных | Проектор, ПЭВМ | Тема 16 | ||||||||
Итого по разделу 7 | ||||||||||
Раздел 8. Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы | ||||||||||
Кратные интегралы и их приложения | Проектор, ПЭВМ | Раздел 6 | ||||||||
Криволинейные интегралы | Проектор, ПЭВМ | Тема 18 | ||||||||
Поверхностные интегралы | Проектор, ПЭВМ | Темы 18, 19 | ||||||||
Итого по разделу 8 | ||||||||||
Раздел 9. Классические методы оптимизации | ||||||||||
Классические методы оптимизации | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1, 5, 7 | ||||||||
Итого по разделу 9 | ||||||||||
Итого за 2 семестр | ||||||||||
Экзамен | ||||||||||
3 семестр, 2 курс | ||||||||||
Раздел 10. Теория функций комплексного переменного | ||||||||||
Элементы теории функций комплексного переменного | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 4 | ||||||||
Итого по разделу 10 | ||||||||||
Раздел 11. Ряды | ||||||||||
Числовые ряды | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 6 | ||||||||
Функциональные ряды | Проектор, ПЭВМ | Тема 23 | ||||||||
Ряды Фурье | Проектор, ПЭВМ | Тема 24 | ||||||||
Итого по разделу 11 | ||||||||||
Раздел 12. Дифференциальные уравнения | ||||||||||
Обыкновенные дифференциальные уравнения 1-го порядка | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1,3,4,6,7,10 | ||||||||
Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков | Проектор, ПЭВМ | Тема 26 | ||||||||
Уравнения математической физики | Проектор, ПЭВМ | Темы 26, 27 | ||||||||
Итого по разделу 12 | ||||||||||
Раздел 13. Функциональный анализ | ||||||||||
Элементы функционального анализа | Разделы 1, 3 | |||||||||
Итого по разделу 13 | ||||||||||
Раздел 14. Исследование операций | ||||||||||
Элементы исследования операций | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1,3,5,6,11 | ||||||||
Итого по разделу 14 | ||||||||||
Итого за 3 семестр | ||||||||||
Экзамен | ||||||||||
4 семестр, 2 курс | ||||||||||
Раздел 15. Элементы теории вероятностей, случайных процессов, математической статистики и теории массового обслуживания | ||||||||||
Комбинаторика. Основные понятия теории вероятностей. | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1-6 | ||||||||
Случайные величины и способы их описания. | Проектор, ПЭВМ | Тема 31 | ||||||||
Элементы теории случайных процессов | Темы 31, 32 | |||||||||
Математическая статистика | Проектор, ПЭВМ | Темы 31-33 | ||||||||
Итого по разделу 15 | ||||||||||
Итого за 4 семестр | ||||||||||
Экзамен | ||||||||||
Итого по дисциплине |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Математика»
для заочной сокращенной формы обучения
общее количество часов — 561,
аудиторных занятий — 56 ч., самостоятельная работа — 505 ч.
№ пп | Наименование тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | Самостоятельная работа | Виды используемых ТСО, наглядных пособий, аудио-видео установок | Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы | Примечание | ||
Лекции | Практические | Индивидуальные | |||||||
1 курс | |||||||||
Раздел 1. Элементы алгебры и геометрии | |||||||||
Матрицы и определители, их приложения | Проектор, ПЭВМ | Математика в объеме средней школы | |||||||
Векторная алгебра | Тема 1 | ||||||||
Булева алгебра | Темы 1, 2 | ||||||||
Элементы аналитической геометрии | Темы 1, 2 | ||||||||
Элементы аналитической геометрии в трехмерном пространстве | Темы 1, 3, 4 | ||||||||
Контрольная работа № 1 | |||||||||
Итого по разделу 1 | |||||||||
Раздел 2. Дискретная математика | |||||||||
Элементы дискретной математики | Математика в объеме средней школы | ||||||||
Итого по разделу 2 | |||||||||
Раздел 3. Введение в математический анализ | |||||||||
Элементы теории функций | Раздел 1 | ||||||||
Вычисление пределов. Непрерывность функции. | Проектор, ПЭВМ | Тема 7 | |||||||
Итого по разделу 3 | |||||||||
Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции одной переменной | |||||||||
Производная и дифференциал | Проектор, ПЭВМ | Раздел 3 | |||||||
