Гипербарический кислород
Все из опубликованных методов РВВ рекомендуют использовать кислород с парциальным давлением в 1,9 атм в течение длительного периода времени. Такое высокое давление ведет к улучшению насыщения крови и тканей растворенным кислородом, а это помогает доставить кислород к зонам с ограниченной циркуляцией или тканевой гипоксией. Тем не менее, при такой концентраци и такой длительности потребления следует серьезно отнестись к риску острого токсического воздействия кислорода на центральную нервную систему. Парциальное давление кислорода в 1,2 – 1,6 атм рекомендуются как предельные для процедур в техничеком дайвинге. Опубликованные методы РВВ предлагают дыхание кислородом с более высоким парциальным давлением ввиду явных терапевтических преимуществ, при том, что дайвер во время прохождения РВВ находится в состоянии покоя (что умеьшает вероятность наступления отравления кислородом). По меньшей мере в одном случае (случай № 7) глубина, при которой дайвер дышал кислородом с целью лечения, составляла 6 метров (парциальное давление кислорода 1,65 атм). Это было сделано именно с целью избегания проблем, связанных с кислородной интоксикацией.
Острая кислородная интоксикация приводит к непроизвольному сокращению мышц, что особенно опасно при нахождении под водой, поэтому все три из опубликованных методов настоятельно рекомендуют, во-первых, постоянное присутствие страхующего дайвера вместе с проходящим лечение и, во-вторых, дыхание кислородом должно осуществляться через полнолицевую маску. Хотя ни один из вышеописанных методов не предписывает этого, наиболее свежие публикации об использовании кислорода в качестве дыхательного газа при прохождении рекомпрессии рекомендуют через каждые 20 минут приема кислорода переключаться на 5 минут на дыхание воздухом. Риск дополнительного насыщения азотом при этом с лихвой перекрывается гарантией того, что не возникнут проблемы, связанные с интоксикацией кислородом. Стандартные программы прохождения лечения в рекомпрессионной камере обычно предписывают дыхание 100% кислородом на смоделированной глубине в 18 метров (парциальное давление кислорода при этом составляет 2,8 атм), тем не менее, при РВВ такие условия ни в коем случае недопустимы, поскольку процессы метаболизма в человеческом организме существенно меняются при погружении в воду и последствия индуцированных кислородным отравлением конвульсий под водой очень серьезны и опасны.
ЕСЛИ КИСЛОРОДА НЕТ
Возможно, решающим условием при принятии решения о прохождении РВВ является наличие 100% кислорода в той форме, которая бы позволила доставить его к проходящему лечение на глубине дайверу. Несмотря на существующий риск кислородного отравления, приемущества использования именно этого газа для рекомпрессии в воде неоспоримы. Тем не менее, могут возникнуть обстоятельства, при которых 100% кислород остутствует на месте происшествия. Безусловно, в свете теоретических знаний о всех недостатках РВВ только на воздухе, было бы абсурдным принимать решение о РВВ в таких условиях. Действительно, все случаи РВВ, которые приводили дайвера к более тяжелому состоянию, чем до начала лечения (например, в случаях № 3 и № 10), имели место при наличии только воздуха в качестве газа для дыхания. Более того, в случае № 8 состояние дайвера не улучшилось после РВВ на воздухе, возможно, он даже ухудшил состояние своего здоровья во время этих безуспешных попыток. Тем не менее, есть целый ряд свидетельств об успешных попытках РВВ только на воздухе (случаи № 2, 4, 5, 6, 11). В 1960-х годах вышло несколько публикаций о методах рекомпрессии в воде только на воздухе, но в наши дни ни один из них не признается за достойную альтернативу кислородной РВВ. В двух из вышеописанных случаях РВВ только на воздухе (случай № 4 и 5) дайверы с очевидным успехом следовали показаниям своих декомпрессиметров при определении профиля рекомпрессии/декомпрессии на воздухе.
Тем не менее, некоторые специалисты отмечают, что разработчики/производители компьютеров не подразумевают использование своей продукции в целях прохождения РВВ, а также вряд ли будут рекомендовать это в ближайшем будущем. Причина этого проста – алгоритм, по которому работают эти устройства при расчете декомпрессионных остановок, не принимает во внимание все сложности, спровоцированные присутствием внутрисосудистых пузырьков, что может существенно повлиять на динамику декомпрессии. Авторксий коллектив Edmonds et al. (1981, p. 173) резюмируют по поводу РВВ на воздухе: «В случае невозможности прохождения лечения в условиях рекомпрессионной камеры, РВВ на воздухе может оказаться единственным доступным способом лечения для предотвращения смерти или инвалидизации пострадавшего. Несмотря на жесткую критику со стороны мастеров-теоретиков, этот способ традиционной терапии считается опытными дайверами-практиками спасительным средством.» Наше предложение (и общий смысл этой статьи) таково: техническим дайверам, которые уже знакомы с использованием 100% кислорода для декомпрессии в воде, следует позаботиться о том, чтобы добавить к своему постоянному инвентарю все необходимые наименования (такие, как полнолицевая маска и большой объем кислорода), чтобы следовать разработанным процедурам РВВ. Следав это, дайверам не придется играть в рулетку с РВВ на воздухе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель данной статьи – поднять вопрос об РВВ как альтернативном способе лечения ДКБ и собрать имеющуюся по этому вопросу информацию воедино. Мы не пропагандируем РВВ, мы понимаем все возрастающую необходимость для технических дайверов быть в курсе доступной информации на эту тему.
