Дружелюбные пользователи
Дети! Они увлекаются «всем этим». Д-р Сугата Митра, NIIТ Нью-дели, описывает удивительный эксперимент, проведенный в 1999 году. В Дели персональные компьютеры разместили в киосках и в общественных местах. Вечные пыльные бури сделали их неудобными для пользователей из-за полиатиленовых пленок на клавиатуре.
Не слишком заманчиво!
И все же ничего не знающие о компьютерах уличные мальчишки с радостью к ним подходили. (На компьютерах все было по-английски. Дети говорили на хинди.) Среднее время, с момента первого знакомства ребенка с компьютером до выхода в Интернет и начала путешествия по сайтам, равнялось... восьми минутам!
О Боже!
_____
«Зачем фокусироваться на этих подростках и тех, кому около двадцати? - писал Есоnоmist. — «Потому что они — первое молодое поколение, которое может изменить мир и изменяет его. Впервые в истории дети более грамотны, приспособлены и образованны, чем их родители, во всем, что касается важных для общества нововведений. Интернет спровоцировал первую индустриальную революцию, возглавляемую молодежью». Гуру инноваций Майкл Шрейдж назвал «это» веком старения (6). «Проблема новатора не в угрозе «разрушительных технологий», а в непрерывном росте числа полувзрослых, ими владеющих».
Мне 60. Надо ли сослать всех 60-летних «к морюК? Навсегда? Возможно, нет. Хотя я думаю, и следует честно признаться: «Неясно». Я скажу то, что говорю обычно: ЭТО КРЕСТОВЫЙ ПОХОД МОЛОДЕЖИ.
Я любопытен. Но самый любопытный из известных мне людей на 33 года старше меня. А именно, моя мама, ей 94 года. Так что, думаю, мы, «старые клячи», можем быть чертовски любознательны.
Но не в этом дело. Есть то, что... у меня не получается … это быть наивным! Ричард Фейнман, великий физик и лаупеат Нобелевской премии, говорит, что не случайно практически все крупные открытия в физике сделаны людьми, которым не было 25. Когда вам нет 25, вы не знаете, чего не знаете.
Я не допускаю своих детей к своему компьютеру! Причина: они слишком умны. Они постоянно пробуют то. Пробуют это. Растягивают его мощности до предела. И, разумеется, в результате... он виснет.
Что очень пугает меня.
Что не доставляет им ни малейшего беспокойства.
Они представители... нового вида. На самом деле, в Токио подросток, родившийся с игровым пультом в руке - иногда называется представителем «поколения большого пальца». То есть, пользуясь большими пальцами на пультах, они пользуются ими и в случаях, когда остальные используют указательный … например, чтобы включить свет. Есть десятки и сотни таких историй. И все они сводятся к одному: МОЛОДЕЖЬ БУДЕТ ДОМИНИРОВАТЬ В ЭТОЙ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. (КОТОРАЯ ИЗМЕНИТ ВСЕ.)
ИСХОДЯ И3 ЭТОГО, ПРЕДЛАГАЮ …
КИСЛОТНЫЙ ТЕСТ I: СКОЛЬКО ЧЛЕНОВ ВАШЕГО СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ МОЛОЖЕ 35? 30? 25?
Это правомерный вопрос.
Не так ли?
КИСЛОТНЫЙ ТЕСТ II: КОГДА ВАШ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ПРОВЕЛ... ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВНЕ СТЕН КОМПАНИИ... С КЕМ-НИБУДЬ МОЛОЖЕ … 25?
ТА ЖЕ МЫСЛЬ, А? (Украдена у Гэри Хэмела.)
У новой молодежи, вступающей в ряды глобальной рабочей силы, мы обнаруживаем — хвала им! — новые установки. И эти установки нелегко сокрушить разве что неясностям текущего состояния экономики. Эти неясности - прямые последствия хаоса/беспорядка, связанного с внедрением множества... по-настоящему трансформирующих технологий... сразу.
Это (вспомним) век интеллектуального капитала. Это (вспомним) век вознагражденного любопытства. (И не... обязательного повиновения.) Нам нужны люди, которьюе... с самого начала… будут... возражать. Полные решимости идти вперед... быстро. Не впечатленные... упрямством корпоративной бюрократии, против которой они выступают. Которые захотят... сделать пробоину во Вселенной. И ... воткнуть её обломок меж моих стареющих и хрупких ребер.
Благослови их Господь!
