Глубины, рельеф дна и грунт
Дно в прибрежной полосе ровное, но в непосредственной близости от берега имеются опасности.
В большей части описываемого района шельф имеет ширину менее 5 миль и лишь в некоторых местах примерно 40 миль.
Остров Кипр окружен большими глубинами; изобата 200 м проходит в 1 – 3.5 мили от его берегов. Берега острова окаймлены узкой полосой опасностей.
На шельфе, а также вокруг острова Крит грунт преимущественно песок и скала.
Земной магнетизм:
Магнитная изученность района удовлетворительная. Магнитное склонение изменяется от 0,3° Е на западе района(33°N, 11°Е) до 3,7° Е на востоке (37°N, 37Е°).
Среднегодовое изменение магнитного склонения колеблется от +0,09° на западе района до +0,02° на востоке.
Магнитное наклонение изменяется от 54’N на северо-востоке района до 42°15’ на юге.
Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля возрастает с 0,258 Э на северо-востоке района до 0,315 Э на юге.
Средства навигационного оборудования:
Описываемый район обеспечен средствами навигационного оборудования весьма неравномерно, особенно его южная часть, где количество береговых СНО несколько меньше.
Для обеспечения безопасности плавания можно использовать аэрорадиомаяки, морские радиомаяки, радионавигационную систему ЛОРАН- С, космические навигационные системы.
Плавучими СНО могут ограждаться выступающие от берега отмели, банки, затонувшие суда, фарватеры, ведущие к портам и гаваням.
Порты и якорные места. У описываемых берегов портов и хорошо защищенных якорных мест мало и распределены они неравномерно. Порты находятся в основном у северного и восточного побережья моря, а хорошие якорные места расположены преимущественно у южного бпортерега полуострова Малая Азия.
У южного берега полуострова Малая Азия имеются хорошо оборудованные и защищенные порты: Анталья, Джейхан, Мерсин и Искендерун.
У берегов Израиля расположены порты Хайфа, Тель-Авив, Яффа и Ашдод.
У берегов Ливии расположены порты Тобрук, Бенгази и Триполи, доступные для больших судов, а также гавани Дерна и Зувара.
Лоцманская служба:
В каждом значительном порту или гавани описываемого района имеются лоцманские станции с дипломированными лоцманами, которые проводят суда не только в свой приписной порт, но и в некоторые близлежащие небольшие порты и гавани, а также к рейдовым причалам нефтяных терминалов.
В гавани Мейисти у греческого острова Мейистиможно взять лоцмана для проводки судна по восточной части Средиземного моря.
Навигационная информация:
В описываемом районе имеются радиостанции, передающие метеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные предупрреждения (НАВИП). Оповещение мореплавателей по радио об изменениях навигационной обстановки и режима плавания осуществляется в рамках Всемирной службы навигационных предупреждений (ВСНП).
В некоторых портах имеется служба портовой информации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, движение судов и т. п.).
Гидрометеорологический очерк района плавания
Средиземное море:
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Средиземном море в целом благоприятные. Климат его характеризуется высокой температурой воздуха, сезонной сменой направления ветра и хорошо выраженным в годовом ходе осадков дождливым и сухим сезонами.
Затруднения возникают при прохождении циклонов (октябрь-март), когда наблюдаются штормы, ухудшается видимость и усиливается волнение. Осенью температура бистро понижается, увеличивается облачность и количество облаков. Тип погоды, характеризуется преобладанием южных циклонов в холодный период года, она отличается понижением температуры воздуха, выпадением обильных осадков и сильными ветрами. Заморозки бывают довольно редко, они отмечаются только на побережье Турции, Сирии и на острове Кипр.
Температура воздуха высокая: средняя годовая температура составляет около 18о в открытом море и на острове Мальта и 16о – 20о на побережье.
Относительная влажность воздуха значительная и в большенстве пунктов в среднем в месяц колеблется, как правило, от 50 до 80%, причем в период с ноября по апрель она несколько больше, чем в остальное время года.
В открытом море в течение всего года преобладают ветры от W, NW и N, SW, суммарная повторяемость их составляет в основном 40 – 75%.