Основные теоремы о дифференцируемых функциях | Тема 9 | ||||||||
Контрольная работа № 2 | |||||||||
Итого по разделу 4 |
Раздел 5. Исследование функций с помощью производных | |||||||||
Исследование функций с помощью производных | Темы 9, 10 | ||||||||
Итого по разделу 5 | |||||||||
Раздел 6. Интегральное исчисление функции одной переменной | |||||||||
Неопределенный интеграл, техника интегрирования | Проектор, ПЭВМ | Раздел 4 | |||||||
Определенный интеграл | Тема 12 | ||||||||
Приложения определенного интеграла | Тема 13 | ||||||||
Несобственные интегралы | Тема 13 | ||||||||
Контрольная работа № 3 | |||||||||
Итого по разделу 6 | |||||||||
Раздел 7. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных | |||||||||
Функции нескольких переменных, их производные и дифференциалы | Разделы 3, 4 | ||||||||
Экстремумы функций нескольких переменных | Тема 16 | ||||||||
Итого по разделу 7 | |||||||||
Раздел 8. Кратные и криволинейные интегралы | |||||||||
Кратные интегралы и их приложения | Проектор, ПЭВМ | Раздел 6 | |||||||
Криволинейные интегралы | Тема 18 | ||||||||
Поверхностные интегралы | Темы 18, 19 | ||||||||
Итого по разделу 8 | |||||||||
Раздел 9. Классические методы оптимизации | |||||||||
Классические методы оптимизации | Разделы 1,5,7 | ||||||||
Итого по разделу 9 | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого за 1 курс | |||||||||
2 курс | |||||||||
Раздел 10. Теория функций комплексного переменного | |||||||||
Элементы теории функций комплексного переменного | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 4 | |||||||
Итого по разделу 10 | |||||||||
Раздел 11. Ряды | |||||||||
Числовые ряды | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 6 | |||||||
Функциональные ряды | Тема 23 | ||||||||
Ряды Фурье | Тема 24 | ||||||||
Контрольная работа № 4 | |||||||||
Итого по разделу 11 | |||||||||
Раздел 12. Дифференциальные уравнения | |||||||||
Обыкновенные дифференциальные уравнения 1-го порядка | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1,3,4,6,7,10 | |||||||
Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков | Проектор, ПЭВМ | Тема 26 | |||||||
Уравнения математической физики | Темы 26, 27 | ||||||||
Итого по разделу 12 | |||||||||
Раздел 13. Функциональный анализ | |||||||||
Элементы функционального анализа | Разделы 1, 3 | ||||||||
Итого по разделу 13 | |||||||||
Раздел 14. Исследование операций | |||||||||
Элементы исследования операций | Разделы 1,3,5,6,11 | ||||||||
Итого по разделу 14 | |||||||||
Раздел 15. Элементы теории вероятностей, случайных процессов, математической статистики и теории массового обслуживания | |||||||||
Комбинаторика. Основные понятия теории вероятностей. | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1-6 | |||||||
Случайные величины и способы их описания. | Проектор, ПЭВМ | Тема 31 | |||||||
Контрольная работа № 5 | |||||||||
Элементы теории случайных процессов | Темы 31, 32 | ||||||||
Математическая статистика | Проектор, ПЭВМ | Темы 31-33 | |||||||
Контрольная работа № 6 | |||||||||
Итого по разделу 15 | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого за 2 курс | |||||||||
Итого по дисциплине |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Математика»
для заочной формы обучения (срок обучения – 6 лет)
Общее количество часов — 561,
аудиторных занятий — 56 ч., самостоятельная работа — 505
№ пп | Наименование тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | Самостоятельная работа | Виды используемых ТСО, наглядных пособий, аудио-видео установок | Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы | Примечание | ||
Лекции | Практические | Индивидуальные | |||||||
1 курс | |||||||||
Раздел 1. Элементы алгебры и геометрии | |||||||||
Матрицы и определители, их приложения | Проектор, ПЭВМ | Математика в объеме средней школы | |||||||
Векторная алгебра | Тема 1 | ||||||||
Булева алгебра | Темы 1, 2 | ||||||||