Пусть эти молодые революционеры быстро свергнут нас! (И обеспечат нам возможность «стричь купоны» в маразматической старости… надеюсь.)
_____
!
«ИНОСТРАННЫЙ» ОБМЕН
Несколько лет назад мой коллега в МсКinsеу работал с одним японским банком. Он находился в Токио, когда узнал, что его отец смертельно болен. Он немедленно вернулся домой и, увы, спустя несколько дней его отец скончался. Мой приятель был дома за день до похорон, когда его мать сообщила ему, что звонил «какой-то иностранец». Этот «иностранец» был председателем гигантского японского банка, звонившим, чтобы сказать, что соболезнует моему приятелю в этот момент великой скорби.
Я уверен, что у «важной (японской) шишки» был помощник, надоумивший его позвонить. Неважно. Важная шишка сделала... важный звонок.
_____
20. Создайте новые лидерские возможности!
Возможно, вы услышите это впервые: СПОСОБ СОЗДАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ - ЭТО... ПОЗВОЛИТЬ ЕМУ РУКОВОДИТЬ.
Новой экономикой. Новым миром. Новыми переменами. Худшее, что можно себе представить: «Ждите своей очереди».
Вы находите кого-то выдающегося. Потрясающе. Назначьте его ответственным. За что-нибудь. Прямо сейчас. Средней сложности проект включает множество задач. Множество подзадач. Перевожу: ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО… ЛИДЕРСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Используйте их. Разделите проект на несколько подзадач. Найдите энергичного, пылкого и воодушевленного «парня» — и с большим количеством умных идей по поводу нового, чем у вас или у меня — и назначьте его или ее ответственным. Так сколько ему/ей лет? 23? НУ И ЧТО?
Не обращайте на это внимания. ЛИДЕРСТВО - ЭТО НЕ СЛЕДСТВИЕ ВОЗРАСТА.
«Талантливые люди, — пишет Эд Майклз из МсKinsey & Co., — обычно не ждут своей очереди. Раньше мы видели в молодежи «стажеров»; сейчас они — власть. Бесспорно, впервые старшее поколение может — и должно — продвигать молодежь по карьерной лестнице со старта». Затем Майклз представляет список «запросов» поколения Х, только что выявленных крушением Интернет-компаний: Любят перемены. Желают ответственности с ранних лет. Жаждут свободы, независимости, власти. Одержамы построением своего личного человеческого капитала. Ценят его больше работы. Хотят сделать карьеру за короткий срок.
21. Любите разнообразие!
Я — фанат новой экономики. Следовательно, фанат творчества. Следовательно, фанат интеллектуального капитала.
Следовательно... ФАНАТ РАЗНООБРАЗИЯ. Означает ли это, что я фанат борьбы против расовой дискриминации? Не обязательно. Да и в любом случае дело не в этом.
А в чем же дело? Все просто: творчество и гигантские скачки вперед — результат... смешения/сочетания/хаоса. То есть разные люди, которые придумывают разные идеи, отскакивают друг от друга в сумасшедшем беспорядке... вызывают хаос...и в конце концов обусловливают рождение великой идеи... которая... изменит мир.
Business Week, август 2002: «Если нанять разносторонних, даже эксцентричных людей, смешать в неожиданных комбинациях и попросить сделать что-то необычное, это может привести к удивительным идеям».
«Откуда берутся хорошие идеи? — спрашивает многоуважаемьй глава лаборатории МIТМеdiа Lаb Николас Негропонте. — Это просто! Из различий. Креативность —результат неожиданных сопоставлений. Лучший способ максималировать различия — смешать возрасты, культуры и дисциплины».
Профессор Ричард Флорида из Саrnegie-Mellon в похожем ключе пишет о региональном накоплении «творческого капитала». (Или нехватке такового!) «Нельзя создать технически инновационное место, — продолжает Флорида, — если не открыть его для странностей, эксцентричности и отличий».
Итак, «разнообразие» означает «очень важную вещь» — источник жизненной силы наций.
Business Week, август 2002: «Предстоящая битва за иммигрантов: способность впитывать иностранцев могла бы определить, будет ли нация расти в индустриализированном мире или наступит застой».
