Комплексное проектирование системы управления инновационной деятельностью в регионе
Настоящая система управления проектируется в соответствии с установками Стратегии социально-экономического развития Владимирской области на поиск путей усиления инновационной активности, создания полноценной региональной инновационной системы, сохранения и приумножения человеческого капитала, рационального использования имеющихся ресурсов развития.
В литературе довольно-таки часто приводятся следующие типы системных представлений: микроскопическое, функциональное, иерархическое, макроскопическое и процессуальное[105].
Микроскопическое представление проектируемой системы управления основано на понимание её как множества явно выраженных и относительно неделимых величин – элементов системы, таких как «Формирование бюджета и реализация проекта «Инкубатор интеллектуальных кадров», «Организация внутрирегионального и межрегионального рекрутинга кадров», «Мониторинг профессионального роста и личностного развития работников», «Оценка воздействия факторов внутренней и внешней среды на развитие инновационной деятельности в регионе (риск-менеджмент)» и др.
Основной целью функционирования системы управления является бесперебойное кадровое обеспечение предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона, всех стадий инновационного процесса и участков инновационной деятельности с акцентом на процесс исследований и разработок с выходом на инновации, производственное проектирование, раскрытие ноу-хау, распространение и тиражирование инноваций.
Для обеспечения надлежащего функционирования системы управления предусмотрено выполнение следующих действий: прогнозирование и планирование потребности предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона в кадрах; организация внутрирегионального и межрегионального рекрутинга кадров, профессиональной подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров науки и инноваций; координация деятельности по развитию человеческого капитала организаций научно-инновационной сферы региона; учёт инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых на предприятиях, в организациях и учреждениях научно-инновационной сферы региона и контроль состояния системы.
Система управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала рассматривается как совокупность четырёх подсистем:
I. Подсистема воспроизводства человеческого капитала предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона;
II. Подсистема обеспечения предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона квалифицированными работниками;
III. Подсистема развития инновационного потенциала работников предприятий, организаций и учреждений области;
IV. Подсистема достижения эффективности управления.
Общий вид системы управления представлен на рис.21.
|
Рис.21Система управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала: общий вид
В целях воспроизводства эффективных работников умственного труда, предлагается создание инкубатора интеллектуальных кадров, воспринимаемого в качестве ведущего звена первой подсистемы (Приложение 14).
Инкубатор интеллектуальных кадров – это система целей и задач, способов, приёмов и методов их осуществления, комплекс программ и мероприятий, реализуемых органами государственной власти совместно с инновационно-активными организациями, образовательными учреждениями и общественными структурами и направленных на интеллектуальное развитие населения.
Цивилизованное общество не может именоваться таковым, не имея высоких результатов умственного труда. Проект «Инкубатор интеллектуальных кадров» ориентирован на достижение нового качества подготовки рабочих кадров и специалистов для инновационной экономики региона, повышение степени конкурентоспособности, профессионализма и компетентности работников, формирование кадрового состава предприятий наукоёмких отраслей, кадровое обеспечение высокотехнологичных рабочих мест, в широком смысле – на сохранение генофонда нации, воспитание достойных граждан и обеспечение будущего России.
Проект может быть реализован только на условиях государственно-частного партнёрства, что позволяет принять соответствующую Декларацию и сформировать пакет трёхсторонних соглашений между администрацией Владимирской области, образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами о сотрудничестве в деле интеллектуального воспитания детей, подростков и юношества.
Образовательные учреждения любого уровня (включая уровень дошкольных образовательных учреждений), поддерживающие проект, реализуют программы, направленные на интеллектуальное воспитание подрастающего поколения, развитие аналитических способностей, логики в действиях, позволяющих людям управлять собственной деятельностью.
В рамках проекта необходимо оказание всесторонней поддержки реализуемой во Владимирской области с августа 2008 года инновационной образовательной программы «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников». Она создана по инициативе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Аникеева, автором программы является д. псх. н. А.А. Плигин. Следует обеспечить включение в эту программу бóльшего числа участников, создание надлежащих условий для более широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс индивидуальных образовательных технологий, повышения уровня креативности учителя, развития профессионального мастерства. Программа направлена на обеспечение выбора учащимися образовательных учреждений исходя из индивидуальных способностей и предпочтений в целях достижения максимальных успехов в учёбе, на повышение степени обучаемости ребенка.
