Приложение. Две ошибки в ведении спора
Мы решили вынести эту тему в приложение, потому что она, хотя и очень важна сама по себе, несколько выбивается из логики нашего изложения. Материал, приводимый здесь, изначально написан Бхактиведанта Садху Свами и переработан нами.
Помимо умения отличать оскорбительную критику от конструктивной, вайшнаву также важно научиться правильно реагировать на критику. Насколько это возможно, нужно пытаться избегать соприкосновения с критикой, но, если нас все же втянули в спор и нам пришлось выслушать обвинения в адрес других вайшнавов, нашего духовного учителя или того, что для нас свято, мы должны дать достойный ответ и проявить гнев (см.«Шримад-Бхагаватам», 4.4.17), однако даже такой праведный гнев следует проявлять должным образом. Далеко не всякие проявления гнева благотворны. Ниже мы расскажем о двух самых распространенных ошибках, которые можно допустить, реагируя на критику в наш адрес или в адрес того, что для нас дорого.
Если кто-то критикует лично нас, то мы, как вайшнавы, должны принимать эти обвинения со смирением и благодарностью и не пытаться оправдываться. В конце концов, мы стараемся развить в себе настроение слуги и потому воспринимаем всех окружающих как своих учителей, ведущих нас по пути совершенствования в сознании Кришны. В «Законах Ману» (2.162-163) говорится:
sammänäd brähmaëo nityam udvijeta viñädiva
amåtasyeva cäkäìkñed avamänasya sarvadä
sukhaà hyavamataù çete sukhaà ca pratibudhyate
sukhaà carati loke ‘smin navamantä vinaçyati
«Брахман считает любые почести и прославления в свой адрес ядом, но, если кто-то оскорбляет его или не оказывает уважения, он приветствует такое обращение с собой, почитая эти поношения нектаром. Поистине, тот, кого поносят, может крепко спать, счастливо бодрствовать и жить с легким сердцем. Тот же, кто поносит его, неминуемо найдет свою погибель». Однако нужно понимать, что такая реакция – не просто внешняя поза, она – результат напряженного внутреннего труда, приводящего к развитию в человеке способности отличать истину от лжи. Горькая истина заключается в том, что нас всегда есть за что упрекнуть, и, наоборот, любые прославления в наш адрес – это, в лучшем случае, преувеличение, а в худшем – обычная лесть.
Правильная реакция на любую критику основана на нашей способности увидеть в ней рациональное зерно и отделить его от инсинуаций. Опасность деструктивных заявлений заключается именно в том, что они, как правило, основаны на некоторых реальных фактах, а порой и ценных наблюдениях. Расчет оппонента, осознанный или нет, строится на том, что критикуемый полностью отвергнет обвинения по причине присутствия в них каких-то подтасовок и измышлений. Такое рефлекторное отвержение – первая ошибка, которую часто допускают, реагируя на критику. Когда критикуемый поддается на провокацию и начинает излишне эмоционально реагировать на оскорбления, он терпит поражение в глазах сторонних наблюдателей. Такие провокации в интернете очень распространены и даже получили специальное название – «троллинг» (от английского trolling – «ловить рыбу на блесну»)[1]. Проигрышность такой реакции в том, что она выдает нашу внутреннюю слабость и вытекающую из нее неспособность признать зерно правды и спокойно опровергнуть инсинуации. Чрезмерно эмоциональная реакция на обвинения в наш адрес в публичном общении с оппонентами, враждебно настроенными к сознанию Кришны, делает наши слова и аргументы неубедительными для аудитории.
Как это ни парадоксально, но самый лучший способ защитить свои святыни от публичного поношения – это, прежде всего, понять самому, а потом объяснить всем остальным, что настоящие святыни недосягаемы для критики: грязные слова оскорбителя не могут задеть их. Именно так поступают комментаторы «Шримад-Бхагаватам», когда им приходится объяснять стихи, содержащие оскорбления в адрес Кришны (см., например, комментарий к 3.18.3-4 или 10.25.4). Все эти оскорбления они перетолковывают как прославления Кришны. Если мы хотя бы теоретически допустим мысль, что Сам Кришна или наш духовный учитель в принципе могут быть объектом критики, тем самым мы разделим с оскорбителями их оскорбления и вину за них. Это неминуемо осквернит наше сердце и послужит причиной деградации.
В нашем случае отделить рациональное зерно в оскорблениях от надуманных инсинуаций, даже если это оскорбление наших святынь, – значит исходить из того, что нападению подвергаются не они, а либо вымышленные представления о них, либо различные ошибки, которые мы сами совершили в служении тому, что для нас свято. Такое отношение к критике позволит нам спокойно и с достоинством реагировать на нее, принимая правду в ней и не позволяя лжи отравить нашу веру.
