Реакции под действием заряженных частиц
Общие свойства
Реакции с заряженными частицами (протонами, a-частицами, дейтонами и другими ядрами) имеют характерные особенности, ненаблюдаемые в реакциях под действием γ-квантов и нейтронов.
1. Наличие электрического заряда у частицы и ядра-мишени вызывает между ними кулоновское отталкивание. Чтобы заряженная частица а и ядро-мишень А могли вступить в ядерное взаимодействие, частица а в СЦИ должна иметь кинетическую энергию Та, больше высоты кулоновского барьера Вk (см. (1.9.2)). В случае Вk >Та заряженная частица а может достичь области действия ядерных сил путем туннельного перехода сквозь кулоновский барьер (см. §3.4), но такой способ имеет малую вероятность, которая быстро уменьшается при уменьшении Та.
2. Даже если кинетическая энергия заряженной частицы при входе в мишень превышает высоту кулоновского барьера, это еще не означает, что она обязательно испытает ядерное взаимодействие и вступит в реакцию. При движении в мишени заряженная частица испытывает многократные взаимодействия с атомными электронами, в результате которых кинетическая энергия частицы расходуется на ионизацию и возбуждение атомов мишени. Энергия, теряемая заряженной частицей при движении в среде, составляет около 35 эВ в одном акте ионизации. В итоге кинетическая энергия Т(х) частицы становится тем меньше, чем больший путь она прошла в веществе мишени. Сечение ионизации атома sион ~ 10-16 см2, тогда как типичное сечение ядерной реакции sреак ~ 10-24 см2. Если даже начальная кинетическая энергия заряженной частицы а на 1 МэВ превышает высоту кулоновского барьера, то она испытает n ≈ 3×104 ионизационных взаимодействий, прежде чем ее кинетическая энергия сравняется с высотой кулоновского барьера. Эффективное сечение процесса потери такого количества энергии составит (sион)пот = sион/n ≈ 3×10‑21 см2, т.е. вероятность ядерной реакции оказывается в тысячи раз меньше вероятности потерять энергию на ионизацию. Поэтому у подавляющей части заряженных частиц а кинетическая энергия становится меньше высоты кулоновского барьера, и они не могут эффективно взаимодействовать с ядром-мишенью А.
Рассчитаем выход ядерной реакции (см. §4.3) под действием заряженных частиц. Пусть на мишень падают заряженные частицы с плотностью потока Ф0 (рис. 4.6.1) и энергией Т0. Мишень считается толстой, если средний пробег R частиц меньше толщины мишени. Число реакций на единице площади мишени в слое dx на глубине x в единицу времени равно (см. (4.3.11))
. | (4.6.1) |
Здесь нельзя пренебречь зависимостью s от х, так как энергия заряженных частиц уменьшается с ростом пути х. Однако плотность потока частиц в мишени практически не меняется, так как доля ядерных взаимодействий ничтожно мала, а в результате ионизационных процессов сами частицы не исчезают, а только уменьшается их энергия. Поэтому, вместо (4.6.1) можно записать:
. | (4.6.2) |
Полное число реакций в мишени на единице площади в единицу времени получим, выполнив интегрирование (4.6.2) в пределах от 0 до R:
. | (4.6.3) |
Учитывая, что T = T(x), произведем в (4.6.3) замену переменной х на переменную Т:
. | (4.6.4) |
При записи (4.6.4) учтено, что функция удельных потерь энергии dT/dx < 0.
Тогда по определению выход ядерной реакции под действием заряженных частиц будет равен
. | (4.6.5) |
Зависимость Y(T0) - называется функцией возбуждения реакции.
Если экспериментально определить зависимость Y(T), то из (4.6.5) следует, что
. | (4.6.6) |
Если известна функция удельных потерь dT/dx от кинетической энергии заряженных частиц в веществе мишени, с помощью (4.6.6) можно определить зависимость сечения реакции от кинетической энергии бомбардирующих частиц:
. | (4.6.7) |
2. Реакции под действием α-частиц
Основными видами реакций, идущих под действием α-частиц, являются реакции типа (α, p) и (α, n). Два фактора, которые определяют протекание этих реакций: высота кулоновского барьера и величина энергии εα(C) связи α-частицы в составном ядре.
Для того, чтобы реакция была эффективной кинетическая энергия α-частицы должна быть сравнима с высотой кулоновского барьера, т.е. . Поэтому энергия возбуждения промежуточного ядра
. | (4.6.8) |
В таблице 4.6.1 даны средние значения высоты кулоновского барьера Bk и энергия связи α-частиц в ядрах с различными Z. Из таблицы видно, что энергия возбуждения составных ядер Wc остается примерно одинаковой и равной примерно 20 МэВ при изменении Z от легких до тяжелых ядер, если только .
Такая величина энергии возбуждения составного ядра существенно превышает не только энергию связи вылетающего нуклона, но и высоту кулоновского барьера в случае вылета протона. Другими словами, при энергиях должны примерно с равными вероятностями идти реакции как типа (α, р), так и типа (α, n).
Первой ядерной реакцией была реакция (a, р) на ядрах 14N (см. (4.1.3)). В реакциях (a, р) было впервые установлено наличие резонансной зависимости сечения реакций от кинетической энергии α-частиц. Изучение выхода экзоэнергетической реакции
+ 2,26 МэВ | (4.6.8) |
показало, что зависимость Y(Т) для этой реакции имеет ступенчатый характер (рис. 4.6.2), что в соответствии с (4.6.7) означает наличие максимумов в зависимости s(T), которые свидетельствуют о резонансном характере ядерной реакции. Наличие максимумов в сечении означает, что a-частица с соответствующей энергией захватывается на один из квазистационарных уровней промежуточного ядра. В дальнейшем было установлено, что многие типы реакций имеют резонансный характер. Правильное объяснение механизма возникновения резонансов было дано Бором (см. §4.2).
Именно реакции (α, р), осуществленные в 1919 г. Резерфордом на азоте и алюминии, позволили установить, что ядра протия входят в качестве простейших составных элементов в более сложные ядра. Это дало повод присвоить им наименование протонов, т.е. простейших.
Реакции (α, p) дают, как правило, стабильные продукты.
В реакции типа (α, n)
(4.6.9) |
Чедвик в 1932 г. впервые обнаружил свободный нейтрон. Эта реакция экзоэнергетическая (Q = 5,5 МэВ), отличается чрезвычайно большим выходом Y = 2,5×10-4 и до сих пор широко используется для получения нейтронов в простейших радиоактивных источниках нейтронов. a-Активный нуклид (210Ро, 238Рu и др.), имеющий достаточно высокую удельную активность, смешивается с порошком бериллия и смесь помещается в герметичную ампулу размером ~ 1см.
Ирен и Фредерик Жолио-Кюри в 1934 г. впервые показали, что с помощью реакций типа (a, n) можно получать, в отличие от реакций (α, p), которые дают, как правило, стабильные продукты, искусственные радиоактивные ядра. В настоящее время реакции (a, n) используются для получения искусственных радиоизотопов на ускорителях заряженных частиц, например, на циклотронах. Примером такой реакции может служить процесс
, | (4.6.9) |
входной канал которого идентичен (4.6.8).