Предлагается создание адаптационных центров при учреждениях профессионального образования, в которых должно обеспечиваться взаимодействие учащихся выпускных классов, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, проведение совместных конкурсов, олимпиад и конференций. Важно открытие доступа будущим абитуриентам – учащимся старших классов общеобразовательных школ к библиотечным ресурсам учреждений профессионального образования; вовлечение в совместные программы интеллектуального воспитания образовательных школ и учреждений профессионального образования.
«Интернет-кафе», функционирующие в образовательных учреждениях, следует ориентировать только на образовательную и просветительскую деятельность. В них должен быть обеспечен доступ только к тем информационным ресурсам, которые направлены на повышение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
В соответствии с целями интеллектуального воспитания подрастающего поколения, следует предусмотреть возможности для создания образовательного канала – дочернего канала ГТРК «Владимир», в обязательном порядке обеспечить трансляцию передач в учреждениях образования области.
Органам государственной власти региона, реализуя право законодательной инициативы, необходимо сформировать пакет законопроектов, предусматривающих снижение стоимости на книгоиздательскую продукцию, направленную на интеллектуальное развитие нации, снабжение этой продукцией школьных библиотек, Владимирской областной юношеской библиотеки, обеспечение участия предприятий в софинансировании расходов на данный вид книгоиздательской продукции.
Важно правильно организовать работу с интеллектуально и академически одарёнными детьми и подростками, талантливой молодёжью. Пристальное внимание развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка должно уделяться ещё в дошкольном образовательном учреждении через реализацию специальных программ. По-прежнему сохраняет свою актуальность тезис, что необходимо обезопасить одарённого ребёнка от рутинности, монотонности, шаблонности образовательной среды, поддерживающих стандартизированный уровень развития учащегося, ориентированный на средние показатели[106]. В этой связи следует способствовать расширению сети специализированных школ, составляющих группу учреждений продвинутого обучения, воссозданию предметных школ для одарённых детей с привлечением к сотрудничеству вузовских преподавателей и лучших учителей-новаторов, поощрять деятельность научных обществ учащихся. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию организации научно-исследовательской работы студентов средних специальных и высших учебных заведений. В целях повышения уровня подготовки научных кадров, модернизации требует и система послевузовского образования.
Пропаганде в СМИ, семье и школе достойна модель успешного человека, формируемая в целях поддержки проекта «Инкубатор интеллектуальных кадров» (рис.22).
СЛАГАЕМЫЕ МОДЕЛИ
УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Рис.22Модель успешного человека
Государственного участия требует работа по созданию специализированных профориентационных подразделений на предприятиях и кафедрах вузов, лабораторий и центров для обеспечения прохождения учащимися учреждений начального профессионального образования, студентами учреждений среднего и высшего профессионального образования учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик, исключению формального подхода к оценке знаний, умений и навыков, приобретённых практикантами; обеспечению участия учащихся/студентов в проектах, реализуемых инновационно-активными организациями; формированию резерва кадров; сопровождению программ личностного роста учащихся/студентов.
Перспективной представляется идея создания Координационного совета при Губернаторе области по модернизации и технологическому развитию экономики региона, в состав которого должны войти первый заместитель Губернатора области по промышленности и экономической политике, председатели комитетов по промышленной политике и науке, экономической политике, представители политических партий, общественных организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. К работе на специальных заседаниях Координационного совета, проводимых по вопросам кадрового обеспечения инновационных производств и достижения нового качества подготовки работников, должны привлекаться руководители ведущих учреждений профессионального образования области, а также средних общеобразовательных школ, реализующих программы, направленные на интеллектуальное воспитание подрастающего поколения.
Значительные ресурсы государства следует направить на формирование интеллектуальной элиты, включающей лучших представителей научной общественности, специалистов-новаторов, талантливых государственных менеджеров, в целом, образованных, целеустремлённых и высоконравственных людей, составляющих основу генофонда нации и во многом определяющих будущее страны и Владимирской области.
