Это люди, которые делают дело
Одной из ключевых инициатив Нарделли была реформа, связанная с ресурсами, названная SOAR (Strategic Operating and Resource Planning: стратегическое управление и планирование ресурсов). Нарделли давно узнал, что ключом к реализации любой стратегии являются человеческие ресурсы. Home Depot в то время «стала претворять в жизнь серию инициатив, начиная с матрицы выполнения, которая действительно отразила качественные и количественные ожидания нашей команды менеджеров и наших союзников по всей организации». Нарделли тогда провел ряд «обучающих экспериментов» — серию тренингов по лидерству для руководства высшего звена, менеджеров среднего звена и менеджеров магазинов и т. д.
К осени 2004 года более 800 магазинов имели стойки самообслуживания и каждый магазин был в некоторой степени вовлечен в модернизацию компании. Нарделли понимает афоризм Друкера «структура следует за стратегией». Он провел реорганизацию, чтобы обеспечить лучшее обслуживание профессионального рынка.
Я думаю, что следует идентифицировать вашу стратегию и затем организационно поддержать ее. Реальный дифференцирующий элемент - это распределение ресурсов, как «человеческих», так и материальных. На уровне руководства мы проходим основную трансформацию.
Стратегия Нарделли, в конце концов привела к выплате дивидендов и способствовала увеличению сбыта и операционной прибыли. Но этот успех пришел позже, значительно позже, как это казалось бывшему топ-менеджеру GE. В действительности в первые годы позиции Нарделли на новом месте были, несомненно, шаткими.
Первая радость от его появления (протеже Уэлча!) рассеялась слишком быстро. Медовый месяц закончился. Инвесторы потеряли терпение и начали распродавать по демпинговым ценам акции Home Depot. Неожиданно человек, который, как предполагалось, должен был стать вторым Джеком Уэлчем, начал выглядеть как испорченный товар.
По этой причине пресса принялась обсуждать Нарделли и Home Depot. Но Нарделли был настроен на долгую работу:
Я постигал все с опытом. Иногда вам, для того чтобы выиграть, надо проиграть.
Многие доказывали, что Нарделли провел свои реформы слишком быстро. Критики отмечали, что Home Depot не стала аналогом GE — «компанией компаний», которая занималась авиационными двигателями, турбинами и энергетическим бизнесом, а не розничными продажами. Они также говорили, что корпоративные культуры GE и Home Depot вряд ли могли быть отличными друг от друга. В GE существовала культура, основанная на исполнительности и связанная общими ценностями. Культура Ноте Depot была более свободной и независимой.
Нарделли был всегда убежден в том, что его критики не правы. Когда журнал Fortune спросил его, что бы он поменял в своей политике, он ответил:
Я хотел бы двигаться быстрее... найти стратегию и быть способным претворить ее жизнь. Я думал, что я смогу сделать это быстрее. Мы не были такими проворными, каким должен быть розничный продавец. Модернизированные магазины функционируют на рынке лучше, чем немодернизированные. Поэтому очевидно то, что если бы мы могли двигаться быстрее, то мы бы скорее добились результата.
Точную цитату «я хотел бы двигаться быстрее» Уэлч употребил, возможно, неслучайно после 17 лет руководства GE. Он хотел двигаться быстрее, внося изменения в корпоративную культуру, запуская сервисные инициативы, реализовывая программу «Шесть сигм» и т. д. Однозначно Нарделли разделял убеждения Уэлча как в отношении скорости, так и в отношении перемен.
Уэлч и Нарделли имели также и другие схожие черты. Большинство людей забыло, как пресса ненавидела Уэлча в первые годы его работы. Газета Los Angeles Times припечатала его, назвав «неамериканцем», и почти все звали его «Нейтронный Джек». Когда Уэлч продал подразделение по производству бытовых приборов в 1984 году, газета New York Times с горечью комментировала: «Это выглядит так же, как если бы GM неожиданно прекратила выпуск автомобилей». Каждый его шаг, как казалось, осуждался в СМИ.
Суровая реальность заключается в том, что реформы в многомиллиардной компании приносят результат только через годы. Грубое давление со стороны прессы оказывает все большее влияние на сегодняшних топ-менеджеров, от которых ждут мгновенных результатов. Если недополучить рассчитанные доходы, даже меньше чем на пенни, то Уолл-стрит проклянет вас за неудачу.
Например, за несколько месяцев до назначения Нарделли, когда прежний исполнительный директор Артур Бланк предупредил о некотором снижении доходов Home Depot, инвесторы распродали акции так быстро, что за один день фондовый капитал сократился на 28% — это был самый черный день в истории Home Depot. Но для Нарделли тот день никогда не был плохим, у него просто была своя доля разочарования. Уолл-стрит очень строго отреагировала на его действия и фондовую стоимость компании. За один момент она сократилась вдвое.
Когда реформы стали приносить свои плоды, стоимость акций начала расти. По одному пункту она удвоилась менее чем за 18 месяцев.
Быть лидером означает принимать решения, которые другие могут назвать глупыми или неправильными. Требуется решительность и воля к победе, чтобы придерживаться своего плана, когда каждый день на вас обрушивается критика. Пресса характеризовала Нарделли как тонкокожего. Скорая на расправу Уолл-стрит и ремарки прессы досаждали ему. «Стоимость акций ликвидирует свое отставание благодаря стратегии», — утверждал он. И опять же Нарделли был верен своему оружию. Он хотел сделать из Home Depot компанию стоимостью в 100 миллиардов долларов. Он понимал, что самая крупная в мире организация по розничной продаже строительных материалов должна быть трансформирована. В противном случае риск не оправдывал себя. Темп внутренних реформ должен быть выше темпа внешних реформ, иначе мы окажемся позади. Мы должны, изменить модель бизнеса. Что беспокоит нас сейчас, возможно, не будет беспокоить нас в будущем.