Элементы аналитической геометрии | Темы 1, 2 | ||||||||
Элементы аналитической геометрии в трехмерном пространстве | Темы 1, 3, 4 | ||||||||
Контрольная работа № 1 | |||||||||
Итого по разделу 1 | |||||||||
Раздел 2. Дискретная математика | |||||||||
Элементы дискретной математики | Математика в объеме средней школы | ||||||||
Итого по разделу 2 | |||||||||
Раздел 3. Введение в математический анализ | |||||||||
Элементы теории функций | Раздел 1 | ||||||||
Вычисление пределов. Непрерывность функции. | Проектор, ПЭВМ | Тема 7 | |||||||
Итого по разделу 3 | |||||||||
Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции одной переменной | |||||||||
Производная и дифференциал | Проектор, ПЭВМ | Раздел 3 | |||||||
Основные теоремы о дифференцируемых функциях | Тема 9 | ||||||||
Контрольная работа № 2 | |||||||||
Итого по разделу 4 |
Раздел 5. Исследование функций с помощью производных | |||||||||
Исследование функций с помощью производных | Темы 9, 10 | ||||||||
Итого по разделу 5 | |||||||||
Раздел 6. Интегральное исчисление функции одной переменной | |||||||||
Неопределенный интеграл, техника интегрирования | Проектор, ПЭВМ | Раздел 4 | |||||||
Определенный интеграл | Тема 12 | ||||||||
Приложения определенного интеграла | Тема 13 | ||||||||
Несобственные интегралы | Тема 13 | ||||||||
Контрольная работа № 3 | |||||||||
Итого по разделу 6 | |||||||||
Раздел 7. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных | |||||||||
Функции нескольких переменных, их производные и дифференциалы | Разделы 3, 4 | ||||||||
Экстремумы функций нескольких переменных | Тема 16 | ||||||||
Итого по разделу 7 | |||||||||
Раздел 8. Кратные и криволинейные интегралы | |||||||||
Кратные интегралы и их приложения | Проектор, ПЭВМ | Раздел 6 | |||||||
Криволинейные интегралы | Тема 18 | ||||||||
Поверхностные интегралы | Темы 18, 19 | ||||||||
Итого по разделу 8 | |||||||||
Раздел 9. Классические методы оптимизации | |||||||||
Классические методы оптимизации | Разделы 1,5,7 | ||||||||
Итого по разделу 9 | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого за 1 курс | |||||||||
2 курс | |||||||||
Раздел 10. Теория функций комплексного переменного | |||||||||
Элементы теории функций комплексного переменного | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 4 | |||||||
Итого по разделу 10 | |||||||||
Раздел 11. Ряды | |||||||||
Числовые ряды | Проектор, ПЭВМ | Разделы 3, 6 | |||||||
Функциональные ряды | Тема 23 | ||||||||
Ряды Фурье | Тема 24 | ||||||||
Контрольная работа № 4 | |||||||||
Итого по разделу 11 | |||||||||
Раздел 12. Дифференциальные уравнения | |||||||||
Обыкновенные дифференциальные уравнения 1-го порядка | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1,3,4,6,7,10 | |||||||
Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков | Проектор, ПЭВМ | Тема 26 | |||||||
Уравнения математической физики | Темы 26, 27 | ||||||||
Итого по разделу 12 | |||||||||
Раздел 13. Функциональный анализ | |||||||||
Элементы функционального анализа | Разделы 1, 3 | ||||||||
Итого по разделу 13 | |||||||||
Раздел 14. Исследование операций | |||||||||
Элементы исследования операций | Разделы 1,3,5,6,11 | ||||||||
Итого по разделу 14 | |||||||||
Раздел 15. Элементы теории вероятностей, случайных процессов, математической статистики и теории массового обслуживания | |||||||||
Комбинаторика. Основные понятия теории вероятностей. | Проектор, ПЭВМ | Разделы 1-6 | |||||||
Случайные величины и способы их описания. | Проектор, ПЭВМ | Тема 31 | |||||||
Контрольная работа № 5 | |||||||||
Элементы теории случайных процессов | Темы 31, 32 | ||||||||
Математическая статистика | Проектор, ПЭВМ | Темы 31-33 | |||||||
Контрольная работа № 6 | |||||||||
Итого по разделу 15 | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого за 2 курс | |||||||||
Итого по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Элементы алгебры и геометрии
Тема 1. Матрицы и определители, их приложения.