Разнообразие также означает наличие «в каждом бухгалтерском отделе». Мой любимый герой многосерийной драмы Силиконовой долины — Стив Джобс. У Стива было... видение. И периодически он выдавал невероятные продукты... менявшие наш... взгляд на мир. Несомненно, есть много причин такого вьщающегося и непрерывного успеха. Но значительная его часть в том, что Стив всегда до отказа набивал группы разработки продуктов самыми разными, по-настоящему классными и странными людьми из по-настоящему классных и странных мест. «Откройте себя для лучших достижений человека, — сказал он как-то раз, — а затем старайтесь привнести эти достижения в дело, которым занимаетесь». Так он объяснил наличие в группах художников, актеров, поэтов, музыкантов... и любых других интригующих видов «чудаков»/творческих личностей, которые смотрят на мир сквозь другие очки.
Потом, разнообразие — это стратегический вопрос, и емкий, относящийся к причинам экономического успеха в будущем — для корпорации и для всей нации. Политкорректность? Забудьте! Разнообразие — это выживание — или вымирание — в новом смелом мире.
Повторим: ОТЛИЧИЕ ... ИЛИ СМЕРТЬ.
_____
«»
ГИП-ГИП, ГИБРИД!
Разнообразие означает многое. МНОГО ВАЖНЫХ ВЕЩЕЙ. Ведущий журналист Wall Street Journal Паскаль Зачари написал замечательную книгу «Глобальное Я: новые космополиты и передовая конкурентной борьбы» в 2000 году. «Разнообразие определяет здоровье и благосостояние нации в новом веке, - писал Зачари. — Сила в полукровках ... Ура гибридам ... Нечистые, смешанные, поддельные, несовершенные, грубые, черно-голубые и смешанные — эти люди унаследуют Землю.
Смешение — новая норма ... Смешение растопчет обособленность. Оно порождает творчество, питает человеческий дух, провоцирует экономический рост и укрепляет народы.»
К слову об экспрессивном языке!
_____
22. Освободите женщин!
Часто на моих семинарах в какой-то момент я показываю вот такой простой слайд: КТО-НИБУДЬ ИЗ ВАС СТРАДАЕТ ОТ ИЗБЫТКА ТАЛАНТОВ?
«Конечно, нет!» — отвечают все, как один, в аудитории. И конечно, вы тоже не страдаете от избытка талантов. (Может, это не так?) В конце концов, идет великая война за таланты.
Так где же вы их ищете? В самых дальних и неожиданных закутках и закоулках. Но есть одно не очень неожиданное место. А именно: большинство жителей США (и мира).
А именно: ЖЕНЩИНЫ.
(Это настолько важно, что вся следующая глава посвящена вздымающейся к вершинам корпораций волне женщин.)
23. Восхваляйте чудаков!
Надпись на бамперной наклейке одного психиатра из Северной Каролины гласила: «Свихнувшиеся проливают свет». «Отклонения показательны для любого массового рынка, когда-либо созданного, - писали преуспевающие техно-гуру и предприниматели Райан Мэттьюз и Уотт Уэкер. — То, что сначала кажется странным и опасным, становится следующим корпоративным днем выдачи зарплаты. Так вы ищете очередную рыночную идею? Она там... далеко за пределами». «Наш бизнес, — сказал великий рекламщик Дэйв Огилви, — нуждается в массовом переливании талантов. А талант, я думаю, можно, скорее всего, найти среди конконформистов, инакомыслящих и мятежников».
Давайте остановимся на Огилви. Вы опровергнете его утверждение, напомнив мне, что он «рекламщик». «Он говорит о «креативных людях» в рекламном агентстве — скажете вы. Вероятно. Но не думаю, что разница велика. В новом миродом порядке — вспомните продолжительную тираду по поводу идеи о добавляющей стоимость РSF — нам нужны «радикалы» в каждом закутке и расщелине предприятия. Радикалы... в закупках и логистике. Радикалы... в HR. Радикалы... под каждым стулом, свисающие с потолка, как летучие мыши. Радикалы: люди, не согласные с сегодняшним положением вещей! Люди, склонные придумывать новые ходы!
Так что же нам делать? Примите (не просто «терпите») их противоположную точку зрения!
Вот совет для начала: хватит искать под фонарными столбами, где искали до сах пор! Хватит нанимать выпускников одних и тех же школ... даже если эти школы «выдающиеся».
_____
!
