Личная и общественная жизнь лидера

Вопрос:Я был шокирован сексуальным скандалом президен­та Клинтона, который лгал под присягой и, тем не менее, со­хранил свой пост и общественную популярность. Мэр Ва­шингтона Марион Берри был снят на видеопленку курящим кокаин, и это увидел весь мир. Однако жители округа, вместо того, чтобы осудить его действия, переизбрали его на новый срок. В обоих случаях видно, что людей вовсе не возмутили действия этих лидеров; они отнеслись к ним снисходительно и посчитали Клинтона и Берри жертвами провокации. По­добная реакция свидетельствует о том, что люди склонны преуменьшать значение подобных аморальных поступков и концентрироваться на так называемых хороших сторонах человека. Таким образом, встает вопрос о личной и общест­венной жизни руководителя...

Ответ:Мы уже говорили о том, что лидеры формируют со­знание людей, а люди порождают своих лидеров. Мы видим, что после того, как люди находились под слабым руководст­вом на протяжении некоторого времени, их сознание дегра­дирует, что приводит к повторению одних и тех же сценари­ев. Граждане, ничего не знающие о высших принципах, будут избирать или порождать руководителей, соответствующих их низкому уровню. Все это можно наблюдать в современ­ном обществе. Руководство все больше сводится к тому, что­бы управлять людьми ради зарабатывания денег. Такое руко­водство лишено целостности.

Вы привели два примера: бывшего мэра Мариона Берри и бывшего президента Соединенных Штатов Билла Клинто­на. Ни один из них не был лидером-слугой, хотя оба были хо­рошими менеджерами и могли удовлетворить материальные потребности людей. Но ведь люди больше ничего от них и не требовали — они считали удовлетворение именно этих по­требностей своим законным правом. Лидеры же были увере­ны, что имеют право на личную жизнь, которая не является предметом публичного рассмотрения и не мешает исполне­нию общественных обязанностей. Однако личная жизнь ли­дера во многих отношениях даже более важна, чем его обще­ственная деятельность. Общественная деятельность лидера — это скорее спектакль, тогда как личная жизнь ха­рактеризует истинный уровень его сознания.

Уровень сознания лидера определяет его политику. Ма­хатма Ганди подчеркивал, что в своем поведении лидер дол­жен руководствоваться единым стандартом: он не может совершать неблаговидные поступки в личной жизни и, тем не менее, считаться хорошим менеджером. Если человек ве­дет себя неподобающим образом в одной сфере жизни, это бросает тень и на все остальные. Именно поэтому я подчеркиваю важность развития характера. В Ведах сказано: ача-рьяван пурушо веда: тот, кто знает ачаръю и Веды, тот знает все. Насколько ачаръя (лидер) живет в соответствии с исти­ной, настолько он становится примером для других искате­лей истины. В Ведах также говорится, что между ачарой и прачаройу поступками и словами истинного лидера-слуги нет разницы. Другими словами, не может быть так, что он или она говорит одно, а делает другое. Истинный лидер — не лицемер.

Поскольку людям самим недостает целостности, их жизнь состоит из отдельных фрагментов: политической жизни, культурной жизни, деловой жизни, общественной жизни и духовной жизни. Часто бывает так, что к концу дня им трудно понять, кто же они на самом деле, поскольку для раз­ных ролей у них разные стандарты. Неудивительно, что так много людей сегодня страдает от психических срывов.

Существует три сферы, в которых обычно оступаются ли­деры: незаконный секс, наркомания или пьянство и финансо­вые махинации. Марион Берри сделал много замечательных вещей для своих избирателей, однако он погубил себя, упо­требляя запрещенные наркотики и поддерживая наркотичес­кую индустрию. Принимая во внимание тот факт, что нарко­мания — одна из величайших проблем молодого поколения в этой стране, в высшей степени безответственно избирать мэром столицы человека, замешанного в употреблении нар­котиков.

Президент Клинтон тоже предал свой народ. В каком-то смысле он повинен в инцесте. То есть, будучи опекуном или отцом своего народа, он вступил в связь с девушкой, которая годилась ему в дочери. Если бы он был обычным отцом или обычным руководителем какой-либо организации, не могло бы быть и речи о том, чтобы он сохранил свой пост.

