Экстремальное программирование
Реалии последних лет показали, что для систем, требования к которым изменяются достаточно часто, необходимо еще больше уменьшить длительность витка спирального жизненного цикла. В связи с этим сейчас стали весьма популярными быстрые жизненные циклы разработки, например жизненный цикл в методологии eXtreme Programming (XP).
Основная идея жизненного цикла экстремального подхода – максимальное укорачивание длительности одного этапа жизненного цикла и тесное взаимодействие с заказчиком. По сути, на каждом этапе происходит реализация и тестирование одной функции системы, после завершения которых, система сразу передается заказчику на проверку или эксплуатацию.
Основная проблема данного подхода – интерфейсы между модулями, реализующими эту функцию. Если во всех предыдущих типах жизненного цикла интерфейсы достаточно четко определяются в самом начале разработки, поскольку заранее известны все модули, то при экстремальном подходе интерфейсы проектируются «на лету», вместе с разрабатываемыми модулями.
Сравнение различных типов жизненного цикла
и вспомогательные процессы
Особенности рассмотренных выше типов жизненного цикла сведены в таблицу 1. Из нее можно видеть, что различные типы жизненных циклов применяются в зависимости от планируемой частоты внесения изменений в систему, сроков разработки и ее сложности. Жизненные циклы с более короткими фазами больше подходят для разработки систем, требования к которым еще не устоялись и вырабатываются во взаимодействии с заказчиком системы во время ее разработки.
Таблица 1. Сравнение различных типов жизненного цикла
Тип жизненного цикла | Длина цикла | Верификация и внесение изменений | Интеграция отдельных компонент системы |
Каскадный | Все этапы разработки системы. Длинный | В конце разработки всей системы. Редко. | Четко определенные до начала кодирования интерфейсы. |
V-образный | Все этапы разработки системы. Длинный | В конце полной разработки каждого из этапов системы. Средне. | Редко изменяемые интерфейсы. |
Спиральный | Разработка одной версии системы. Средний. | В конце разработки каждого из этапов версии системы. Средне. | Периодически изменяемые интерфейсы, редко меняемые в пределах версии. |
XP | Разработка одной истории. Короткий. | В конце разработки каждой истории. Очень часто | Часто изменяемые интерфейсы. |
В приведенном выше описании различных моделей жизненного цикла по сути затрагивался только один процесс – процесс разработки системы. На самом деле в любой модели жизненного цикла можно увидеть четыре вида процессов:
1. Основной процесс разработки
2. Процесс верификации
3. Процесс управления разработкой
4. Вспомогательные (поддерживающие) процессы
Процесс верификации – процесс, направленный на проверку корректности разрабатываемой системы и определения степени ее соответствия требованиям заказчика. Подробному рассмотрению этого процесса и посвящен данный учебный курс.
Процесс управления разработкой – отдельная дисциплина, на управление очень сильно влияет тип жизненного цикла основного процесса разработки. По сути, чем короче один этап жизненного цикла, тем активнее управление, и тем больше задач стоит на менеджере проекта. При классических схемах достаточно просто построить иерархическую пирамиду подчиненности, у которой каждый нижестоящий менеджер отвечает за разработку определенной части системы. В XP-подходе нет жесткого разделения системы на части и менеджер должен охватывать все истории. При этом процесс управления активен на протяжении всего жизненного цикла основного процесса разработки.
Вспомогательные (поддерживающие) процессы обеспечивают своевременное создание всего, что может понадобиться разработчику или конечному пользователю. Сюда входит подготовка пользовательской документации, подготовка приемо-сдаточных тестов, управление конфигурациями и изменениями, взаимодействие с заказчиком и т.д. Вообще говоря, вспомогательные процессы могут существовать в течение всего жизненного цикла разработки, а могут быть своеобразными стыкующими звеньями между процессом разработки и процессом эксплуатации.
Лекция 2
Ролевой состав коллектива разработчиков, взаимодействие
между ролями в различных технологических процессах
Когда проектная команда включает более двух человек неизбежно встает вопрос о распределении ролей, прав и ответственности в команде. Конкретный набор ролей определяется многими факторами – количеством участников разработки и их личными предпочтениями, принятой методологией разработки, особенностями проекта и другими факторами. Практически в любом коллективе разработчиков можно выделить перечисленные ниже роли. Некоторые из них могут вовсе отсутствовать, при этом отдельные люди могут выполнять сразу несколько ролей, однако общий состав меняется мало.
Заказчик (заявитель). Эта роль принадлежит представителю организации, заказавшей разрабатываемую систему. Обычно заявитель ограничен в своем взаимодействии и общается только с менеджерами проекта и специалистом по сертификации или внедрению. Обычно заказчик имеет право изменять требования к продукту (только во взаимодействии с менеджерами), читать проектную и сертификационную документацию, затрагивающую нетехнические особенности разрабатываемой системы.