ПЕЧЕНЫЙ МОНСТР
Когда-то я занимался подбором кандидатов на замещение вакансии для программы по социальной политике в Стэнфордской бизнес-школе. Я бегло просмотрел несколько сот заявлений, и только одно выделилось, а написавший его «должен был быть принят при любых обстоятельствах». Не поймите меня неправильно, каждый был очень смышлен. И многие уже возглавляли студенческие правительства. Но этот парень к тому же организовал команду, которая в конечном итоге, насколько я помню, попала в Книгу рекордов Гиннесса. Он и его товарищи-студенты испекли печенье весом в одну тонну — по-видимому, самое большое в мире. (Чертовски трудно себе представить, а?). Я отчаянно хотел этого человека… потому что он сделал что-то странное и эксцентричное по мировым стандаотам. Да, у него были приемлемые оценки. (И даже более того.) он к тому же имел этот... «фактор странности». И я решил, если он сделал что-то чудное в прошлом... то... шансы на то, что он сделает это еще когда-нибудь в будущем, резко возрастают.
(Мой пекарь стал метафорой. Я заклинаю всех и вся: «Найдите психов, пекущих печенья весом в одну тонну!»)
_____
Вы хотите ненормальных? (А ВЫ ИХ ХОТИТЕ.) Вы хотите чудаков? (ХОТИТЕ.) Ответ очевиден. Ищите в странных и ненормальных местах. Нанимайте людей из необычных мест. С необычным прошлым.
Вывод: никогда никого не нанимайте без… отклонений в прошлом. (БЕЗ ШУТОК.). Если они были «нормальными» с рождения, даже «блестяще» нормальными, не ждите, что они сделают что-нибудь странное, крутое и чудное завтра. Те, кто по команде «строится в шеренгу», веегда останутся такими.
Я часто говорю в аудитории на семинарах: «Никогда не нанимайте человека ео средним баллом 4,0». Звучит вызывающе. И, разумеется, оскорбляет значительную часть собравшихся — вложивших кучу времени и денег в образование своих детей и побуждающих их достичь этого балла. Конечно, я не против ума. Но средний балл 4,0 означает: абсолютно, положительно ... нет времени... заниматьея ерундой.
Если у вас есть привычка нарушать правила, она, скорее всего, выявится к восьмилетнему возрасту. И если она ло не проявилась ни к 8 годам, ни к 18, она уже наверняка не покажется и в 88.
Найдите типов с отклонениями!
Примите их!
Терпите их!
Пожинайте плоды их необычного поведения!
24. Обеспечьте условия для приключений!
«Проблема IВМ, АТ&T и других доминирующих корпораций, — писал директор HR АТ&T Бурк Стинсон, — в том, что бы привить новичкам дух авантюризма». Здорово!
Но добраться из пункта А в пункт Б нелегко. Пожалуй, стоит начать с изменения основополагающей логики «управления»: возможно, главной мыслью станет «Что «мы» можем сделать для «них»?», а не «Что «они» могут сделать для «нас»?»
«Фирмы, — пишет гуру в последней инстанции в деле построения карьеры Тим Холл, — не будут «управлять» карьерами сотрудников так, как это было в прошлом. Они предоставят возможности... позволяющие им развить индивидуальность и приспособляемость и таким образом стать ответственными за собственную карьеру».
Итог: лидеры, одержимые талантом, заняты... бизнесом создания авантюры. Постоянно.
25. Раскрытие великой тайны!
День Труда 2000 года, 75-й день рождения моей тещи. Она заявила, что накопила немало заветных желаний. Одно из них: сходить на бейсбол в знаменитый бостонский Фенуэй Парк. Повез ее мой шурин, а мы с женой поплелись следом. Нам повезло. Педро Мартинес играл за Red Sох. И делал то, что обычно делает Педро. Он превратил девять игроков противоположной команды в круглых идиотов.
Для меия это был прекраснsй день. Я кое-чему научился: ПЕДРО МАРТИНЕС ЛУЧШЕ МЕНЯ ДЕЛАЕТ БЕЙСБОЛЬНЫЕ ПОДАЧИ.
Не Бог весть, какое озарение, скажете вы:
Не согласен.
ФАКТ: некоторые люди более талантливы, чем другие. ФАКТ некоторые люди намного более талантливы, чем другие.
Вот что я узнал. И это одно из основных правил игры в талант.
Талант важен. Талант, наконец, это все, что у вас есть. Талант в вашем «пруду» составляет начало и конец вашего
_____
!
ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ «ВЯЛЫХ»? ГНАТЬ ИХ ВОН!
Может ли честность быть важнее, чем когда-либо? Ответ: ДА.
