Методические указания по оформлению домашней контрольной работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
(ГБОУ СПО ОКСЭИ)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_____________________ С.В. Поспелова
«___» ___________________ 2012 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению контрольной работы
По дисциплине «История»
Для студентов отделения заочного обучения
Специальности
Банковское дело»
Оренбург 2012
Разработчик:
Швиндина Н..А. - преподаватель ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.
Одобрена:
Цикловой комиссией общественных дисциплин, протокол заседания комиссии № ______ от «_____»__________________201___г.
Лыжина Л.А. - председатель Цикловой комиссией общественных дисциплин ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.
Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины:
- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира;
- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв.;
- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;
- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений;
- научить использовать опыт, накопленный человечеством.
Основные задачи курса:
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ – ХХI вв.;
- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
- обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ – ХХI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Самостоятельная работа студентов направлена на глубокое изучение отдельных вопросов дисциплины кратко рассматриваемых на аудиторных занятиях.
1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:
1.4.1.Техник по информационным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Итоговый контроль предусмотрен в форме экзамена.
3. Тематический план
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Введение | Общая характеристика и периодизация новейшей истории. |
Раздел 1.Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» | |
Тема 1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны» | Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи. |
Тема 1.2. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости | Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств в следствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Трудности преодоления отсталости. |
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века | |
Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США | Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. «Новая экономическая политика» Р.Никсона. Основные направления социально-экономической политики в период президентства Д.Буша и Б.Клинтона. Рост значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем. |
Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия | Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе. |
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ в. | Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. Формирование консервативной модели социализма. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы. |
Тема 2.4. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Япония | Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий. |
Тема 2.5. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай | Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития. |
Тема 2.6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Индия | Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950 г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. Национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004 г. |
Тема 2.7. Советская концепция «нового политического мышления» | Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны». Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма». |
Тема 2.8. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начала ХХI вв. | Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Аммерики во второй половине ХХ в. борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия). |
Тема 2.9. Международные отношения во второй половине ХХ века. От двухполюсной системы к новой политической модели | Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н. Хрущева в США (1959 г.). Берлинский кризис (1960 г.). Карибский кризис (1962 г.). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. |
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале ХХI вв. | |
Тема 3.1. Научно-техническая революция и культура | НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре. |
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах | Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины ХХ века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. |
Раздел 4. Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы человечества | |
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика | Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО. |
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности | Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности. |
Тема 4.3. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму | Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма. |
Тема 4.4. Российская Федерация – проблемы социально-экономического и культурного развития | Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Международные культурные связи России. |
Методические указания по оформлению домашней контрольной работы
В методических рекомендациях приводится 10 вариантов - по два теоретических задания в каждом. Вариант определяется по последней цифре номера личного дела студента отделения заочного обучения.
Приступать к выполнению задания следует после изучения рекомендованной литературы. При выполнении работы не допускается использование только одного источника.Грамотно раскрыть суть излагаемого вопроса можно только после проведения анализа рекомендуемой литературы. Допускается поиск информации в сети общего доступа (Интернет).
Ответы должны быть четкими и по существу.
Рукописный объем работы не должен превышать объема ученической тетради (18 листов). В конце тетради следует оставить чистые страницы (1-2) для рецензии преподавателя.
Печатная форма работы должна иметь: титульный лист, содержание вопроса, перечень используемых источников. Объем – 12-15 печатных листов. Текст работы должен быть оформлен в текстовом редакторе Word Microsoft. Размер бумаги – А4 (210 х 297 мм). Поля: верхнее – 2 см; нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см. Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовка полужирный, размер 16 пт. Межстрочный интервал: полуторный. Титульный лист содержит наименование образовательного учреждения, наименование дисциплины, фамилию, имя и отчество автора, номер группы, номер личного дела, адрес, город, год написания. Титульный лист в общее количество печатных листов работы не включается.
В конце работы следует привести список использованной литературы, соблюдая требования к библиографическому описанию документа, например:
1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, ХХ – начало ХХI века. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 319 с.
Получив проверенную работу следует исправить (в соответствии с указаниями преподавателя) имеющиеся недочеты. К экзамену по истории допускаются только те студенты, контрольная работа которых зачтена.