Тематика курсовых (контрольных) работ

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Рязанский институт экономики

Кафедра менеджмента

Тематика курсовых (контрольных) работ - student2.ru УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________Ю.Б. Кострова

«27 » августа 2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По написанию курсовой работы по дисциплине

ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Направленность подготовки: Региональное управление

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения заочная

Рязань

Целью курсовой работы является приобретение опыта в исследовании актуальных проблем государственного и муниципального управления, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Государственное и муниципальное управление», формирование практических навыков ведения самостоятельной исследовательской работы.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен

продемонстрировать умение:

- формулировать цель и задачи работы;

- обосновывать методы решения поставленных задач;

- разрабатывать структуру работы;

- работать с литературными источниками и статистическими данными;

- выявлять проблемы в рамках исследуемой темы;

- применять современные методы анализа экономико-управленческих

процессов;

- формулировать результаты своей работы и давать им оценку.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно с учетом личного практического опыта и интереса на основе доступа к данным по конкретным проблемам ГМУ. Далее тема формулируется и согласуется с научным руководителем. После выбора темы следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, по программе курса и изучить методические пособия по этой дисциплине, а затем литературу, рекомендованную в УМК.

Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана курсовой работы по выбранной теме. Затем предстоит самостоятельно расширить круг литературных источников, подобрать фактический материал и составить окончательный вариант плана курсовой работы и график его выполнения, согласовав его с научным руководителем.

Общий объем курсовой работы – 45-55 страниц машинописного (компьютерного) текста. Курсовая работа должна содержать следующие разделы: введение, теоретический обзор проблемы, аналитический раздел, основная (рекомендательная) часть, заключение и список литературы, используемой при написании работы.

Введение. Во введении автору курсовой работы необходимо обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее место и значение в СГМУ. Далее определяются объект и предмет исследования, а также цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Цель и задачи должны быть определены в конкретных формулировках и относиться к содержанию курсовой работы, а не к общим проблемам в рамках поставленной темы. Это означает, что задачи должен будет решить сам студент в процессе выполнения курсовой работы. Цель и задачи не должны носить учебный характер, т. е. нельзя ставить цель - изучить какой-либо вопрос. Формулировка цели может включить в себя термины: исследовать, обосновать, определить, показать и т. п.

Во введении необходимо также указать методологию выполнения работы, методы и способы решения сформулированных задач. В работе могут использоваться любые методы из арсенала средств исследования систем управления: экономические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, графические методы, методы системного анализа, системного подхода и другие качественные и количественные методы.

Методологической основой курсовой работы являются законодательные акты Российской Федерации в целом и по изучаемой дисциплине в частности, программные документы и решения правительства РФ. По выбранной теме курсовой работы рекомендуется использовать данные Госкомстата Российской Федерации, региональных отделений Госкомстата, учебную и специальную литературу, монографии, брошюры, статьи. Целесообразно изучить зарубежный опыт применительно к рассматриваемой проблеме. Важным условием успешного раскрытия избранной темы является ознакомление с материалами, опубликованными в периодических изданиях. Введение, как правило, занимает 3-4 страницы машинописного текста.

Теоретическая глава. В теоретической части необходимо отразить состояние проблемы, закономерности, структуру, присущие данному объекту исследования. Особое внимание следует уделить методам исследования, представить различные точки зрения специалистов по рассматриваемым вопросам, а также свою оценку существующих и новых, нетрадиционных подходов, уделяя особое внимание специальной литературе. При этом данный анализ должен носить объективный характер, т. е. должна быть дана как позитивная характеристика той или иной концепции, так и ее недостатки. Не следует воспроизводить в работе литературные источники без оформления сносок на цитаты и цифровые данные. Объем раздела 10-15 страниц.

Аналитическая глава. Этот раздел включает характеристику того государственного или муниципального органа власти, информация о которой была использована при выполнении курсовой работы (структура органов управления; функции, компетенции, предметы ведения; существующая система организации, планирования и управления и т. д.).