За счёт обеспечения ключевых участков трудовой деятельности в научно-инновационной сфере региона конкурентоспособными работниками (вторая подсистема, схема представлена в Приложении 15), в соответствии с принципами ресурсосбережения прогнозируется повышение эффективности использования финансовых, материально-технических и информационных ресурсов инноваций, снижение затрат на изготовление инновационной продукции и оказание инновационных услуг, улучшение их качества, достижение устойчивого функционирования инновационно-активных организаций.
Система мер, направленных на обеспечение более полной реализации и приумножения каждым работником своего инновационного потенциала (третья подсистема, схема представлена в Приложении 16), создаёт благоприятную среду для профессионального и карьерного роста, стимулируя повышение уровня мотивации труда, позволяет использовать дифференцированный подход в процессе принятия решения о поддержке творческого поиска отдельных работников исходя из их возможностей, имеющихся внутренних резервов, способствует достижению максимального эффекта от профессиональной деятельности конкретного сотрудника.
Следует предусмотреть включение в коллективные договоры организаций – участников инновационной деятельности, положений, закрепляющих обязательства по стимулированию профессионального развития работников, созданию благоприятных условий для реализации ими своего личностного потенциала.
Необходимо возрождение системы внутрифирменного обучения персонала на принципиально новой основе, приведение её в соответствие с международными стандартами, обеспечение становления системы сертификации персонала, создание и развитие на крупных предприятиях обучающих центров, корпоративных институтов для овладения работниками современными информационными технологиями, приобретения умений и навыков работы на высокотехнологичном оборудовании.
В целях поддержания, сохранения и повышения интеллектуального уровня, достижения высоких результатов реализации индивидуальных программ личностного и профессионального роста работников, создания надлежащих условий для обеспечения непрерывного образования населения, используя имеющиеся на сегодняшний день возможности, крайне важно развитие дистанционного обучения (для лиц, склонных к самообразовательной деятельности). В настоящее время, по данным Департамента образования администрации Владимирской области, в учреждениях профессионального образования дистанционно проходят обучение порядка 300 человек, что явно, недостаточно и не сопоставимо с количеством обучающихся по традиционным формам: дневной, очно-заочной (вечерней), заочной. В целях формирования и развития системы дистанционного обучения, в ведущих учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования области должны быть созданы соответствующие структурные подразделения (факультеты). Дистанционное обучение является наиболее удобной и перспективной формой переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляемых без отрыва от производства.
Требует дальнейшего распространения положительный опыт предприятий в деле развития человеческого капитала, повышения квалификационного уровня, профессионализма и компетентности сотрудников, их конкурентоспособности.
На ключевых объектах научно-инновационной сферы региона особое внимание следует уделять формированию корпоративной культуры, повышению организаторской роли работников, развитию творческого потенциала сотрудников. На инновационно-активных предприятиях должен быть сформирован круг грамотных руководителей, вооружённых знаниями в области теории управления, стратегического менеджмента и способных проводить упреждающую кадровую политику.
Продвижение по карьерной лестнице может осуществляться только на основе беспристрастных, объективных оценок, с учётом индивидуальных качеств работников.
Учёные и инженеры, обладающие организаторскими способностями и резервами для освоения современных образовательных программ, как правило, оказываются в дальнейшем наиболее эффективными инновационными менеджерами. Отсюда возрастает значимость подготовки управленческих кадров по программам магистратуры, второго высшего образования и МВА, приобретению перспективными работниками промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, возможности получения учёной степени в системе аспирантуры и докторантуры отраслевых НИИ и вузов.
При выполнении исследований и разработок с выходом на инновации профессиональными командами, работниками с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом повышается качество конечного продукта, возрастает вероятность его освоения рынком, происходит снижение инвестиционных рисков.
Формирование подсистемы достижения эффективности управления (Приложение 17) позволяет своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, в процессе мониторингового обследования, проведения экспертных работ и различного рода контрольных мероприятий вырабатывать меры по уточнению отдельных элементов, упорядочению и оптимизации связей, параметров системы, обеспечению надлежащего функционирования имеющихся подсистем, в целом – по организационному совершенствованию системы.
