Методические указания по оформлению домашней контрольной работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

(ГБОУ СПО ОКСЭИ)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_____________________ С.В. Поспелова

«___» ___________________ 2012 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению контрольной работы

По дисциплине «История»

Для студентов отделения заочного обучения

Специальности

Банковское дело»

Оренбург 2012

Разработчик:

Швиндина Н..А. - преподаватель ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.

Одобрена:

Цикловой комиссией общественных дисциплин, протокол заседания комиссии № ______ от «_____»__________________201___г.

Лыжина Л.А. - председатель Цикловой комиссией общественных дисциплин ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.

Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины:

- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира;

- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв.;

- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;

- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений;

- научить использовать опыт, накопленный человечеством.

Основные задачи курса:

- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ – ХХI вв.;

- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;

- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;

- обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ – ХХI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Самостоятельная работа студентов направлена на глубокое изучение отдельных вопросов дисциплины кратко рассматриваемых на аудиторных занятиях.

1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

1.4.1.Техник по информационным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Итоговый контроль предусмотрен в форме экзамена.

3. Тематический план

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
Введение Общая характеристика и периодизация новейшей истории.
Раздел 1.Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»  
Тема 1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны» Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.  
Тема 1.2. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств в следствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Трудности преодоления отсталости.  
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века  
Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. «Новая экономическая политика» Р.Никсона. Основные направления социально-экономической политики в период президентства Д.Буша и Б.Клинтона. Рост значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем.
Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ в. Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. Формирование консервативной модели социализма. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.  
Тема 2.4. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Япония Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий.
Тема 2.5. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.
Тема 2.6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Индия Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950 г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. Национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004 г.
Тема 2.7. Советская концепция «нового политического мышления» Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны». Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма».
Тема 2.8. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начала ХХI вв. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Аммерики во второй половине ХХ в. борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).
Тема 2.9. Международные отношения во второй половине ХХ века. От двухполюсной системы к новой политической модели Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н. Хрущева в США (1959 г.). Берлинский кризис (1960 г.). Карибский кризис (1962 г.). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки.
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале ХХI вв.  
Тема 3.1. Научно-техническая революция и культура НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины ХХ века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
Раздел 4. Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы человечества  
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Тема 4.3. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.
Тема 4.4. Российская Федерация – проблемы социально-экономического и культурного развития Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Международные культурные связи России.

Методические указания по оформлению домашней контрольной работы

В методических рекомендациях приводится 10 вариантов - по два теоретических задания в каждом. Вариант определяется по последней цифре номера личного дела студента отделения заочного обучения.

Приступать к выполнению задания следует после изучения рекомендованной литературы. При выполнении работы не допускается использование только одного источника.Грамотно раскрыть суть излагаемого вопроса можно только после проведения анализа рекомендуемой литературы. Допускается поиск информации в сети общего доступа (Интернет).

Ответы должны быть четкими и по существу.

Рукописный объем работы не должен превышать объема ученической тетради (18 листов). В конце тетради следует оставить чистые страницы (1-2) для рецензии преподавателя.

Печатная форма работы должна иметь: титульный лист, содержание вопроса, перечень используемых источников. Объем – 12-15 печатных листов. Текст работы должен быть оформлен в текстовом редакторе Word Microsoft. Размер бумаги – А4 (210 х 297 мм). Поля: верхнее – 2 см; нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см. Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовка полужирный, размер 16 пт. Межстрочный интервал: полуторный. Титульный лист содержит наименование образовательного учреждения, наименование дисциплины, фамилию, имя и отчество автора, номер группы, номер личного дела, адрес, город, год написания. Титульный лист в общее количество печатных листов работы не включается.

В конце работы следует привести список использованной литературы, соблюдая требования к библиографическому описанию документа, например:

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, ХХ – начало ХХI века. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 319 с.

Получив проверенную работу следует исправить (в соответствии с указаниями преподавателя) имеющиеся недочеты. К экзамену по истории допускаются только те студенты, контрольная работа которых зачтена.

Наши рекомендации