Менеджер проекта. Эта роль обеспечивает коммуникационный канал между заказчиком и проектной группой. Менеджер продукта управляет ожиданиями заказчика, разрабатывает и поддерживает бизнес-контекст проекта. Его работа не связана напрямую с продажей продукта, он сфокусирован на продукте, его задача - определить и обеспечить требования заказчика. Менеджер проекта имеет право изменять требования к продукту и финальную документацию на продукт.
Менеджер программы. Эта роль управляет коммуникациями и взаимоотношениями в проектной группе, является в некотором роде координатором, разрабатывает функциональные спецификации и управляет ими, ведет график проекта и отчитывается по состоянию проекта, инициирует принятие критичных для хода проекта решений.
Менеджер программы имеет право изменять функциональные спецификации верхнего уровня, план-график проекта, распределение ресурсов по задачам. Часто на практике роль менеджера проекта и менеджера программы выполняет один человек.
Разработчик. Разработчик принимает технические решения, которые могут быть реализованы и использованы, создает продукт, удовлетворяющий спецификациям и ожиданиям заказчика, консультирует другие роли в ходе проекта. Он участвует в обзорах, реализует возможности продукта, участвует в создании функциональных спецификаций, отслеживает и исправляет ошибки за приемлемое время. В контексте конкретного проекта роль разработчика может подразумевать, например, инсталляцию программного обеспечения, настройку продукта или услуги. Разработчик имеет доступ ко всей проектной документации, включая документацию по тестированию, имеет право на изменение программного кода системы в рамках своих служебных обязанностей.
Специалист по тестированию. Специалист по тестированию определяет стратегию тестирования, тест-требования и тест-планы для каждой из фаз проекта, выполняет тестирование системы, собирает и анализирует отчеты о прохождении тестирования. Тест-требования должны покрывать системные требования, функциональные спецификации, требования к надежности и нагрузочной способности, пользовательские интерфейсы и собственно программный код. В реальности роль специалиста по тестированию часто разбивается на две – разработчика тестов и тестировщика. Тестировщик выполняет все работы по выполнению тестов и сбору информации, разработчик тестов – всю остальные работы.
Специалист по контролю качества. Эта роль принадлежит члену проектной группы, который осуществляет взаимодействие с разработчиком, менеджером программы и специалистами по безопасности и сертификации с целью отслеживания целостной картины качества продукта, его соответствия стандартам и спецификациям, предусмотренным проектной документацией. Следует различать специалиста по тестированию и специалиста по контролю качества. Последний не является членом технического персонала проекта, ответственным за детали и технику работы. Контроль качества подразумевает в первую очередь контроль самих процессов разработки и проверку их соответствия определенным в стандартах качества критериям.
Специалист по сертификации. При разработке систем, к надежности которых предъявляются повышенные требования, перед вводом системы в эксплуатацию требуется подтверждение со стороны уполномоченного органа (обычно государственного) соответствия ее эксплуатационных характеристик заданным критериям. Такое соответствие определяется в ходе сертификации системы. Специалист по сертификации может либо быть представителем сертифицирующих органов, включенным в состав коллектива разработчиков, либо наоборот – представлять интересы разработчиков в сертифицирующем органе. Специалист по сертификации приводит документацию на программную систему в соответствие требованиям сертифицирующего органа, либо участвует в процессе создания документации с учетом этим требованиям. Также специалист по сертификации ответственен за все взаимодействие между коллективом разработчиков и сертифицирующим органом. Важной особенностью роли является независимость специалиста от проектной группы на всех этапах создания продукта. Взаимодействие специалиста с членами проектной группы ограничивается менеджерами по проекту и по программе.
Специалист по внедрению и сопровождению. Участвует в анализе особенностей площадки заказчика, на которой планируется проводить внедрение разрабатываемой системы, выполняет весь спектр работ по установке и настройке системы, проводит обучение пользователей.
Специалист по безопасности. Данный специалист ответственен за весь спектр вопросов безопасности создаваемого продукта. Его работа начинается с участия в написании требований к продукту и заканчивается финальной стадией сертификации продукта.
Инструктор. Эта роль отвечает за снижение затрат на дальнейшее сопровождение продукта, обеспечение максимальной эффективности работы пользователя. Важно, что речь идет о производительности пользователя, а не системы. Для обеспечения оптимальной продуктивности инструктор собирает статистику по производительности пользователей и создает решения для повышения производительности, в том числе с использованием различных аудиовизуальных средств. Инструктор принимает участие во всех обсуждениях пользовательского интерфейса и архитектуры продукта.
Технический писатель. Лицо, осуществляющее эту роль, несет обязанности по подготовке документации к разработанному продукту, финального описания функциональных возможностей. Так же он участвует в написании сопроводительных документов (системы помощи, руководство пользователя).
Лекция 3