В целях повышения эффективности инновационной деятельности предлагается создание при поддержке администрации Владимирской области и Ассоциации работодателей и товаропроизводителей области Регионального центра развития инновационной деятельности[107] (далее – Центра), к числу основных задач которого следует отнести формирование банка данных по научным работникам, инженерным кадрам высокой квалификации, эффективным менеджерам с обеспечением свободного доступа к информационным ресурсам Центра предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона; выработку механизмов максимально эффективного задействования в инновационном процессе кадров и воспроизводства человеческого капитала; осуществление информационной поддержки проекта «Инкубатор интеллектуальных кадров». Структура Центра представлена на рис.23.
Рис.23Структура Регионального центра развития инновационной деятельности
Включаясь в реализацию программ, направленных на повышение эффективности использования интеллектуального потенциала человека, Центр становится координатором деятельности не на рынке труда, а на рынке человеческого капитала. Центр проводит мониторинговые исследования, принимает участие в организации подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации управленческих, научных и инженерных кадров, оказывает содействие субъектам инновационной деятельности в формировании на демократической основе кадрового резерва для замещения вакантных должностей.
Центр обеспечивает взаимодействие и использует ресурсную базу областного внебюджетного фонда научной и инновационной деятельности. Создание внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок предусмотрено Законом Владимирской области от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области». Формирование областного внебюджетного фонда научной и инновационной деятельности осуществляется на договорной основе за счёт добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 % себестоимости реализуемой продукции / работ, услуг. Для достижения высокого качества научных исследований и разработок, из средств фонда следует предусмотреть возможность финансирования программ, направленных на повышение квалификации научных и научно-технических работников, проводящих исследования и разработки с выходом на инновации.
В целях создания правовой базы функционирования Регионального центра развития инновационной деятельности требуется внесение изменений в ст. 6 настоящего Закона (табл.8).
Таблица 8
Изложение ст. 6 Закона Владимирской области от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» в действующей и новой редакции (в соответствии с предложениями авторов работы)
Изложение ст. 6 Закона «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» в редакции Закона Владимирской области от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ | Изложение ст. 6 Закона «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ в новой редакции (в соответствии с предложениями авторов работы) |
«Статья 6. Областной внебюджетный фонд научной и инновационной деятельности.
| «Статья 6. Региональный центр развития инновационной деятельности. Областной внебюджетный фонд научной и инновационной деятельности.
|
Система управления выстроена таким образом, что каждый её элемент и установившиеся взаимосвязи между элементами способствуют достижению в конечном итоге максимального экономического эффекта.
В соответствии с макроскопическим представлением настоящая система – есть единое целое, находящееся во взаимодействии с внешней средой, это открытое и интегрированное в систему управления региональным социально-хозяйственным комплексом, образование.
В настоящее время система управления находится на стадии проектирования, что определяет её состояние во времени в соответствии с процессуальным представлением.
Формируемая система управления характеризуется наличием в структуре функционального, тематического и координирующего уровней.
Функции управляющего параметра в системе управления принимает администрация Владимирской области в лице Губернатора – главы администрации области. Наличие управляющего параметра сводит к минимуму риски принятия необоснованных, внесистемных управленческих решений.
В качестве контролирующего параметра выступает Министерство регионального развития Российской Федерации, в лице уполномоченного должностного лица, призванного осуществлять контроль за состоянием субъекта управления без права оказания на него и другие элементы системы управляющего воздействия. Контроль субъекта управления предусматривает фиксацию и обработку максимального числа управляющих сигналов, поступающих на вход системы.
Моделируемая система управления является сложноорганизованным образованием, что проявляется в обязательном обеспечении взаимодействия всех управленческих и координационных центров, главным образом, администрации Владимирской области и её структурных подразделений, Координационного совета при Губернаторе области по модернизации и технологическому развитию экономики региона, Регионального центра развития инновационной деятельности, объединённых для решения конкретных задач через воздействие на другие элементы системы.
Формирование функциональных связей между элементами системы осуществляется на основе интеграционного подхода, в соответствии с которым происходит объединение усилий субъектов управления в целях уточнения внутрисистемных связей, обеспечения более тесного взаимодействия отдельных элементов системы.
Сравнительная характеристика систем управления, разработанных И.В. Вотяковой и авторами настоящего исследования с отражением преимуществ использования на региональном уровне последней, представлена в Приложении 18.