В этой главе следует обозначить рамки анализа, выявить тенденции в развитии изучаемых процессов, недостатки и отклонения от требований, предъявляемых на современном этапе к деятельности органов государственной и муниципальной власти. Задача анализа не сводится только к выявлению недостатков, необходимо отражение и положительных сторон, что позволит представить рассматриваемые явления во всем их многообразии и всеобщей связи.

При подготовке этой главы следует полнее использовать знания, приобретенные при изучении таких научных дисциплин, как статистика, экономический анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, исследование систем управления и т.д. Применение всех современных способов и приемов анализа позволит провести правильное, грамотное изучение темы курсовой работы и сделать логически обоснованные выводы, дать предложения и практические рекомендации.

Далее автор проводит всесторонний экономико-управленческий анализ рассматриваемой проблемы на основании действующих нормативных актов, собранных статистических данных и практических материалов.

Аналитический раздел должен заканчиваться выводами, вскрывающими существующие недостатки в системе управления, которая рассматривается в курсовой работе. Здесь следует показать необходимость совершенствования данной системы или отдельных ее составляющих. Аналитический раздел занимает 10-15 страниц машинописного текста.

Основная (рекомендательная) часть. Данный раздел курсовой работы посвящен вопросам совершенствования управленской деятельности, обоснованию основных направлений и перспектив решения проблем. В основной части работы целесообразно вносить и обосновывать предложения организационного, управленческого, экономического и социального характера, предложения по управленческой, экономической, социальной деятельности органов власти и т. д.. Целесообразность внедрения того или иного предложения наряду с аргументированным изложением его сущности должна быть подкреплена технико-экономическим обоснованием с расчетом экономического эффекта от его внедрения. Целесообразно рассчитать экономическую эффективность проектных предложений, которая может быть выражена или в стоимостных единицах, или различными показателями, характеризующими повышение качества работы и оперативности различных процедур расчета. В работе могут рассматриваться альтернативные варианты решения проблемы. Отбор лучших из них должен производиться по обоснованным критериям. Основная часть занимает порядка 10-20 страниц машинописного текста.

Заключение. Курсовая работа завершается краткими выводами и предложениями, направленными на совершенствование существующей практики, а также дается оценка степени выполнения поставленной задачи. В ней проводятся расчеты, обосновываются рекомендации, разрабатываются конкретные мероприятия и т. д. Категорически нельзя сводить предложения по решаемой проблеме к декларативным положениям типа «улучшить», «изменить», «расширить», «поднять» и т. п. В заключении целесообразно использовать следующие стилистические обороты: исследовано, обосновано, показано, предложено, выявлено, установлено и т.д.

Эта часть работы характеризует степень и качество выполнения поставленной перед студентом задачи. Выводы формулируются исходя из следующей схемы: задачи курсовой работы, методы и средства решения этих задач, характер полученных в курсовой работе результатов, ожидаемое внедрение полученных результатов. Заключение занимает 2-3 страницы машинописного текста. Заключение должно носить конкретный характер и показывать, что сделал студент в своей работе. Введение и заключение, вместе взятые, составляют основу выступления студента в процессе защиты.

Библиографический список. В списке литературных источников, используемых при выполнении курсовой работы, должны быть представлены:

законодательные акты, постановления правительства, официальные статистические документы; монографические исследования отечественных и зарубежных специалистов в области управленческой деятельности; учебники и учебные пособия; статьи, помещенные в общеуправленческих и отраслевых журналах, в сборниках научных трудов; материалы периодической печати.

Библиографическое описание используемой литературы должно быть точным и полным и включать следующие элементы: фамилию и инициалы автора (авторов) или редактора; полное заглавие монографии; место издания; издательство; год издания. При включении в библиографию статей необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), полное название журнала или сборника, год выпуска и его номер.

Наиболее распространенным способом группировки материала является расположение в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий произведений. Нумерация источников в списке должна быть сплошной.