На большей части побережий Египта и Ливии в течение всего года господствуют ветры от NW; повторяемость их в некоторых пунктах достигает 90%. Из ветров других направлений часто наблюдается ветер от N(повторяемость 50%). Средняя месячная скорость ветра повсеместно составляет 3 – 6м/с, лишь в открытом море с ноября по апрель увеличивается до 7 – 9м/с.
Штили в открытом море редки; повторяемость их в течение года не превышает 5%.На южном побережье Турции господствуют ветры от N и NW (15-25%). В западной части моря штили отмечаются часто повторяемостью 25 – 45%.
Ветры со скоростью до 16 м/с в открытом море редки.
Штормы связаны главным образом с прохождением циклонов и бывают редко, в большинстве пунктов не ежегодны. Среднее число дней с ними обычно не превышает 1 в месяц.
В открытом море, в западной его части, наиболее вероятны штормы от W и E, а в восточной части – NW, W, E, SE.
На побережье Африки и на острове Мальта очень хорошо развиты бризы.
Не побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 19 м/с и более в течение года не превышает 1. Наиболее вероятны сильные ветры с ноября по март. На побережье Египта и Ливии штормовые ветры обычно приходят от SW, они редко продолжаются более 24ч, а затем меняют направление на W и NW. Для всего бассейна Средиземного моря характерны ветры типа сирокко. Температура воздуха во время сирокко достигает ночью до 350С, а днем 500С.
Туманы в открытом море наблюдаются очень редко, повторяемость их в течении года составляет не более 1%.
В течение всего года в Средиземном море преобладает видимость более 10 миль, повторяемость ее достигает 90%. Особенно хорошая видимость отмечается к востоку от меридиана 250вост. долг. Иногда на побережье наблюдается мгла, вызываемая пылью, которую приносят береговые бризы; видимость в это время ухудшается до 0,5 кбт.
Значительное влияние на условия видимости оказывают ветры. При ветрах от SW, S и SE нередко образуется мгла, ухудшающая видимость. Резко ухудшается видимость при ветрах сирокко, или самум, которые несут массу пыли и мелкого песка; при этих ветрах видимость может ухудшиться до 0,5 мили и менее. При ветрах от NW, N и NE появляется дымка.
Среднемесячная облачность в открытом море в продолжение года изменяется от 1 до 6 баллов. Среднее месячное число пасмурных дней в большинстве пунктов редко превышает 5. Исключением являются гавань Тунис, где с октября по май насчитывается в среднем 8 – 13 пасмурных дней в месяц.
Среднее месячное число дней с грозой составляет преимущественно 0,3 – 3. Смерчи в этом районе редки и встречаются чаще всего с октября по ноябрь.
Приливы в описываемом районе преимущественно полусуточные мелководные. Средняя величина квадратурного прилива не превышает 0,3 м, а сизигийного от 0,1 до 0,6 м. У северного берега Африки наблюдается явление «марробио» - сильный и внезапный нагон воды на берег; спустя несколько минут вода с такой же скоростью отступает обратно. Это явление может повторятся через 10 – 30 мин.
Постоянное течение идет из Атлантического океана через Гибралтарский пролив вдоль северного берега Африки на Е. Вдоль восточного берега моря постоянное течение идет на N, а потом, у берегов Турции поворачивает на W. Приблизительно на меридиане 30є северной долготы наблюдается круговорот воды против часовой стрелки. Средняя скорость его не превышает 1 узла.
Следует отметить, что в описанном районе, почти всюду, наблюдается снос судов к SЕ. Также в этом районе в течении всего года наблюдаются волны высотой менее 1,75 м, их повторяемость 65-95%.
В описываемом районе в течение всего года преобладают волны высотой менее 1,75м; повторяемость их 65 – 95%. Часто наблюдаются волны высотой 4 м, и более. У большей части берега Египта сильное волнение отмечается при штормовых ветрах от NE и N, а в заливе Сидра – при штормовых ветрах от NW или при сильных шквалах от NE.
Наиболее сильное волнение у берегов Турции, вызывают ветры от SW.