Логика примерно следующая: в «разжиженном» мире, где конкуренция не так высока, где жизненный цикл продукта тянется годами, где враг, его тактика и оружие iорошо известны... можно позволить людям немного расслабиться. Но, как я все это время утверждал, нам нужны... ЛУЧШИЕ. Я также утверждал, что нам нужно применить к ним... ФИЛОСОФИЮ «ВВЕРХ ИЛИ ВОН».
Такое поведение вридает боссу особый вес: если мы серьезно относимся к подходу «вверх или вон», назначения на посты по знакомству и другие формы нечестного поведения в отношении «проблемы людей» должны быть... ИЗГНАНЫ ВОН. ВОН. ВОН.
_____
предложения добавленной стоимости… начало и конец вашего предложения «решений» или «впечатлений» … начало и конец вашего... брэнда.
Что такое брэнд? Помните: это не просто логотип. Логотип Boston Red Sox здорово выглядит на джерси. За ним кроется множество традиций («капитал (8) брэнда» и так далее. Но когда все уже сделано и сказано, суть брэнда Red Sox … это Педро Мартинес вместе с 24 другими игроками, надевающими джерси Sox на 162 игры в сезон (плюс менеджер, тренеры, скауты и все остальные люди, благодаря которым существует команда).
Что такое «бейсбольнал команда»? Это просто: бейсбольная команда — это... СПИСОК ЕЕ ИГРОКОВ. Маркетинг в спорте важен. Несомненно. Но все спортивные маркето логи мира ничего не смогут сделать с командой, проигрывающей из года в год. На средних и длинных дистанциях правит талант.
В общем:
ТАЛАНТ = БРЭНД. А БРЭНД = ТАЛАНТ.
Дело закрыто.
Талант!
Сейчас!
Точка!
(Точка!)
! Контрасты
БЫЛО | ЕСТЬ |
Люди «важны» | Люди – это все |
«Сила людей» как лозунг | «Сила людей» - стратегия |
Профи HR, тасующие бумажки | Профи HR –рок-звезды |
Нанять, чтобы «заполнить кресло» | Нанять, чтобы сделать компанию великой |
«Конкурентноспособный» социальный пакет | Превосходный социальный пакет |
Талант «оплачивает себя» | Талант требует вознаграждения |
«Обучение» - один из отделов | Обучение – одержимость |
Заполнение щелей в «разнообразии» | Ощущение необходимости разнообразия |
Женщины плетутся сзади | Женщины лидируют |
Спокойное место работы с «потенциалом продвижения» | Великолепное место работы |
«HR» | Талант! |
«Коллектив» | Талант! |
«Сотрудники» | Талант! |
«Товарищи» | Талант! |
«Персонал» | Талант! |
21. Встречайте нового босса: правят женщины!
! Цветные правила...
· «Завтра принадлежит женщинам»
· Женщины импровизируют гораздо легче, чем мужчины.
· Женщины более независимы и чувствительны к доверию, чем мужчины.
· Женщины ценят и полагаются на интуицию больше, чем мужчины.
· В отличие от мужчин, в центре внимания женщин естественным образом находятся полномочия (а не иерархическая власть»).
· Женщины понимают и развивают отношения с большей легкостью, чем мужчины.
· «Мальчиков обучают таким образом, что это делает их потом ни на что не годными»
· «Я думаю, что у моего успеха есть «секрет». А именно, наём женщин»
! ТИРАДА Мы не готовы
Мы признаем, что возникает новый, динамичный мир. Но сохраняем свои иерархии, придуманные мужчинами и для мужчин. Мы «перестраиваем». Но наш образ мышления, уже сам наш лексикон («стройка») продолжает оставаться мужским. Мы признаем «права» женщин. Но игнорируем сильные стороны женщин. Мы ценим «жесткость». Но не видим, что женский брэнд жесткости намного более «стальной», чем мужской. Мы проповедуем ценность предприятия нового типа. Но пренебрегаем теми, кто, возможно, больше всего подходит, чтобы руководить ими. А именно: женщины.
! ВИДЕНИЕ Я представляю себе...
Женщину в Белом доме.
Новую эпоху, в которой мы все (как мужчины, так и женщины) почитаем, вознаграждаем и используем экстраординарные сильные стороны женщин. Доктрину предприятия, рассматривающую женщин во многом как ответ не только на «проблему таланта», но и на «проблему лидерства».
Мир, в котором эта чертова глава... абсолютно никому не нужна.