Несколько настораживающих фактов заставили нас вынести эту статью на широкое обсуждение. Во-первых, судя по известным нам случаям РВВ, ясно, что многие дайверы делают попытки РВВ даже не зная о том, что уществуют разработанные методы этой процедуры. Более того, большинство из описанных случаев говорят об использовании только воздуха. И хотя эта практика привела к удивительно большому проценту успешности РВВ, преимущества при использовании кислорода для этих целей невероятны и их нельзя отрицать. В-третьих, и, возможно, это одна из наиболее тревожащих тем – то, что лишь немногие из успешно прошедших РВВ обращались к медикам с целью оценки их состояния. Мы чувствуем своим долгом особо подчеркнуть важность прохождения полного медицинского обследования после ситуации, в которой были замечены симптомы ДКБ. Вне зависимости от успешности попытки РВВ, пострадавшие должны позаботиться о немедленной доставке в ближайшую рекомпрессионную камеру для осмотра квалифицированным специалистом-медиком для дайверов. РВВ не следует рассматривать как альтернативу лечению в рекомпрессионной камере. Скорее, к этому виду рекомпрессии следует относиться как к средству замедлить или по возможности избежать прогрессирующие или очень сложные случаи ДКБ.
В большинстве случаев РВВ следует использовать в качестве немедленного средства для остановки или замедления серьезных симптомов, в то время как делаются приготовления для эвакуации пострадавшего в ближайшую рекомпрессионную камеру. Без сомнения, человеку с признаками ДКБ лучше находиться в условиях тепла и комфорта контролируемой среды рекомпрессионной камеры под наблюдением медиков, чем «висеть» на веревке под водой.
Информация, содержащаяся в этой статье, предназначена вниманию растущего числа технических дайверов, которые совершают погружения с повышенным риском развития серьезных симптомов ДКБ. Конечно, зачастую это – очень опытные дайверы, которые хорошо подготовлены и имеют специальное оборудование для проведения, в случае необходимости, процедур, описываемых методами РВВ. Как замечает один из авторов, подводная кислородная терапия – многообещающее, но, возможно, переходное решение проблемы лечения технических дайверов на месте происшествия (вне условий рекомпрессионной камеры). Возможно, в скором времени на рынке специального оборудования появятся легковесные портативные рекомпрессионные камеры. Уже в 1993 году вышла публикация, в которой описывалась подобная камера, которая очень компактна и проста в сборке, ее можно взять с собой в дорогу. Хотя, в статье автор упоминал, что в случае неправильной эксплуатации она может загореться или даже взорваться. Конечно, при РВВ таких проблем возникнуть не может.
В любом случае, высокая стоимость имеющихся сегодня на рынке портативных рекомпрессионных камер мешает их уверенному завоевыванию потребительского интереса. Тем не менее, всегда будут происходить случаи ДКБ, когда рекомпрессионная камера недоступна, именно поэтому не стоит полностью сбрасывать со счетов возможность лечения методом РВВ. Безусловно, ярые противники этой практики будут отказываться даже от обсуждения возможности РВВ, ссылаясь на то, что недостаточно опытные в РВВ дайверы могут таким способом лишь ухудшить свое состояние. Мы же исходим из того принципа, что распространение информации среди тех, кому она может пригодиться, чрезвычайно важное дело, особенно когда речь идет об угрозе жизни пострадавшего. Конечно, нет случая печальнее, чем неправильное проведение РВВ, после которой пострадавший, зашедший в воду с легкими признаками ДКБ, поднимается на поверхность парализованным или мертвым.
Но не менее печальны и те случаи, когда из-за задежек с лечением в рекомпрессионной камере, тот, кто мог бы остаться жив-здоров при своевременной РВВ, погибает или становится калекой. Мы считаем, что пришло время обсуждать РВВ серьезно, октрыто и как можно более подробно. С целью сделать базу данных о случаях РВВ мы начали собирать информацию по этому вопросу. Если Вы, читающий эту статью, пробовали проводить РВВ для себя или знаете кого-либо, кто делал это, мы будем очень признательны, если Вы опишете свой случай и отправите его авторам этой статьи по почте или по факсу:
ت Richard L. Pyle, Ichthyology, B.P. Bishop Museum, P.O. Box 190-A, 1525 Bernice St., Honolulu, HI 96817; FAX: (808) 841-8968.
Приложение А