Повторяемость высот волн, % NW NE, h SW SE | |||||||||||||||||||
Высота волн, м | зима | весна | лето | осень | |||||||||||||||
< 1 | 27 | 40 | 40 | 45 | 55 | 70 | 40 | 45 | |||||||||||
27 | 27 | 40 | 45 | 55 | 70 | 40 | 42 | ||||||||||||
1ч2 | 43 | 43 | 43 | 40 | 32 | 25 | 43 | 40 | |||||||||||
43 | 43 | 43 | 40 | 32 | 24 | 43 | 42 | ||||||||||||
2ч3 | 20 | 12 | 12 | 11 | 10 | 4 | 12 | 11 | |||||||||||
20 | 20 | 12 | 12 | 10 | 5 | 12 | 12 | ||||||||||||
3ч6 | 9 | 5 | 5 | 4 | 3 | 1 | 5 | 4 | |||||||||||
9 | 9 | 5 | 3 | 3 | 1 | 5 | 4 | ||||||||||||
6ч11 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||
Наибольшая высота волн, их направление; наибольший период волн | |||||||||||||||||||
Пункт | Высота (м), направление | Период волн, с | Пункт | Высота (м), направление | Период волн, с | ||||||||||||||
Алушта | 4,2 Е | 11,5 | Севастополь | 1,5 SW | 4,4 | ||||||||||||||
Анапа | 4,0 W | 9,5 | Скадовск | 1,4 SE | 4,4 | ||||||||||||||
Батуми | 7,0 W | 10,0 | Сочи | 7,0 W | 14,6 | ||||||||||||||
Варна | 1,5 Е | 6,0 | Судак | 4,0 S | 9,3 | ||||||||||||||
Геленджик | 5,7 SW | 11,0 | Сухуми | 4,0 W | 10,1 | ||||||||||||||
Гудаута | 3,4 S | 10,4 | Тарханкут | 8,0 SW | 9,0 | ||||||||||||||
Евпатория | 5,0 SW | 6,9 | Тендра | 4,0 S | 6,8 | ||||||||||||||
Ильичевск | 3,2 NE | 10,7 | Туапсе | 7,2 W | 13,9 | ||||||||||||||
Констанца | 2,5 NE | 12,0 | Феодосия | 3,0 E | 9,8 | ||||||||||||||
Новороссийск | 3,4 S | 8,0 | Херсон | 2,0 SW | 9,8 | ||||||||||||||
Одесса | 5,2 NE | 9,2 | Херсонес | 7,3 SW | 13,9 | ||||||||||||||
Очаков | 3,5 SW | 5,5 | Хорлы | 2,2 S | 6,0 | ||||||||||||||
Очамчира | 3,6 W | 11,8 | Чауда | 2,2 S | 7,0 | ||||||||||||||
Пицунда | 9,0 SW | 10,4 | Черноморское | 4,0 NE | 9,5 | ||||||||||||||
Поти | 8,5 W | 10,5 | Ялта | 6,0 E | 10,8 | ||||||||||||||
Метеорологическая таблица на октябрь
Метеорологические элементы | Пункт наблюдений | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Повторяемость ветра, % | N | 13 | 9 | 28 | 14 | 7 | 8 | 4 | |
NE | 16 | 22 | 19 | 51 | 13 | 8 | 12 | ||
E | 12 | 7 | 6 | 10 | 9 | 6 | 6 | ||
SE | 1 | 13 | 6 | 1 | 8 | 6 | 3 | ||
S | 2 | 7 | 11 | 6 | 8 | 12 | 4 | ||
SW | 6 | 9 | 12 | 8 | 14 | 22 | 18 | ||
W | 10 | 9 | 2 | 1 | 16 | 12 | 29 | ||
NW | 8 | 10 | 4 | 3 | 23 | 12 | 7 | ||
штиль | 32 | 14 | 12 | 6 | 2 | 14 | 11 | ||
Средняя скорость ветра, м/с | 3,1 | 4,6 | 2,8 | 4,9 | 5,1 | 2,8 | 3,1 | ||
Число дней со скоростью ветра ? 15 м/с | 4 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | ||
Число дней с туманом | 4 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | ||
Средняя облачность, баллы | 6 | 4 | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | ||
Число ясных дней (0ч2 балла) | 8 | 11 | 7 | 7 | 4 | 6 | 7 | ||
Число пасмурных дней (8ч10 баллов) | 12 | 12 | 6 | 4 | 7 | 9 | 5 | ||
Среднее количество осадков за сутки, мм | 53 | 35 | 66 | 48 | 91 | 76 | 110 | ||
Максимальное количество осадков за сутки, мм | 73 | 66 | 132 | 62 | 183 | — | 147 | ||
Число дней с осадками | 6 | 6 | 13 | 7 | 9 | 8 | 11 | ||
Число дней со снегом | 0 | 0 | 0 | 0 | — | — | |||