Вторая возможная ошибка,или неправильная реакция на критику в наш адрес, – это попытка дискредитировать оппонента, найдя в нем какие-то изъяны и указав на них. («А у вас бородавка на носу».) Это запрещенный прием в честном диспуте, так сказать «удар ниже пояса». Ньяя относит такого рода прием к категории ниграха-стхана («удар по слабому месту»). Хотя в нечестном споре к этому приему можно иногда прибегать, нужно хорошо понимать его ограниченность. Чаще всего такая оценочная реакция с нашей стороны будет с восторгом принята нашими болельщиками, но глубоко разочарует сторонних наблюдателей, которые потеряют веру в обоих спорящих. Этот прием применяется в джальпе и витанде – двух низших разновидностях ведения спора, описанных в ньяе. Джальпа – это попытка доказать свою правоту любыми, даже сомнительными и нечестными методами, а витанда – попытка опровергнуть аргументы оппонента, не давая позитивной альтернативы его взглядам. Оба этих метода не приводят к установлению истины, поэтому нас они не интересуют. Если мы поняли, что наши оппоненты прибегают к таким методам ведения спора и не видим смысла вступать с ними в спор и опровергать их доводы, то, вместо того чтобы указывать на их недостатки, лучше прямо назвать конкретную этическую причину, по которой полемика с данным оппонентом представляется нам неуместной и бессмысленной.
Регулирующие принципы
Данный текст основан на различных статистических данных на 2014 год, которые, несомненно, могут быть оспорены (и значительно изменяться со временем), однако тем не менее дает приблизительное представление о влиянии четырех регулирующих принципов, и потому приводится здесь в нашем курсе как дополнительный для изучения.
Азартные игры
Не так часто мы слышим о распространенности азартных игр, не так сильно бросается в глаза вред от того, что человек будет периодически играть в какую-либо азартную игру. Тем не менее, те, кто в прошлом столкнулись с этим феноменом в своей жизни, могут немало рассказать о масштабных последствиях участия в азартных играх.
В США, где игорный бизнес уже находится на приличном уровне распространения, по данным статистики 5% населения страны являются патологически привязанными к азартным играм. В России, хотя игорный бизнес еще не сильно распространен, 4-5% населения так же страдают от этой привязанности. По данным исследований и статистики у любого человека, заходящего в казино или зал игральных автоматов, есть 6% шанс стать уголовником, 34% - алкоголиком, 32% - наркоманом и 48% шанс – лудоманом (игромания).
Статистические исследования обществ анонимных игроков, показывают, что среди них:
16% - пытались покончить с собой;
18% – подвергались аресту;
21% – заявили о банкротстве;
26% - разведены;
34% – потеряли или бросили работу;
44% – для уплаты долгов воровали на работе;
66% – думали о самоубийстве;
По статистическим исследованиям, проведенным в 30 населенных пунктах, где новые казино были созданы год назад, преступность за этот год в них поднималась в среднем на 8%, хотя в соседних с ними – оставалась той же.
Каждый игроман в среднем оказывает сильное негативное влияние на жизнь примерно 7 человек.
Вегетарианство.
Социум.
Население России составляет 132 млн. человек. Если бы они питались зерновыми и бобовыми продуктами, которые сейчас уходят на прокорм домашнего скота, то на это количество продуктов можно было бы прокормить 650 миллионов человек. То есть если бы не было скота, можно было бы прокормить в пять раз больше людей. Почему это так? Дело в том, что на производство 1 килограмма мяса требуется 16 килограмм злаков и бобовых. Кто-то может сказать, что необходимого людям белка в мясе все равно больше, однако для производства одного килограмма куриного мяса, курицам требуется скормить 5 килограмм растительного белка, а для свиней – 7,5 килограмм.
В мире каждые две секунды от голода умирает ребенок. Всего в мире от голода ежегодно умирает 60 миллионов человек (а половина населения Земли не получает достаточного количества пищи). Если бы жители России сократили потребление мяса на 15%, этого бы с лихвой хватило для того, чтобы накормить 60 миллионов человек. Более того, земля, на которой выращивают пищу современные корпорации, постепенно истощается, что приводит к созданию новых пахотных земель и необходимой для этого вырубки лесов. Каждый год любой, кто переходит на вегетарианскую диету, спасает 1 акр лесов. В настоящее время каждый год в результате уничтожения под пахотные земли одних лишь тропических лесов и их обитателей, вымирает 1000 видов растений и животных.
Здоровье.
Наиболее распространенная причина смерти – инфаркт. Смерть от инфаркта, скажем, в США происходит каждые 45 секунд. Вероятность смерти от инфаркта у среднего американца – 50%, у среднестатистического неполного (кушающего яйца и рыбу) американского вегетарианца – 15%, а у полного вегетарианца – 4%.
Более того, статистически доказано, что у вегетарианцев гораздо реже встречаются следующие заболевания: паралич, порок сердца, рак кишечника, почечные камни, рак груди, рак матки, рак внутренностей, рак поджелудочной железы, почечная болезнь, рак легких, рак желудка, геморрой, диабет, запор, ожирение, язва кишечника, гипертония, астма, желчные камни, трихинеллез, остеохондроз, сальмонеллез.
Этика.
В странах вроде США или России количество животных, убиваемых каждый час – около 500.000. Ежегодно в одной отдельно взятой стране вроде России на скотобойнях умирает около 2-4 миллиардов животных. Мы не будем описывать здесь процесс убийства, однако желающие ознакомиться с ним, могут посмотреть различные видео со скотобойни.
Влияние на ум.
Как вы думаете, какие эмоции переносит пища животных, убитых таким образом? Статистика показывает, что вегетарианцы гораздо меньше склонны к проявлению агрессии и совершению преступлений.
Карма.
Как вы думаете, какая карма придет людям, которые участвуют в данной промышленности как потребители конечного продукта? За убийство по карме расплачиваются: убивший, перевозивший, продававший, готовивший и потреблявший.