Приложения. Приложения располагаются на отдельных страницах и помещаются после списка литературы. Они должны иметь заголовки и последовательную нумерацию, например: Приложение А. Нумерация страниц приложений продолжает общую нумерацию работы.

Требования к оформлению курсовой работы. Изложение всех вопросов в курсовом проекте (работе) должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Изложение не следует перегружать общеизвестными положениями, обилием формул, изложением многочисленных инструкций. Приводимые в тексте цитаты должны точно соответствовать оригиналу; они заключаются в кавычки, и дается ссылка на первоисточник. При изложении материала необходимо правильно использовать терминологию, придерживаться официальной стилистики, не допускать произвольных сокращений.

Курсовую работу следует писать на отдельных сброшюрованных листах белой бумаги стандартного размера (А4) с одной стороны. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы ставится от центра внизу страницы без знаков препинания. Первой страницей считается титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. Титульный лист должен содержать такие данные, как наименование учебного заведения, название темы курсовой работы, фамилия и инициалы студента и руководителя и т. д. Страницы нумеруются, начиная со второй, на которой приводится содержание курсовой работы с указанием страниц начала глав и параграфов (при их наличии).

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию, за исключением введения и заключения. Глава обозначается одной цифрой с точкой, номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером главы, а вторая — номером параграфа. В начале каждой главы или параграфа указывается их заглавие; каждую главу необходимо начинать с новой страницы. После каждой главы делаются сжатые выводы в 3 - 5 предложениях.

В тексте работы на страницах оставляются поля следующих размеров: слева - 30 мм, справа - 20 мм, сверху и снизу - 20 мм. Текст набирается в редакторе Microsoft Word, шрифтом 14 пунктов для основного текста, через полтора интервала, гарнитура «Times New Roman».

Если в работе имеются наглядные материалы (схемы, графики, диаграммы, чертежи), то они оформляются на отдельных страницах и обозначаются «Рисунок»; подпись приводится под рисунком. Рисунки помещаются в соответствии с логикой изложения и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы (например, первый рисунок в первой главе будет обозначен: Рисунок - 1.1). Таблицы нумеруются также арабскими цифрами в пределах главы (например, первая таблица второй главы имеет обозначение: Таблица - 2.1). Заголовок таблицы должен отражать ее содержание. Размещается он над таблицей, пишется с прописной буквы. Если показатели таблицы имеют одинаковую размерность, то она вносится в заголовок. В том случае, когда показатели имеют разную размерность, в таблицу включают отдельную графу «Единицы измерения». Последние можно указывать с сокращениями, но с соблюдением действующих стандартов.

При использовании в курсовой работе цитат, цифровых материалов, мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники. Ссылки на цитаты можно оформить двумя способами: в виде подстрочных ссылок и ссылок на произведение, включенное в список литературы.

Подстрочные ссылки нумеруются на каждой странице работы, начиная с цифры 1. Они должны содержать полное описание источника: фамилию и инициалы автора, заголовок произведения, место издания, издательство, год издания, страницы. При использовании в работе статьи, опубликованной в сборнике, журнале или газете, кроме фамилии и инициалов автора статьи в ссылку включаются сведения о сборнике (заглавие, год, номер, страницы), журнале или газете (заглавие, год, число, месяц или номер и страница, если объем газеты превышает 6 страниц). В повторных ссылках приводят только фамилию и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы. При повторных ссылках допускается сокращение длинных заглавий путем замены опущенных слов многоточием. Обязательным требованием являются ссылки в тексте на источники, приведенные в списке использованной литературы. Во внутритекстовых ссылках на источник, включенный в список использованной литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым он значится в списке: «Как показал в своей работе В. Г. Алиев [15, с. 55], ...». Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ в соответствии со списком, например: «Ряд авторов [4,8,12] считает, что... ».