Число дней с грозой | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | ||
Температура воздуха, Сє | средняя | 14,4 | 13,2 | 16,0 | 16,5 | 18,0 | 15,4 | 16,1 | |
абсолютный max | 34 | 32 | 32 | 31 | 28 | 34 | 31 | ||
абсолютный min | -2 | -12 | 2 | 2 | 6 | 3 | 4 | ||
Относительная влажность, % | 78 | 82 | 75 | 70 | 72 | 70 | 68 |
1) Евпатория;
2) Бургас;
3) порт Констанца;
4) город Стамбул;
5) город Чанаккале;
6) остров Мальта;
7) порт Аннаба;
8) порт Алжир.
Описания порта Отхода
Грузооборот порта Констанцы свыше 12,5 млн. т (1970); вывоз нефтепродуктов, цемента, зерна, древесины; ввоз машин, оборудования, апатитов. Крупные элеваторы, нефтехранилища, склады. База морского рыболовства. Основные отрасли промышленности: пищевая (мукомольная, хлебобулочная, мясная, маслобойная, рыбоконсервная, винодельческая, плодово-консервная, кондитерская и т. д.) и машиностроительная (судоремонтные верфи, авторемонтные и механические мастерские). Предприятия шерстяной, швейной, мебельной, стройматериалов и целлюлозно-бумажной промышленности. ТЭЦ (110 тыс. квт). Промышленные предприятия концентрируются на Ю.-З. близ ж.-д. станции и порта. Археологический и художественный музеи.
Порт Констанца (Румыния) — крупнейший черноморский порт, один из самых больших портов в Европе. Способен принимать любые суда, проходящие через Суэцкий канал.
В 6 веке до н.э. город был греческой колонией, в 29 году до н. э. он был завоёван римлянами, в период с 15 по начало 19 века находился под властью Османской империи, а с 1878 года входит в состав Румынии.
Покровителем города считается римский поэт Овидиос, который прожил здесь в ссылке большую часть своей жизни, сейчас на одной из улицах города стоит его статуя, выполненная в 1887 году скульптором Етторе Феррари. Из религиозных памятников в городе сохранились Православный кафедральный собор, Католический костел и Мечеть, все они были построены в конце 19 - начале 20 веков. Очень красиво здание Казино. Особый интерес представляют Аквариум, Дельфинариум и Планетариум, а также Музей истории природы и археологии, музей румынского мореходства, этнографии.
Порт Констанца, расположенный на юго-востоке города, — крупнейший черноморский порт, один из самый больших портов Европы (4-е место). Способен принимать все суда, проходящие через Суэцкий канал. В 2012 году суммарный грузооборот порта Констанца составил 50 584 622 тонны. Площадь — 3600 га. Действует 133 причала, общей протяжённостью — 28,5 км. К югу от Констанцы находится южное русло румынского канала Дунай — Чёрное море.
Практически все типы грузов могут перерабатываться в этом порту. Здесь имеются специализированные терминалы для руды и угля, нефти и нефтепродуктов, химических продуктов и удобрений, цемента и стройматериалов, зерновых, замороженных продуктов, масла и мелассы. Помимо вышеперечисленного порт Констанца также имеет современные паромные и контейнерные терминалы.
Экспорт: нефтепродукты, зерно, древесина, цемент
Импорт: Машины, оборудование, апатиты
Описания порта прихода
Александрия
Широта З°09' сев.; долгота 29°53' вост.
Население — около 100 000.