Одна из моих учениц, которая занимала высокий пост в военно-морском флоте Соединенных Штатов, сказала мне, что если бы она или кто-то из ее подчиненных сделал что-ли­бо даже отдаленно напоминающее проступок президента Клинтона, она бы немедленно лишилась карьеры военного. А президент Клинтон, ее главнокомандующий, хотя и был уличен в прелюбодеянии, не потерял поддержки американ­цев и остался на своем посту. Это противоречит духу истин­ного лидерства.

Позже стало известно, что примеру Клинтона последова­ли и другие. Вместо того, чтобы подумать о том, какой при­мер он подает людям, Клинтон избрал сиюминутное наслаж­дение. Такой образ мыслей порождает псевдолидеров по всему миру и ведет к упадку цивилизации.

Мы должны разбудить людей и сказать им, что пришло время настоящего, воодушевленного руководства, которое должно прийти на смену обусловленному руководству. Нам нужны лидеры, готовые руководить изнутри.

Помимо плохого имиджа, который поступок Клинтона создал нашей стране, расследование обошлось налогопла­тельщикам в гигантскую сумму — более сорока миллионов долларов. Еще десять миллионов Клинтон потратил на своих адвокатов. Таким образом, пятьдесят миллионов было потра­чено на то, чтобы непосредственно убедиться в недостатке целостности в руководстве. Только представьте, какую поль­зу эти пятьдесят миллионов могли бы принести сфере обра­зования или социального обеспечения, окажись на месте пре­зидента хороший лидер!

Однако деньги — это еще не все. Клинтон лгал миллиарду человек. Многие считают, что он даже не раскаялся в своем проступке; он раскаялся только в том, что обманул людей. Большинство менеджеров потеряли бы работу, если бы вступили в связь с сотрудницей, годящейся им в дочери, однако в Соединенных Штатах в целом, и в Белом Доме в частности, это не сочли большим преступлением.

Тем не менее, многие люди посчитали бы негодяем руко­водителя, который злоупотребил своей властью, а потом еще и отрицал это. Прелюбодеяние уже само по себе является ло­жью, актом предательства, поэтому, когда совершивший проступок устраивает пресс-конференцию, чтобы рассказать людям правду, то это является своего рода противоречием.

Если изучить историю президентства в Соединенных Штатах, то можно увидеть, что подобные случаи не редкость. Уоррен Г. Хардинг занимался сексом в туалете Белого Дома с женщиной, на тридцать лет моложе себя. Джон Ф. Кеннеди делал то же самое, рассказывая при этом женщине, что ранее этим занимался Хардинг. Другие занимались сексом в плава­тельном бассейне Белого Дома. Таким образом, в стенах зда­ния, которое было построено, чтобы представлять американ­ский народ, в незаконную связь вступало множество лидеров. Вот пример того, как действия одного лидера становятся об­разцом подражания для других.

Президент Джонсон затащил к себе в постель одну из под­чиненных, хотя в соседней комнате спала его жена. Франклин Рузвельт также имел связь с секретаршей жены. Республикан­цы часто критиковали президента Грувера Кливленда за пре­любодеяния и за незаконнорожденного ребенка. Подобные аморальные поступки высокопоставленных руководителей, которые должны быть попечителями и защитниками граж­дан, происходят во всех организациях. Самое худшее, конеч­но, если такое случается с религиозным лидером — священ­ником, монахом, имамом или гуру. Даже некоторые Папы вступали в незаконные отношения, несмотря на пожизнен­ный обет безбрачия.

Основной причиной всех этих проблем является тот факт, что вожделение берет верх над любовью. Поскольку люди отождествляют любовь с удовлетворением чувств, идея люб­ви с легкостью деградирует до вожделения. В этом заключает­ся одна из причин увеличения случаев инцеста. Люди запро­граммированы думать гениталиями, ибо реклама и средства массовой информации, особенно в странах Запада, постоян­но бомбардируют нас образами, вызывающими сексуальное возбуждение. Более подробно я обсуждаю эту тему в своей книге «Духовный воин 2: обращая вожделение в любовь», и читателям, желающим лучше разобраться в этом вопросе, я рекомендую прочитать первую главу этой книги, озаглав­ленную «Секс и кризис руководства».

Наши рекомендации