Порядок защиты курсовой работы. Студенты различных форм обучения представляют курсовую работу на кафедру в установленный срок. Суть защиты курсовой работы в основном сводится к обоснованию предложений, сформулированных студентом по рассматриваемой проблеме. Во время защиты студент должен ответить и на все замечания, сделанные руководителем как в отзыве, так и в тексте курсовой работы. После защиты выставляется одна из оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Тематика курсовых (контрольных) работ

1. Проблемы федерализма РФ.

2. Организация органов исполнительной власти на региональном уровне (Правительство, администрация субъекта РФ).

3. Проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Проблемы организации и совершенствования работы аппарата государственной службы субъектов РФ.

5. Местное самоуправление в РФ: опыт, проблемы, перспективы.

6. Роль органов местного самоуправления в организации социальной сферы.

7. Роль органов местного самоуправления в организации работы с молодежью.

8. Роль органов местного самоуправления в управлении культурой в муниципальном образовании.

9. Организация работы муниципальной службы (на примере муниципального образования).

10. Роль органов местного самоуправления в организации работы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

11. Роль органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью.

12. Государственное регулирование экономики: зарубежный опыт и практика в РФ.

13. Формирование государственной стратегии России.

14. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.

15. Организационная структура городской администрации и её оптимизация.

16. Организационная структура районной администрации и её оптимизация.

17. Организационная структура поселковой администрации и её оптимизация.

18. Оптимизация кадрового обеспечения муниципальной службы.

19. Особенности принятие решений в процессе муниципального управления.

20. Использование современных информационных технологий в работе местной администрации

21. Занятость и безработица в субъекте РФ (на примере Рязанской области)

22. Развитие малого бизнеса как способ развития региональной и местной экономики.

23. Анализ современной жилищной политики в России (регионе, городе).

24. Развитие ипотеки и ее роль в решении жилищной проблемы (регион, город).

25. Государственная демографическая политика: анализ и оценка эффективности.

26. Экологическая политика государства и ее связь с качеством жизни региона.

27. Управление миграционными процессами в России и предотвращение нелегальной миграции.

28. Повышение эффективности работы миграционной политики в регионах РФ.

29. Методы разработки и оценки целевых государственных программ (на примере конкретной программы)

30. Анализ социально-экономического эффекта социальных программ (на примере конкретной программы).

31. Предоставление государственных и муниципальных услуг для населения.

32. Разработка оптимальных схем финансирования и реализации социальных государственных (муниципальных) программ.

33. Оценка эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

34. Борьба с коррупцией в РФ.

35. Хозяйственная деятельность муниципальных предприятий (на примере...).

36. Административная реформа в РФ и её перспективы.

37. Проблемы и практика прогнозирования в государственном (муниципальном) управлении.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. -СПб.: Питер, 2007. - 368с.

2. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320с.

3. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: "Экзамен", 2007. - 413с.

4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник.-М.: Юрайт, 2010.- 415 с.http://ibooks.ru/reading.php?productid=22538

5. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления.-М.: МФПИ" Синергия",, 2013.- 320 с.http://ibooks.ru/reading.php?productid=334899

6. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления.-СПб.: Питер, 2013.- 448 с.http://ibooks.ru/reading.php?productid=28652

б) дополнительная литература

1. Маршалова А.С. Система ГМУ. -М.: "Омега-Л", 2008. - 128с.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. -М.: Проспект, 2009. - 640с.

3. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. -М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. - 508с.

4. Прудников А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление.-М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2009.- 399 с.

5. Государственное и муниципальное управление./ Под ред. Е.Г. Коваленко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 409с.

6. Радченко А.И. Основы гос. и мун. управления: системный подход. -М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д.: , 2007. - 608с.

в) программное обеспечение

СДО «Гиперметод»

Microsoft Power Point

http://omsu.spb.ru/

http://gov.spb.ru/

http://www.assembly.spb.ru

http://www.sovetmo-spb.ru/

http://www.gosuslugi.ru/

http://www.gks.ru/

http://www.fedstat.ru.

Наши рекомендации