Управление порта - Управление портов и маяков.
Ввоз: алюминий, вооружение и снаряжение, пиво и спиртные напитки, строительные материалы, скот, уголь, кофе, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, папиросы, сигары, пробка, медь, медикаменты, фармацевтические товары, электрорадиоаппаратура, удобрения, мука, продовольствие, мебель, фрукты (свежие и сушеные), стеклянная и фарфоровая посуда, скобяные изделия, галантерея, технические газы, железо, мрамор, минеральные масла, моторы, автомобили, велосипеды и мотоциклы, музыкальные инструменты, газетная, бумага, азотнокислая соль, краски, пальмовое масло, бумажные и фибровые изделия, нефтепродукты, фанера, картофель, железнодорожные рельсы, рефрижераторные установки, смолы, резиновые изделия, санитарное снаряжение, швейные машины, печатные материалы, сталь, сахар, чай, лес, табак, инструменты, тракторы, прицепы, шины, спички, игрушки, пшеница, вино.
Вывоз: спирт, аммоний, костяная мука и клей, цемент, кондитерские изделия, хлопок и хлопковое семя, жмыхи, хлопчатобумажные нитки и пряжа, хлопчатобумажные и шерстяные ткани и товары, папиросы, медные изделия, финики (сушеные и в сиропе), лен, пенька, соленая и консервированная рыба, фруктовые соки, чеснок, стеклянная посуда, глицерин, камедь, конский волос, листья и порошок хны, шкуры, рога и копыта, средства от насекомых, кожи, льняное семя, лекарственные травы, просо, патока, лук свежий, обезвоженный и в порошке, арахис, парфюмерия, фармацевтические товары, поплин, картофель, консервы, печатные издания, пириты, тряпье, отруби риса, соль, металлолом и каучуковые обрезки, свиные и овечьи шкуры, обувь, сорго, спиртные напитки, крахмал, крахмальные отходы, стеарин, сладости, овощи, воск, шерсть.
Гавань порта АЛЕКСАНДРИЯ, ALEXANDRIA ограждена грядой рифов и 2 волноломами. Имеется 2 входа: Грейт-Пасс шириной 133 м, с глубиной 11 м (36') (предполагается дальнейшее его углубление) и Богаз-Пасс длиной 1 миля, шириной 91,5 м, с глубиной 9 м (30').
Акватория порта АЛЕКСАНДРИЯ, ALEXANDRIA: внутренняя гавань 240 га с максимальной глубиной 10 м (330; внешняя гавань 510 га с поддерживаемой черпанием глубиной 15 м новый канал 183 м шириной с глубиной 10,6 м (35'), намечено дальнейшее углубление канала до 15 м.
Длина причального фронта с глубиной 6 м (20') — 1000 м, с глубиной 4 м (13') — 2200 м, с глубиной 3 м (10') — 2865 м и с глубинами от 1 до 2,4 м (3—8') — 4400 м. Закончено строительство еще одного причала длиной 180 м и в Нитратной зоне строятся причал длиной 550 м и специальный пассажирский вокзал для больших пассажирских судов.
Нефтяной бассейн длиной 550 м и шириной 360 м может принимать 5 больших танкеров одновременно. Трубопровод соединяет этот бассейн с нефтяными цистернами и береговыми установками. Для хранения нефтепродуктов дополнительно выделена территория площадью 48 га. Складская площадь занимает 14 га. Есть 4 плавучих деррик-крана грузоподъемностью 5, 10, 40 и 90 т, 4 угольных перегружателя общей производительностью при разгрузке 1 судна до 1300 т в день, 2 крана грузоподъемностью по 2,5 т и кран — 5 т у причала № 37, кроме того, 4 крана — по 2,5 т и кран — 5 т у причала № 40. Как во внутренней, так и во внешней гаванях имеются удобные якорные стоянки.
Приливов в порту нет.
В порту АЛЕКСАНДРИЯ, ALEXANDRIA для ремонта судов имеется сухой док размером 159X8,9 м с глубиной 6,7 м (22') на пороге, у входа поддерживается глубина до 7,9 м (26').
Можно получить твердое и жидкое топливо.