Так ли уж необходимо носить еду с собой?

Идея «носить еду с собой, чтобы иметь возможность накормить себя в любой момент», сопротивление вызывает всегда. Некогда собирать еду утром, не хочется таскать в сумке, а вдруг просыпется или прольется… И снова на помощь приходит материнский/отцовский опыт. Если у вас есть ребенок, то когда-то он был маленьким. Годовалым, двухгодовалым, трехлеткой. Можете ли вы вспомнить поездку к друзьям или родственникам, прогулку в парке или визит к бабушке и дедушке без заветной «коробочки с едой»? Лично я – нет. Когда моему сыну был год, два, три, у нас с собой всегда были детское печенье, морковка, яблоко, сушки. Так спросите себя, чем ваш Внутренний Ребенок хуже? Почему он не может получить небольшой перекус из ваших рук в тот момент, когда голоден, вместо того, чтобы горько плакать до тех пор, пока вы не придете домой? Ваша «коробочка с едой» действительно словно любимое одеялко или игрушка у малыша – вы не можете оценить ее значимость до тех пор, пока она вам не понадобится. Любимое одеялко всегда в коляске, ребенок спокойно посасывает его уголок, и вы не замечаете его наличия. Но попробуйте забыть одеялко в гостях!

Да что там малыши, пару лет назад мой вполне себе взрослый 8-летний сын забыл свою любимую плюшевую собаку в доме, который мы снимали на каникулах в Испании. Каждую ночь, прежде чем уснуть, он горько плакал у меня на руках, потому что его собаки с ним не было. Собаку привез из командировки и подарил ему мой муж, и она много для него значит. Благодаря владельцу дома, собака вернулась к нам в целости и сохранности, и теперь ее можно встретить валяющейся на кровати, под кроватью, в гамаке в детской, куда она отправляется, выполнив свою «засыпательную» функцию.

Пусть ваш Внутренний Ребенок знает: у него есть «страховочная» еда, и ему не придется плакать от голода.

Я живу и работаю в большом городе, у меня нет нужды носить еду с собой…

Другое возражение, которое я часто слышу, – мне нет нужды иметь с собой «коробочку с едой», вокруг моего рабочего места, да и везде в городе полно кафе, ресторанов, булочных, где всегда можно найти чем перекусить. На самом деле жизнь полна непредсказуемых ситуаций. На работе случается форс-мажор, и вас задерживают на пару часов ровно тогда, когда вы уже предвкушали бифштекс, салат и боевик по телевизору через полчаса. Случается авария, внезапная поломка, вы застреваете в пробке, в поезде, в автобусе, в лифте. Вы отправляетесь в поездку и уверены, что на вокзале обязательно будет кафе, а если нет, то радушные бабушки с пирожками и отварной горячей картошкой, однако кафе закрыто, или там очередь, которую нет времени стоять, а бабушек разогнал строгий усатый полицейский.

Мой собственный «эпик фейл» в этой области совершенно свежий, травма еще не успела зажить: совсем недавно мы с семьей летели в отпуск новыми для нас авиалиниями. Поскольку рейс был регулярным, не чартерным и не дискаунтным, мы с мужем решили, что запас еды мы брать не будем, а купим ее в самолете – обычно в самолете всегда можно купить еду. Оказалось, что именно эти авиалинии требуют, чтобы еду у них заказывали заранее, и купить ее на борту нельзя. Несчастные и голодные, мы спешились в аэропорту небольшой южной страны, устремившись на поиски кофейни или ресторана… Еду, которую нам подали там, мы до сих пор вспоминаем в цветных кошмарных снах – например макароны с размолотой в пыль сосиской, на которую мой сын удивленно отреагировал, что, мол, такое он не ест. В итоге к месту нашего пребывания мы прибыли уже глубоко в ночи, чудовищно голодными, чтобы обнаружить, что поблизости ночью купить еду невозможно – нужно ехать на такси в город. Это был последний раз в моей жизни, когда я рискнула выйти их дома без неприкосновенного запаса в заветной коробочке.


Реакции окружающих на «еду с собой»

Еще один момент, который часто смущает людей, – взгляды, комментарии и насмешки коллег на тему тех, кто приносит еду с собой. В голландской культуре такое нечасто встретишь, но вот в российской и американской – сколько угодно. В этом случае рекомендация одна: просто продолжайте делать это. Носите еду с собой, оставляйте ее на общей кухне или, если вы работаете в общей комнате, выкладывайте демонстративно у себя на столе. Обязательно придет момент, когда оголодавший коллега утащит у вас яблоко или попросит булочку. Орехи, сухофрукты, конфеты в миске быстро «растаскиваются» только что хихикавшими сотрудниками. Вы приобретаете популярность как человек, на которого в плане еды можно положиться. И рано или поздно вам придется намекнуть коллегам, что ваша еда – это ваша еда, и собрать с них деньги на общую вазу с фруктами, ибо идея склонна прививаться.


Но я действительно не могу понять, чего я хочу!

