Классификация психодиагностических методов
Ананьев психодиагностические: тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа
Р. Кеттел инфо о личности может быть получена с помощью разных источников:
L-данные – регистрация реального поведения человека в повседневной жизни.(оценка экспертов)
Q-данные – изучение личности на основе самооценок (опросники)
T-данные – результаты объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. (тесты способностей, достижений,на восприятие, проективные, игры)
Бурлачук, Морозов:
Объективный подход предполагает измерение результативности (успешности) и способа выполнения деятельности. (тесты интеллекта,способностей и достижений и некотр личностные тесты).
Субъективный подход основан на самооценке субъектом своих чувств, особенностей поведения в разных ситуациях (опросники).
Проективный подход предполагает диагностику личности на основе взмд-я субъекта с нейтральным, безличным материалом.
А.Анастази группы тестов:
1.интеллектуальные (индив, групповые, для специфич.популяций)
2.т способностей (комплексные батареи способностей, отдельных специальных способностей
3.т.достижений
4.личностные т
5.прочие методики диагностики психических своств
По цели: 1)измерение макс возможностей испытуемого
2)определение типичного исполнения испытуемого
По материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные
По кол-ву исследуемых: индивидуальные и групповые.
По хар-ру умственных действий: вербальные и невербальные.
Тесты интеллекта и общих способностей
Подходы: 1. Экспериментально-психологический 2.психометрический
Факторные теории интеллекта (Спирмен)
G- умственная энергия, определяет успешность выполнения задания. Установление отношений м\у заданиями и воспроизведение закономерностей.
G проявляется в сложных математических и вербальных тестах. В сенсо-моторных играет небольшое значение.
Терстоун многофакторный анализ
1)выполнение теста зависит от нескольких первичных способностей
2)число первичных способностей меньше числа теста
3)успешность выполнения теста зависит от ограниченного числа первичных способностей
1. Беглость речи W
2. Легкость оперирования числами N
3. Ассоциативная память M
4. Ориентация в пространстве S
5. Скорость восприятия P
6. Индуктивное мышление I
Теории интеллекта:
1.однофакторные (измерять G (IQ))
2. многофакторные:1)плоскостные (векслер) 2)иерархические (Амтхауер) G:вербальный,невербальный,математический
1967г кубическая модель интеллекта Гилфорда
Интел.явл.отражением процессов приема и переработки инфо. Факторы независимы.
1.Стимул – та инфо, которая перерабатывается
1)в виде образа
2)в виде символов
3)семантические знаки
4)поведенческие элементы
2. Результат
в виде единиц, классов, отношений, систем, трансформация,импликация
3.Операции
Узнавание и понимание, запоминание, дивергентное мышл,конвергент.мышление,оценка
Потенциальный жидкий интеллект (флюидный) – способность рассуждать, мыслить.
Кристаллизованный – зун в ходе воспитания, обучения.
Хьеб инт типа А – врожденная база для формирования личности
Типа В – глубинный
Тест на интел Векслера WAIS – шкала интеллекта Векслера
Выборка 16-64лет
Тест вкл.11 субтестов
1. Общая осведомленность – кругозор
2. Общая понятливость
3. Арифметический
4. Установление сходства м\у понятиями
5. Повторение цифровфых рядов (на опер память)
6. Словарный субтест
7. Сенсомоторный (шифровка цифр)
8. Нахождение недостающих деталей
9. Кубики Косса
10. Последовательные картинки
11. Составление фигур
G – профиль – выраженность различных интел операций
Его минус – объемный, дорогой.
WISC – для детей 5-15лет (+лабиринт)
WPPSC – для детей со сниженным интеллектом.
Амтхауэр тест ми иерархич структуру. Сост из 9 субтестов. Более простой по времени, исполнению.одна тестовая тетрадь, 1.5 часа с 15-16 лет
1.осведомленность
2.искл лишнего
3.поиск аналогий
4.определение понятий
5.арифметический
6.отыскание закономерностей(продолжить ряды чисел)
7.Геометрическое сложение
8.пространственное воображение
9.субтест на память
Тесты способностей
Батареи способностей (GATB, DAT) Отдельных способностей (ТОС)
GATB вкл 12 тестов,направл на различ способности:
1. Сходства и различия пар слов по буквенному составу
2. арифметический (50задач в одно действие)
3. восприятие формы
4. словарный (опред одинаков или против знач имеют слова)
5.сравнение изображений
6.арифметический (50задач в 2-3 действия)
7. Сравнение геометрических фигур
8.воспр линий по образцу
9,10.психомоторная ловкость
11,12 психомоторный тест на подвижность пальцев
DAT предложен в 1947г. для профконсультирования
Содержит 8 субтестов
1)вербальное рассуждение
2)числовое
3)абстрактное
4)перцептивная скорость и точность
5)пространственное отношение
6)механическое рассуждение
7)орфография
8)словоупотребление
В России тестовая батарея проф.возможностей:1)вербальные сп-ти 2)математ3)пространств-е 4)механические 5)концелярские
Общего показателя нет, строится профиль