Альтернативные формы правления для нашего времени
Если взглянуть на современные организации — как мирские, так и духовные — можно задаться вопросом: какие изменения необходимо произвести в структуре руководства, чтобы улучшить их функционирование? Принимая тот факт, что в настоящее время больше не существует божественных монархов, можем ли. мы утверждать, что демократия действительно является той общей платформой, благодаря которой люди могут избирать своих руководителей. И существуют ли какие-то альтернативы демократии?
Одной из альтернативных форм правления является «сменная» монархия. Многие мирские и духовные организации предпочли бы иметь лидера, обладающего властью монарха, однако занимающего свой пост лишь на протяжении определенного времени. При такой схеме лидер избирается и выполняет свои обязанности в течение некоторого времени.
Другая альтернатива — четко определить круг обязанностей руководителя. В этом случае руководитель будет обладать большей властью, чем в случае демократии, однако сможет оставаться у власти только при условии соблюдения определенных требований. Эти требования должны быть сформулированы беспристрастным советом попечителей, старейшин и т.п.
Еще один вариант — это олигархия. Олигархия — это группа «полумонархов», сформировавшаяся элита, избирающая монарха или исполнительный совет из своего числа на ограниченный срок. И монарх, и вся группа действуют в рамках четких законов и правил. Срок правления лидера также определятся олигархической группой.
Причина, почему эти формы правления предпочтительней обычной демократии в том, что в этих моделях сохраняется уважение к священной иерархии. Конечно, все они работают только в случае, когда руководитель прошел необходимую подготовку, действует как лидер-слуга и обладает десятью качествами, о которых мы говорили выше. В случае необходимости такой человек, скорее всего, позволит руководить тем, кто обладает большей мудростью.
Современные организации, как мирские, так и духовные, остро нуждаются в таких лидерах. Настоящего лидера невозможно заставить сидеть на собраниях совета, где его вынуждают принимать решения, которые помогут ему быть переизбранным на второй срок, или выслушивать мнения людей, отстаивающих корыстные интересы. Альтернативные системы, вместе с тем, дают руководителю реальную власть, позволяющую заботиться о гражданах.
Невозможно достичь высшей формы духовного или материального менеджмента, не используя хотя бы в некоторой степени стиль правления божественного монарха. Чем ближе руководитель к идеалу божественного монарха, тем больше возрастает его власть и способность заботиться о других, а также воодушевлять и защищать их. Чем ближе руководитель к идеалу божественного монарха — истинного лидера-слуги — тем больше в нем проявлены четыре качества: характер, компетентность, сострадание и мужество. Такой лидер всегда нацелен на поиск истины и всегда строит свои ценности на этой истине.
Однако, если нам не удается воспитать лидера-слугу, то, может быть, лучше обратиться к демократической системе? По крайней мере, думают люди, мы будем чувствовать коллективную ответственность за свои успехи и неудачи. Однако истинность такого заключения весьма сомнительна.
Некоторые считают, что олигархическая система опасна, ибо олигархи могут пасть жертвой жажды власти, индивидуально или коллективно. Мы все слышали изречение: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Таким образом, увеличивая власть лидера, мы увеличиваем шансы злоупотребления ею. Так обычно и происходит, если Только сам лидер-слуга не отдает себе отчета в том, что он всего лишь управляющий. Он должен осознавать, что власть Дана ему для того, чтобы заботиться о людях, а не наслаждаться ею. Мы также знаем, что те, кто должен следить за исполнением своих обязанностей лидером, тоже могут иметь недостатки. Поэтому должна существовать дополнительная система контроля, помогающая напоминать лидеру-слуге о его обязанностях. Такой совет может состоять из старейшин, попечителей, ученых или святых; главную роль в нем должны играть отрешенные духовные лидеры, понимающие подлинные нужды граждан и способные давать советы, основанные на религиозных принципах.
В хорошей семье все вопросы решаются совместно матерью и отцом, причем зачастую у каждого из них есть свои полномочия в отношении детей и различных семейных обязанностей. Хотя эта схема является естественной и практичной, даже ее можно извратить. Поэтому здесь тоже существуют люди, следящие за ситуацией и готовые дать хороший совет — старшие, лидеры общины, социальные работники, официальная власть и т.д. Их предназначение — помогать членам семьи и, если необходимо, ставить их на место.
Любая система грешит недостатками, и все же некоторые формы правления таят в себе больше проблем, чем другие. Природе человека присуща двойственность. Мы склонны впадать в иллюзию и совершать ошибки; наши чувства несовершенны, и у нас есть тенденция обманывать других. Но, несмотря на все это, нам все равно приходится как-то организовывать свои жизни и координировать свои действия. Нам нужны наставники, лидеры. Главный вопрос таков: хотя все мы в чем-то совершаем ошибки, как свести их к минимуму и принести высшее благо максимально большому количеству людей?