Если подобное случается с вами частенько, то это нередко отражает более глубокую проблему, чем вам кажется. Не «я не в состоянии решить, чего мне хочется», а «однажды я запретил себе хотеть». Иногда именно с этого начинается путь в терапию.

Если вы действительно не в состоянии решить, чего вам хочется, не паникуйте. Съешьте нечто с нейтральным, простым вкусом – ломтик хлеба, немного пасты, полстакана молока, немного отварной крупы – риса, киноа, гречки, чечевицы. Попробуйте спросить еще раз, в какую сторону должен был отличаться желанный вкус от того, который вы ощутили только что. Кислее? Острее? Более плотное? И наблюдайте, наблюдайте за своей жизнью – как часто вы делаете действительно то, что хотите, как часто ваши выборы продиктованы собственными желаниями и потребностями, а не соображениями, «как это должно быть правильно».

Вы можете совершить массу открытий на этом пути. Начав выбирать, что ей хочется есть, моя чрезвычайно пожилая пациентка, много лет полностью обеспечивавшая потребности бывшего мужа, страдающего редким органическим расстройством, сопровождавшимся кратковременной потерей памяти, взбунтовалась. Бывший муж пользовался ее услугами уборщицы, кухарки, домработницы, но при этом не отказывал себе в удовольствии регулярно навещать соседку напротив, более молодую одинокую женщину, для совместного проведения досуга. Обычно пациентка, узнав об этом, сидела дома и плакала. Начав практиковать недиетический подход, она в один прекрасный день решила – баста! – и поставила донжуану условие – выбирай, или она, или я. Донжуан согласился, но через несколько дней снова навестил соседку. К его изумлению, когда он попросил бывшую супругу убрать в доме и купить продукты, она не только отказалась, но и сообщила, что оставаться ночевать в ее доме он более не может. Он разразился длинным письмом о вечной к ней любви – в стихах. Ситуация не изменилась. Пациентка сказала – знаешь, у меня освободилось столько времени, что я наконец смогла восстановить отношения с потерявшейся когда-то школьной подругой. Она приехала, мы ели, болтали, и оказалось, у нас есть общее увлечение – кошки. Теперь она полна планов совместной с подругой деятельности по разведению персидских кошек, и впервые за полгода работа стала передвигаться без поддерживающей тележки – роллатора.


Заглядывая глубже…

Кэрол Грэнник, один из известных специалистов в области недиетического подхода, разработала методику визуализации, помогающую открыть бессознательные причины еды после насыщения. Вот описание этой техники.

Для начала найдите удобное спокойное помещение, сядьте поудобнее и закройте глаза. Представьте себе, что вы смотрите видеосъемку самого последнего момента в вашей жизни, когда вы основательно переели, или любого, который всплывает в вашей голове прямо сейчас. Представьте себе, что вы оказались внутри этого момента и этой ситуации.

Вернитесь к началу вашего пищевого опыта и отметьте как можно более точно, в какой момент наступит насыщение. Представьте, что вы не стали продолжать есть, а отложили вилку, ложку или пакет. Что при этом произошло? Какие мысли, какие чувства у вас возникают? Они, возможно и даже вероятно, вовсе не относятся к еде, а относятся к чему-то совершенно другому?

Выполняя эту визуализацию, Кира, одна из участниц нашей группы, обнаружила, что, остановившись сразу после насыщения, она сильно злится на своего босса. Рассказывая об этом, она упомянула о незначительном конфликте, возникшем у нее с начальником. Конфликт вроде бы быстро исчерпал себя и не от ставил неприятных последствий, ни эмоциональных, ни реальных. Однако, исследуя тот опыт, Кира обнаружила, что злилась на начальника потому, что в глубине души признавала его правоту в том вопросе, о котором они поспорили.

Кира отметила, что остановиться вовремя было очень комфортным для нее ощущением. Однако в реальности она переела, и сейчас она открыла, что в том акте переедания содержался аспект аутоагрессии – она пыталась наказать себя за то, что не смогла признать свою неправоту перед начальником.

Я спросила Киру, может ли она отыскать и расслышать внутри себя поддерживающий ее голос, и что он мог бы ей сказать. Она услышала голос своего терапевта (это была не я), который говорил ей, что всем бывает сложно признать свою ошибку вслух, что ничего приятного в этом нет, и совершенно нормально, что она почувствовала злость на босса, хотя на самом деле злилась на себя.

Мы договорились с Кирой и участниками группы, что каждый раз, когда они ощущают утраты контроля над съеденным, они буду пробовать пристально спрашивать себя: «Что за чувства возникнут у меня, если я остановлюсь прямо сейчас?» Часто удается обнаружить, что акт переедания несет в себе функцию маскировки определенных переживаний и что с возникшими эмоциями можно справиться без помощи еды.


Экспериментариум 8

1. Карта осознанного питания. (по Сюзан Олберс, переработано)

Используя эту карту, вы можете существенно увеличить уровень осознанности вашего питания и вовремя услышать сигналы о насыщении. Просто закройте глаза и случайным образом ткните пальцем на любую кнопку на следующей странице. Используйте при любом приеме пищи.

Наши рекомендации